Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Кириллъ Іерусалимскій (†386 г.)

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, извѣстный своими огласительными поученіями ко крещаемымъ. Родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Въ 350 г. или 351 г. послѣ смерти архіеп. Максима онъ сталъ его преемникомъ на Іерусалимской каѳедрѣ. Живя во время наибольшихъ смутъ въ Церкви отъ аріанъ, онъ, по ихъ проискамъ, не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 г., оставивъ послѣ себя 1) 18 огласительныхъ словъ къ просвѣщаемымъ вмѣстѣ съ словомъ предогласительнымъ и 5 словъ тайноводственныхъ къ новопросвѣщеннымъ. 2) Бесѣда о разслабленномъ при купели. 3) Письмо къ императору Констанцію и 4) нѣкоторые фрагменты. Въ основу огласительныхъ словъ положенъ древній Сѵмволъ вѣры Іерусалимской церкви. Въ 5 тайноводственныхъ словахъ св. Кириллъ изъясняетъ затронутые въ предыдущихъ словахъ предметы преданія. Здѣсь онъ изъясняетъ обряды крещенія, мѵропомазанія и евхаристіи, составляющіе въ своей совокупности образы совершенія этихъ таинствъ. Память свт. Кирилла, архіеп. Іерусалимскаго — 18 (31) марта.

Творенія свт. Кирилла Іерусалимскаго

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО КИРИЛЛА, АРХІЕПИСКОПА ІЕРУСАЛИМСКАГО.
(Переводъ Ярославской Духовной Семинаріи. М., 1900).

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНІЕ ТРЕТІЕ.
[Къ готовящимся во Іерусалимѣ ко просвѣщенію, говоренное безъ приготовленія, о крещеніи, на слова изъ посланія къ Римляномъ: Или не разумѣете, яко елицы во Христа Іисуса крестихомся, въ смерть Его крестихомся; спогребохомся убо Ему крещеніемъ и проч. Римл. 6, 3-4].

1. Веселитеся небеса и торжествуй земля о тѣхъ, кои хотятъ окропиться ѵссопомъ, очистить себя ѵссопомъ духовнымъ и силою того, который во время страданія своего посредствомъ ѵссопа и трости напаяемъ былъ. Силы небесныя да радуются; а души, имѣющія сочетаться съ духовнымъ Женихомъ, да пріуготовляются къ сему. Ибо гласъ вопіетъ уже въ пустынѣ: уготовайте путь Господень (Исаіи 40, 3). Не маловажное дѣло сіе; не тѣлесъ обыкновенное и безразсудное сочетаніе, но избраніе по вѣрѣ всеиспытующаго духа. Мірскія супружества и брачные союзы не съ надлежащимъ совершаются разборомъ; но гдѣ или богатство, или красота, тамъ скоро соглашается женихъ; а здѣсь не красота тѣлесная, но неукоризненная совѣсть души; не предосудительное богатство, но богатство душевнаго благочестія уважается. Итакъ, чада оправданія, внемлите Іоанну увѣщавающему и говорящему: исправите путь Господень (Іоан. 1, 23); старай/с. 32/тесь уничтожить всякое препятствіе и соблазнъ, дабы прямо шествовать вамъ къ вѣчной жизни. Посредствомъ нелицемѣрныя вѣры уготовьте чистые души сосуды для пріятія Святаго Духа. Начните покаяніемъ измывать одежду вашу; дабы, когда призваны будете въ чертогъ брачный, явиться вамъ чистыми. Ибо хотя Женихъ призываетъ всѣхъ безъ изъятія; потому что благодать щедра, и громкій гласъ провозвѣстниковъ собираетъ всѣхъ; впрочемъ Самъ же Онъ различаетъ вшедшихъ на таинственный пиръ брачный. Да не случится кому-либо изъ тѣхъ, коихъ имена внесены въ списокъ, услышать теперь: друже! како вшелъ еси сѣмо, не имый одѣянія брачна (Матѳ. 22, 12)? Но да услышитъ каждый изъ васъ: добрѣ, рабе благій и вѣрный, о малѣ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21); ибо доселѣ стоялъ ты за вратами. О когда бы всякъ изъ васъ могъ сказать: введе мя царь въ ложницу свою. Да возрадуется душа моя о Господѣ: облече бо мя въ ризу спасенія, и одеждею веселія одѣя мя: яко на жениха, возложи на мя вѣнецъ, и яко невѣсту украси мя красотою (Пѣснь Пѣсн. 1, 3. Исаіи 61, 10): да явится душа каждаго изъ васъ, не имущая скверны, или порока, или нѣчто отъ таковыхъ (Ефес. 5, 27); не говорю я, чтобы это было прежде принятія благодати: ибо для чего бы иначе звать васъ къ отпущенію грѣховъ? Но чтобы тогда, какъ даруется благодать, согласна была съ благодатію совѣсть, бывъ обрѣтена неукоризненною.

