Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

84. О ПОКАЯНІИ И ТЕРПѢНІИ.

Размышлялъ ли кто, что настоящая жизнь сія — тоже, что бѣглый рабъ, и непостоянный переметчикъ, и разоряемая храмина; и оградилъ ли кто свою душу такъ премудро, чтобы не подпасть ожидаемому въ будущій страшный и великій день Божію приговору на людей лукавыхъ? Какіе источники слезъ достаточны будутъ для того, чтобы намъ угасить пламень прежде, нежели испытали его? Или кто умилостивитъ за насъ Судію, чтобы не осудилъ насъ грѣшныхъ? Кто даже изъ святыхъ испроситъ намъ прощеніе у человѣколюбца Бога? Кто гнѣвъ Божій обратитъ на милость и правосудіе на милосердіе, если не умолитъ Судію тотъ одинъ, кто самъ себѣ связалъ бремя грѣховъ, и несетъ, и развязываетъ, и облегчаеть оное, когда хочетъ? Ибо увеличиваемъ бремена, когда тяжко грѣшимъ, и облегчаемъ также оныя, когда горько каемся; и отъ насъ самихъ зависитъ разрѣшать и вязать. Божіе же дѣло — прощать припадающихъ къ Нему; ибо дѣйствительно у насъ человѣколюбивый Владыка, Который покаяніемъ разрѣшаетъ бремена рабовъ.

Итакъ, прежде отшествія своего будемъ усильно умолять Судію, исповѣдуясь Ему, чтобы избавилъ насъ отъ прещенія Своего. И Ной, и Іовъ, и Даніилъ, — друзья Самого Бога, и Пророки, при всемъ своемъ дерзновеніи, ежели бы стали умолять Бога /с. 81/ за дѣтей, прося помилованія имъ отъ наказанія, то ни малой не принесли бы имъ пользы, и не были бы услышаны и приняты. Что же сдѣлаемъ мы, вознерадѣвъ о себѣ самихъ? Кто исхититъ насъ отъ гнѣва Божія, кромѣ единаго судящаго и оправдывающаго Бога?

Смотри, чѣмъ воздали Богу святые мученики, подвизавшіеся на землѣ, и какое дерзновеніе обрѣли у Бога своимъ мученичествомъ? Изгладивъ свои грѣхопаденія, не въ этомъ только пріяли они даръ, но въ добавленіе получили небесное царство и рай, потому что пролили кровь свою за ту кровь, которая выше всякой цѣны и неоцѣнима, то есть, за кровь Владычнюю; и любовь къ Богу предпочтя дѣтямъ, даже супругамъ, стали они, наконецъ, побѣдителями на поприщѣ, чтобы по испытаніи бичеваній, получить вѣнцы за свой подвигъ. Любовь къ Спасителю столько влекла умъ ихъ на одно съ Нимъ поприще, что, будучи тлѣнными, купили они нетлѣнное. А мы рабы, чѣмъ воздадимъ Владыкѣ и Царю славы? Мы часто не терпимъ, чтобы приразилось къ намъ и слово, произносимое братомъ; предавая забвенію язвы свои, и явныя и тайныя, вѣдомыя Богу, не можемъ перенести и снѣга падающаго изъ воздуха. Другіе, претренные ради Бога, увѣнчались; а мы, хотя и безъ мученія можемъ стать мучениками, дѣлаемъ противное и остаемся ни къ чему непотребными, даже дѣлаемся добычею мысленныхъ оныхъ звѣрей и лукавыхъ бѣсовъ.

Что дѣлаешь ты, человѣкъ, нерадя о добродѣтели? Творецъ отдалъ тебя, какъ золото, расплавить, именно же посредствомъ оскорбленій и искушеній, чтобы ты при великомъ своемъ терпѣніи и великодушіи оказался избраннымъ и чистымъ сосудомъ. Ибо человѣкъ не искушенный бываетъ неблагоискусенъ.

Одинъ изъ таковыхъ я, написавшій сіе, я ни къ чему непотребный и грѣшный, нестяжатель всякой добродѣтели, недостойный называться братомъ вашимъ, потому что бѣжалъ скорби, готовившей мнѣ вѣнецъ; я неискусный, и осмѣлявшійся хвалить му/с. 82/чениковъ. Ибо какъ скоро касаюсь таковыхъ похвалъ, начинаю горько сѣтовать, прихожу въ сильный страхъ; уязвляетъ меня совѣсть, и поражаетъ меня мысль о воздаяніи на будущемъ судѣ за худыа дѣла; потому что обременяемый и подавляемый ими, не достоинъ я воззрѣть на высоту. И если стану произносить похвалы мученикамъ, совѣсть, какъ звѣрь наступаетъ на меня среди помысловъ и предъ обличающимъ Богомъ, Который видитъ тайны всѣхъ людей. Она говоритъ мнѣ: «Кто ты, распространяющійся о дѣлахъ другихъ, когда скуденъ ими самъ? Какое оправданіе дашь Богу, приведшему тебя изъ тмы въ свѣтъ, осмѣливаясь говорить о добродѣтеляхъ, которымъ самъ не подражаешь?»