2. Велико поистинѣ дѣло сіе, братіе; потому съ размышленіемъ приступите къ оному. Каждый изъ васъ имѣетъ предстать Богу предъ миріадами воинства Ангельскаго. Духъ Святый будетъ запечатлѣвать ваши души. Вы будете, избираемы въ воинство великаго Царя. Итакъ, расположите и приготовьте себя, облек/с. 33/шись не въ драгоцѣнныя одежды, но въ благочестіе души, открывающееся въ доброй совѣсти. Приступи ко крещенію не такъ, какъ къ водѣ простой, но какъ къ духовной благодати, съ водою даруемой. Ибо какъ приносимое въ жертву, простое по природѣ, оскверняется чрезъ призываніе идоловъ: такъ напротивъ простая вода, получивъ силу отъ призыванія Св. Духа и Христа и Отца, дѣлается святою. Такъ какъ человѣкъ состоитъ изъ двухъ частей, изъ души и тѣла, то и очищеніе двоякое: безтѣлесное для безтѣлеснаго, а тѣлесное для тѣла. Вода очищаетъ тѣло, а духъ душу запечатлѣваетъ, чтобы намъ приступить къ Богу съ сердцемъ окропленнымъ и тѣломъ омытымъ водою чистою. Итакъ, когда сойдешь ты на воду; то не простую воду представляй себѣ, но отъ дѣйствія Святаго Духа ожидай спасенія. Ибо безъ того и другого невозможно тебѣ достигнуть совершенства. Не я говорю сіе, но Господь Іисусъ Христосъ, имѣющій въ семъ дѣлѣ власть; Онъ говоритъ: аще кто не родится свыше и присовокупляетъ слова: водою и Духомъ, не можетъ внити въ Царствіе Божіе (Іоан. 3, 3. 5). Ни тотъ, кто крещается водою, но не удостоенъ Духа, не имѣетъ совершенной благодати; ни тотъ, кто хотя бы добръ былъ по дѣламъ, но не получилъ запечатлѣнія водою, не войдетъ въ Царствіе Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо такъ опредѣлилъ Іисусъ. И вотъ доказательство въ Божественномъ Писаніи: Корнилій былъ мужъ праведный, удостоившійся видѣнія Ангельскаго; молитвы его и милостыни представляли на небѣ предъ Богомъ прекрасный столпъ. Пришелъ Петръ, и Духъ излился на вѣрующихъ, и начали говорить на другихъ языкахъ и пророчествовать; впрочемъ, Писаніе говоритъ, что и послѣ сей духовной благодати Петръ повелѣлъ имъ креститься во имя Іисуса Христа, дабы, /с. 34/ по возрожденіи души вѣрою, посредствомъ воды пріяло благодать и тѣло. Ежели же кто желаетъ знать, почему чрезъ воду, а не чрезъ другую стихію, даетъ благодать: тотъ найдетъ разрѣшеніе сего въ Божественномъ Писаніи. Вода есть нѣчто особенное и наилучшее изъ четырехъ видимыхъ стихій міра. Небо есть жилище Ангеловъ, но небеса изъ воды. Земля есть обиталище человѣковъ, но земля изъ воды. И прежде всего шестидневнаго устроенія тварей, Духъ Божій носился надъ водою. Начало міра — вода; и начало Евангелія — Іорданъ. Освобожденіе Израиля отъ Фараона совершилось посредствомъ моря, и освобожденіе міра отъ грѣховъ совершается чрезъ омовеніе водою при дѣйствіи Слова Божія. Гдѣ Богъ вступаетъ въ завѣтъ съ кѣмъ нибудь, тамъ и вода. Съ Ноемъ заключенъ былъ завѣтъ послѣ потопа; заключенъ завѣтъ съ Израилемъ при горѣ Синайской; но и онъ заключенъ при посредствѣ воды и червленой волны и ѵссопа. Илія возносится, но и здѣсь не безъ воды. Ибо сперва проходитъ чрезъ Іорданъ, потомъ восхищается на небо. Первосвященникъ сперва омывается, потомъ возжигаетъ куренія. Ааронъ прежде омылся, потомъ сдѣланъ былъ Первосвященникомъ. Ибо какъ бы онъ приступилъ къ молитвѣ за другихъ, не бывъ еще самъ очищенъ водою? И знаменіемъ крещенія была умывальница, находившаяся въ Скиніи.