Но лучше, пока не умолкъ я, какъ не пріобрѣтшему своего, говорить мнѣ о вашемъ. И поелику имѣю у себя человѣколюбиваго Владыку, то не перестану провозглашать похвалы мученикамъ. Разсуди: я одинъ недостоинъ и скуденъ во всякой добродѣтели, однако же ростовщикамъ отдаю деньги, чтобы Господь, пришедши, взялъ ихъ съ лихвою. Хочу избѣжать обвиненія за талантъ и не быть осужденнымъ съ тѣмъ лукавымъ человѣкомъ, который зарылъ талантъ въ землю; и потому желающему спастись даю совѣтъ не подражать мнѣ грѣшному, но, какъ мудрому, принять слова мои. Впрочемъ, не почитаю совершенствомъ говорить о семъ, потому что волю Божію знаютъ всѣ, большіе и малые, знатные и бѣдные; и каждый, если посмотритъ, увидитъ, что для него полезно, чего хочетъ отъ него Богъ, и какъ ему должно спастись.

Слышали вы, думаю, что уготованы намъ геенна, и огонь неугасимый, и скрежетъ зубовъ, и тма кромѣшняя, а также червь, пламенѣющая огнемъ и стремительно текущая предъ лицемъ Судіи страшная рѣка, какою угрожаетъ намъ Человѣколюбецъ, если не сохранимъ заповѣдей Божіихъ, если напередъ не зальемъ пламени слезами, если не угасимъ геенны покаяніемъ, если не умертвимъ червя цѣломудріемъ, если не умолимъ вполнѣ непогрѣшитель/с. 83/наго Судію, пока мы въ этой еще жизни, если тамошняго Судію не предупредимъ исповѣданіемъ въ настоящемъ еще мірѣ, если не покажемъ такого раскаянія, которое одно можетъ умилостивить Судію. Богъ не намъ, но діаволу и аггеламъ его, назначилъ мученія, мы же сами великими своими пороками дѣлаемъ себя наслѣдниками страшныхъ сихъ мукъ; и чтó угрожало лютому змію, тó будемъ добровольно терпѣть мы, человѣки. Ибо говоритъ: идите въ огнь вѣчный, уготованный лукавому змію и аггеламъ его (Матѳ. 25, 41); но не сказалъ: въ огонь, уготованный человѣкамъ. Если поступающіе здѣсь худо въ настоящей еще жизни извѣдываютъ такую строгость и неисчислимые роды наказаній, то тѣмъ паче въ будущемъ вѣкѣ непогрѣшительное и неподкупное судилище будетъ неумолимо къ намъ грѣшнымъ, столько преступнымъ предъ Судіею.

О какъ велико наше ослѣпленіе! Умоляемъ Бога услышать насъ и отверсть намъ дверь, которую заградили мы еще прежде своего вшествія, т. е., прежде молитвы. Что дѣлаешь, человѣкъ, страждущій неразуміемъ? Дверь Владычняя всегда отверста и для большихъ и для малыхъ, а мы утруждаемъ Владыку отверсть ее намъ, — мы, которые сами ее для себя затворили: ибо въ нашей власти и отверзать и затворять ее. Если не будемъ грѣшить, Владычняя дверь щедротъ всегда для людей отверста; а какъ скоро согрѣшимъ, она тотчасъ затворится. Богъ не затворяетъ двери рабамъ Своимъ, когда приближаются къ Нему въ молитвѣ; напротивъ того, дверь сія всегда отверста ищущимъ Бога; потому что вамъ Онъ сказалъ: просите, ищите, толцыте (Матѳ. 7, 7), выражая готовность Свою все дать просящему. Не будь жестокъ самъ къ себѣ, несчастный, не приписывай Богу безчеловѣчія. Виновны мы сами, которые своею грѣховностію сограждаемъ стѣну и своими желаніями куемъ мѣдную дверь.

Итакъ, примирившись, разсуди самъ съ собою и разрѣши отъ узъ связанную тобою душу. Богъ стоитъ и еще ждетъ отъ тебя, человѣкъ, чтобы при/с. 84/мирился ты съ Владыкою; Онъ все еще жаждетъ твоего возвращенія, чтобы принять тебя, если будешь жить честно. Итакъ примири внутренняго своего человѣка съ внѣшнимъ и будь потомъ свободенъ отъ горькаго рабства. Въ такомъ случаѣ и ту дверь, которую заградилъ ты для себя, найдешь всегда отверетою для молитвъ своихъ; за что слава Отцу и Сыну и Святому Духу нынѣ и во вѣки! Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 80-84.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.