3. Крещеніе есть конецъ Ветхаго Завѣта и начало Новаго. Ибо началъ оное Іоаннъ, коего болій никтоже воста въ рожденныхъ женами (Матѳ. 11, 11): Онъ есть конецъ Пророковъ: всѣ Пророки и законъ до Іоанна (13); онъ же начало дѣйствій Евангельскихъ. Ибо зачало Евангелія Іисуса Христа и проч. бысть Іоаннъ крестяй (Марк. 1, 4) крещеніемъ. Ты скажешь, Илія Ѳесвитянинъ взятъ на небо; однакожъ онъ не болѣе /с. 35/ Іоанна. Перенесенъ на небо Енохъ, но онъ не болѣе Іоанна. Моисей былъ величайшій законодатель, и всѣ Пророки были удивительны; но они не больше Іоанна. Я не дерзаю сравнивать Пророковъ съ Пророками; но Самъ Владыка ихъ и нашъ Господь Іисусъ произнесъ судъ: не воста въ рожденныхъ женами болій Іоанна; въ рожденныхъ не дѣвами, но женами. Великій служитель сравнивается съ сослужителями: превосходство же и благодать Сына несравненны въ отношеніи къ рабамъ. Видишь ли ты, какого человѣка избралъ Богъ въ предшественника сей благодати? Бѣднаго, пустыннолюбиваго, однакожъ не человѣко-ненавистника; онъ ѣлъ акриды и окрыленную имѣлъ душу; питался медомъ, и слова его были сладостнѣе и полезнѣе меда; носилъ одежду изъ верблюжьяго волоса, и представлялъ въ себѣ образецъ подвижнической жизни; еще будучи въ утробѣ матерней освященъ онъ былъ Св. Духомъ. Правда, освященъ былъ также и Іеремія, однакожъ Іеремія не прорекъ въ ней. Одинъ Іоаннъ, будучи въ утробѣ матерней, взыграся радощами (Луки 1, 44); и не видя тѣлесными очами, позналъ Владыку духомъ. Поелику благодать крещенія была дѣло великое, то надлежало быть велику и первому ея провозвѣстнику.

4. Онъ крестилъ во Іорданѣ; выходилъ къ нему весь Іерусалимъ, пріемля начатки крещенія: Ибо всѣ наилучшія блага въ Іерусалимѣ. Но знайте, Іерусалимляне, какимъ образомъ выходящіе принимали отъ него крещеніе: они исповѣдывали грѣхи свои. Сперва они открывали раны, потомъ онъ прилагалъ врачевства, и тѣмъ, которые вѣровали, дарствовалъ искупленіе отъ вѣчнаго огня. И если ты самъ хочешь увѣриться въ томъ, что крещеніе Іоанново есть искупленіе отъ угрожающаго огня; то слушай, что говоритъ онъ: рожде/с. 36/нія ехиднова, кто сказа вамъ бѣжати отъ будущаго гнѣва (Матѳ. 3, 7)? Итакъ, не будь болѣе ехидною, но какъ нѣкогда былъ ты порожденіемъ ея, то оставь, говоритъ онъ, образъ прежней грѣховной жизни. Всякій змѣй, вползая въ узкое мѣсто, оставляетъ старую чешую, и чрезъ сжатіе себя скинувши старость, юнѣетъ тѣломъ. Такъ и ты, говоритъ онъ, взойди узкими и тѣсными вратами; изнуривъ себя постомъ, изгони то, что погубляетъ тебя. Совлекись ветхаго человѣка съ дѣяньми его (Кол. 3, 9), и скажи сіи слова, находящіяся въ пѣсняхъ: совлекохся ризы моея, како облекуся въ ню (Пѣсн. Пѣсн. 5, 3)? Но нѣтъ ли кого нибудь изъ васъ лицемѣра, человѣкоугодника, только представляющаго видъ благочестія, а не отъ сердца вѣрующаго, лицемѣрствующаго съ Симономъ волхвомъ, пришедшаго не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? Да слышитъ и таковый слова Іоанна: уже и сѣкира при корени древа лежитъ: всяко убо древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо (Матѳ. 3, 10). Неумолимъ Судія; — оставь лицемѣріе.

5. Что же надобно дѣлать? и какіе суть плоды покаянія? имѣяй двѣ ризы, да подастъ не имущему (Лук. 3, 11). Тотъ, Кто училъ сему, стóитъ того, чтобъ Ему вѣрить. Поелику самъ Онъ первый и исполнялъ то, чему училъ. Онъ говорилъ безъ зазрѣнія: ибо совѣсть не упрекала его и не связывала языка. И имѣяй брашна, такожде да творитъ. Ты хочешь получить благодать Духа Святаго, а чувственной пищи не удостоиваешь бѣдныхъ? Ты ищешь великаго, а малаго не удѣляешь? Хотя бы ты былъ мытарь, хотя бы любодѣй, надѣйся спастися. Мытари и любодѣйцы варяютъ вы въ Царствіи Божіи (Матѳ. 21, 31). И Павелъ свидѣтельствуетъ о семъ, говоря: ни блудницы, /с. 37/ ни идолослужители, ни тѣ, коихъ далѣе онъ исчисляетъ. Царствія Божія не наслѣдятъ. И сими убо нѣцыи бѣсте, но омыстеся, но освятистеся (1 Кор. 6, 9. 11): не сказалъ онъ: сими нѣцыи есте, но сказалъ: сими нѣцыи бѣсте. Грѣхъ невѣдѣнія прощается, а зло закоренѣлое осуждается.

6. Крещеніе прославлено для тебя Самимъ Единороднымъ Сыномъ Божіимъ. Что же еще говорить мнѣ о человѣкѣ? Великъ Іоаннъ, но что онъ въ сравненіи съ Господомъ? Велегласенъ оный гласъ, но что онъ въ отношеніи къ сему Слову? Весьма знаменитъ провозвѣстникъ, но что онъ въ сравненіи съ Царемъ? знаменитъ крещающій водою, но что онъ въ отношеніи ко крещающему Духомъ Святымъ и огнемъ? Духомъ Святымъ и огнемъ крестилъ Апостоловъ Спаситель, когда бысть внезапу съ небесе шумъ, яко носиму дыханію бурну, и исполни весь домъ, идѣже бяху сѣдяще; и явишася имъ раздѣлени языцы, яко огненни; сѣде же на единомъ коемждо ихъ. И исполнишася вси Духа Свята (Дѣян. 2, 2. 4).

7. Кто не приметъ крещенія, тотъ спасенія не имѣетъ, кромѣ только мучениковъ, которые и безъ воды получаютъ Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестомъ, и бывъ пронзенъ въ ребро, извелъ изъ него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другіе во время гоненій крестились собственнаго кровію. Да и мученичество Спаситель назвалъ крещеніемъ, говоря: можете ли пити чашу, юже Азъ пію, и крещеніемъ, имже Азъ крещаюся, креститися (Марк. 10, 38)? И мученики сознаютъ сіе, содѣдываясь зрѣлищемъ для міра, и Ангеловъ, и человѣковъ; и ты со временемъ дознаешь: но теперь еще не время тебѣ слышать сіе.

/с. 38/ 8. Освятилъ крещеніе Іисусъ, крестившись Самъ. Ежели Сынъ Божій крестился, то какой благочестивый человѣкъ можетъ презирать крещеніе? Крестился же Онъ не для того, чтобъ получить прощеніе грѣховъ, (ибо Онъ былъ безгрѣшенъ), но будучи безгрѣшнымъ, крестился для того, дабы крещающимся даровать Божественную благодать и славу. Ибо какъ по примѣру дѣтей, имѣющихъ плоть и кровь, и Самъ Онъ принялъ то же, дабы мы сдѣлавшись участниками съ Нимъ въ воплощенномъ Его явленіи, вмѣстѣ сдѣлались участниками и въ Божественной Его благодати: такъ и крестился Іисусъ для того, дабы мы чрезъ сіе опять сдѣлавшись съ Нимъ общниками, могли получить славу вмѣстѣ со спасеніемъ. По словамъ Іова, въ водахъ былъ драконъ, могшій поглотить Іорданъ. Итакъ, поелику надлежало сокрушить главы дракона, Онъ, нисшедши въ воды, связалъ сильнаго, дабы мы получили отъ Него власть наступать на зміевъ и скорпіоновъ. Это былъ не малый звѣрь, но звѣрь страшный. Всѣ рыболовныя суда не могли поднять одной кожи хвоста его; ему предшествовала погибель, потребляющая тѣхъ, кои съ нимъ встрѣчались. Притекла жизнь, дабы наконецъ прекратить дѣйствіе смерти; дабы всѣ мы, бывъ спасены, могли сказать: Гдѣ ти смерте, жало? Гдѣ ти аде, побѣда (1 Кор. 15, 55)? Крещеніемъ притупляется жало смерти.

9. Съ грѣхами нисходишь ты на воду: но Благодатное призываніе, запечатлѣвшее душу твою, уже не попуститъ быть тебѣ поглощену страшнымъ дракономъ. Нисшедши мертвымъ грѣхами, восходишь оживотвореннымъ правдою. Ибо, ежели ты сдѣлался сообразнымъ подобію смерти (Римл. 6, 5) Спасителя, то удостоишься и воскресенія. Поелику, какъ Іисусъ, воспріявъ на Себя грѣхи вселенной, умеръ, дабы умертвивши /с. 39/ грѣхъ, воскресить тебя правдою: такъ и ты нисшедши на воду, и нѣкоторымъ образомъ погребшись въ оной, подобно, какъ Онъ во гробѣ каменномъ, востаешь паки, дабы ходить во обновленіи жизни (Римл. 6, 4). Потомъ, когда удостоишься ты благодати, тогда Онъ подастъ тебѣ крѣпость сражаться съ вражіими силами. Ибо, какъ Онъ сорокъ дней искушаемъ былъ послѣ крещенія, не потому, что и прежде сего не могъ побѣдить врага; но потому, что все хотѣлъ дѣлать въ порядкѣ и постепенно: такъ и ты, который прежде крещенія не дерзалъ сражаться съ врагами, теперь, пріявъ благодать и бывъ ободренъ оружіемъ правды, ополчайся и, если хочешь, проповѣдуй Евангеліе.

10. Іисусъ Христосъ былъ Сынъ Божій. Но не прежде крещенія Онъ началъ проповѣдывать Евангеліе. Ежели самъ Владыка наблюдалъ порядокъ времени; то мы ли, рабы, приступимъ къ чему либо безъ соблюденія порядка? Съ того времени Іисусъ началъ проповѣдывать, какъ Духъ Святый нисшелъ на Него тѣлеснымъ образомъ въ видѣ голубя; не для того, чтобы Іисусъ въ первый разъ позналъ Его, (ибо Онъ зналъ Его и прежде тѣлеснаго сошествія); но для того, чтобы, узрѣлъ Его крещающій Іоаннъ. Ибо азъ не вѣдѣхъ Его, говоритъ онъ, но Пославый мя крестити водою, Той мнѣ рече: надъ негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Немъ, Той есть (Іоан. 1, 33). Ежели и ты имѣешь нелицемѣрное благочестіе, то и на тебя нисходитъ Духъ Святый; гласъ Отчій свыше взываетъ къ тебѣ, не тотъ: Сей есть Сынъ Мой (Матѳ. 3, 17); но нынѣ сдѣлался сыномъ Моимъ: ибо быть сыномъ — Ему принадлежитъ. Поелику въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1). Къ нему сказано: есть; поелику Онъ есть всегда Сынъ Божій; къ тебѣ же: нынѣ сдѣлался: потому что ты /с. 40/ сыновство имѣешь не по природѣ, но получаешь оное по усыновленію. Онъ вѣчно есть Сынъ; а ты получаешь благодать сію по мѣрѣ усовершенствованія себя.

11. Итакъ, уготовь сосудъ душевный, дабы сдѣлаться тебѣ Сыномъ Божіимъ, наслѣдникомъ Богу, снаслѣдникомъ Христу; если только дѣйствительно уготовляешь себя къ пріятію сего дара, если съ вѣрою желаешь сдѣлаться вѣрнымъ, если произвольно слагаешь съ себя ветхаго человѣка. Ибо прощено будетъ все, что ни сдѣлано тобою, блудъ ли то, прелюбодѣяніе ли, или другой какой видъ невоздержанія. Что ужаснѣе, какъ распять Христа? Крещеніе и отъ сего очищаетъ. — Ибо тѣмъ, кои обращаясь ко Господу, вопрошали и говорили: что сотворимъ, мужіе братіе (Дѣян. 2, 37) велика рана, поразилъ ты насъ, Петръ, нашимъ преступленіемъ, сказавъ: Начальника жизни убисте (3, 15): чѣмъ излѣчить такую рану? Какъ очистить такую скверну? Какъ спастись отъ такой пагубы? покайтеся, вѣщаетъ онъ, и да крестится кійждо васъ во имя Іисуса Христа, Господа нашего, во оставленіе грѣховъ, и пріимете даръ Св. Духа (Дѣян. 2, 38).

12. Неизъяснимое человѣколюбіе Божіе! люди не надѣются спасенія, и удостоиваются Св. Духа. Видишь силу крещенія. Если кто изъ васъ по невѣдѣнію отрекся Христа предъ людьми; если кто словами богохульными распялъ Его; если кто дѣлами злыми подвергъ хулѣ ученіе Его; таковый раскаявайся и будь благонадеженъ; ибо та же и нынѣ у насъ благодать. Дерзай, Іерусалимъ, — сниметъ съ тебя Господь всѣ неправды твои; отмыетъ Господь скверну сыновъ, и дщерей своихъ духомъ суда и духомъ зноя (Исаіи 4, 4): окропить на вы воду чисту, и очиститеся отъ всѣхъ грѣховъ вашихъ (Іезек. 26, 25). Восторжествуютъ о васъ Ангели и скажутъ: кто сія восходящая убѣлена, и утвержаема /с. 41/ о братѣ своемъ (Пѣсн. Пѣсн. 8, 5)? Ибо душа, бывши прежде рабою, нынѣ имѣетъ братомъ своимъ Самого Владыку, Который пріемля нелицемѣрное произволеніе ея, возгласитъ: Се еси добра, искренняя моя, се еси добра; зубы твои яко стада (1, 14) остриженныхъ (4, 2) по чистосердечному исповѣданію твоему, и послѣ того: вся двоеплодны (Пѣсн. Пѣсн. 4, 2) по двоякой благодати, совершаемой, т. е. водою и Духомъ, и возвѣщаемой въ Ветхомъ Завѣтѣ и Новомъ. Итакъ, скончавши поприще поста, содержа въ памяти сказанное, принося плодъ добрыхъ дѣлъ, въ непорочности представши предъ Духовнаго Жениха, да сподобитесь получить оставленіе грѣховъ отъ Бога.

Слава Ему купно съ Сыномъ и Святымъ Духомѣ во вѣки. Аминь.

Источникъ: Иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго, огласительныя и тайноводственныя поученія. Переводъ съ греческаго. — М.: Синодальная Типографія, 1900. — С. 31-41.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.