Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Кириллъ Іерусалимскій (†386 г.)

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, извѣстный своими огласительными поученіями ко крещаемымъ. Родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Въ 350 г. или 351 г. послѣ смерти архіеп. Максима онъ сталъ его преемникомъ на Іерусалимской каѳедрѣ. Живя во время наибольшихъ смутъ въ Церкви отъ аріанъ, онъ, по ихъ проискамъ, не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 г., оставивъ послѣ себя 1) 18 огласительныхъ словъ къ просвѣщаемымъ вмѣстѣ съ словомъ предогласительнымъ и 5 словъ тайноводственныхъ къ новопросвѣщеннымъ. 2) Бесѣда о разслабленномъ при купели. 3) Письмо къ императору Констанцію и 4) нѣкоторые фрагменты. Въ основу огласительныхъ словъ положенъ древній Сѵмволъ вѣры Іерусалимской церкви. Въ 5 тайноводственныхъ словахъ св. Кириллъ изъясняетъ затронутые въ предыдущихъ словахъ предметы преданія. Здѣсь онъ изъясняетъ обряды крещенія, мѵропомазанія и евхаристіи, составляющіе въ своей совокупности образы совершенія этихъ таинствъ. Память свт. Кирилла, архіеп. Іерусалимскаго — 18 (31) марта.

Творенія свт. Кирилла Іерусалимскаго

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО КИРИЛЛА, АРХІЕПИСКОПА ІЕРУСАЛИМСКАГО.
(Переводъ Московской Духовной Академіи. Изданіе 1-е. М., 1855).

СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ.

12 ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЪ ПРОСВѢЩАЕМЫМЪ,
говоренное безъ пріуготовленія говоренное въ Іерусалимѣ, на слова: воплотившагося и вочеловѣчившагося.

Чтеніе изъ Исаіи: и приложи Господь глаголати ко Ахазу, рекій: проси себѣ знаменія отъ Господа Бога Твоего и проч. Се Дѣва во чревъ зачнетъ и родитъ Сына, и наречеши имя Ему Эммануилъ и проч. (Иса. 7, 10-14.).

1.) Совоспитанники чистоты и ученики цѣломудрія, исполненными непорочности устами воспрославимъ рожденнаго отъ Дѣвы Бога. Сподобившіеся снѣсти отъ мясъ духовнаго Овчати, снѣдимъ главу съ ногами (Исх. 12, 9.), подъ именемъ главы разумѣя Божество, и подъ именемъ ногъ понимая человѣчество. Слушатели Святыхъ Евангелій, повѣримъ Іоанну Богослову. Ибо, сказавъ: въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1.), присовокупилъ: и Слово плоть бысть (14.). И поклоняться простому человѣку не преподобно, и именовать только Богомъ безъ человѣчества неблагочестно. Если Христосъ Богъ (какъ и дѣйствительно), но не воспріялъ человѣчества; то чужды мы спасенія. Да поклоняемся Ему, какъ Богу, и да вѣруемъ, что Онъ вочеловѣчился. Именовать человѣкомъ безъ /с. 169/ Божества неполезно; и не исповѣдывать человѣчества съ Божествомъ не спасительно. Исповѣдуемъ пришествіе Царя и Врача. Ибо Царь Іисусъ, приступая къ врачеванію, препоясавшись лентіономъ человѣчества, уврачевалъ недужное. Совершенный Учитель младенцевъ Самъ младенчествовалъ съ младенцами, чтобы упремудрить несмысленныхъ. Небесный Хлѣбъ снисшелъ на землю, чтобы напитать истаевающихъ гладомъ.

2.) Но Іудеи, уничижая пришедшаго, и на гибель себя ожидая грядущаго, отринули истиннаго Христа, и въ заблужденіи своемъ пріемлютъ ложнаго. Но и въ семъ оказывается истиннымъ Спаситель, Который сказалъ: Азъ пріидохъ во имя Отца Моего, и не пріемлете Мене: аще инъ пріидетъ во имя свое, того пріемлете (Іоан. 5, 43.). Хорошо предложить Іудеямъ вопросъ: Пророкъ Исаія, который говоритъ, что Эммануилъ родится отъ Дѣвы, истинный ли, или ложный Пророкъ? Если обвинятъ его какъ лжеца, то сіе нимало неудивительно; потому что въ обычаѣ у нихъ не только обвинять Пророковъ во лжи, но и побивать камнями. Если же Исаія Пророкъ истинный, то покажите Эммануила. И грядущій, ожидаемый вами, раждается ли, или не раждается, отъ Дѣвы? Если не раждается отъ Дѣвы, то Пророка обвиняете во лжи. А если ожидаете, что грядущій родится отъ Дѣвы; то почему отвергаете уже родившагося?

3.) Но пусть Іудеи предаются заблужденію, потому что сами того желаютъ; Церковь же Божія да прославляется. Ибо пріемлемъ Бога-Слова истинно вочеловѣчившагося, не отъ похоти мужа и жены, /с. 170/ какъ говорятъ еретики, но, по сказанному въ Евангеліи, отъ Дѣвы и Святаго Духа, вочеловѣчившагося не мечтательно, но дѣйствительно. И что истинно вочеловѣчился отъ Дѣвы; выслушай на сіе доказательства, терпѣливо проведя здѣсь время, посвящаемое нынѣ ученію. Ибо заблужденіе еретиковъ многосложно. Одни говорили, что вовсе не рожденъ Онъ отъ Дѣвы: другіе, что рожденъ, но не отъ Дѣвы, а отъ жены, сожительствующей съ мужемъ; а иные утверждаютъ, что Христосъ вочеловѣчившійся не Богъ, но нѣкій обоженный человѣкъ. Ибо осмѣлились говорить, что не отъ вѣчности сущее Слово вочеловѣчилось, но нѣкій человѣкъ, преуспѣвъ, потомъ увѣнчанъ.

4.) Но ты помни сказанное вчера о Божествѣ, — и вѣруй, что Онъ Самъ, Единородный Божій Сынъ, родился еще отъ Дѣвы; вѣрь Евангелисту Іоанну, который говоритъ: и Слово плоть бысть, и вселися въ ны (Іоан. 1, 14.). Вѣчное Слово рождено отъ Отца прежде всѣхъ вѣковъ, плоть же воспріяло ради насъ въ недавнее время. Но многіе возражаютъ и говорятъ: какая была столь важная причина, чтобы Богу снизойдти до человѣчества? И свойственно ли сколько-нибудь естеству Божію жить съ человѣками? Возможно ли Дѣвѣ родить безъ мужа? При множествѣ такихъ возраженій и многообразныхъ пререканій, по благодати Христовой и по молитвамъ предстоящихъ, разрѣшимъ каждое.

5.) И во-первыхъ, пусть будетъ у насъ предложенъ вопросъ: для чего снисшелъ Іисусъ? Ты же обращай вниманіе не на мои слова, потому что можно впасть и въ лжеумствованія; но если не услы/с. 171/шишь о каждомъ предметѣ свидѣтельства Пророковъ, не вѣрь тому, чтó говорю. Если изъ Божественныхъ Писаній не дознаешь о Дѣвѣ, о мѣстѣ, о времени и образѣ рожденія; то не принимай свидѣтельства человѣческаго. Того, кто предъ тобою и учитъ, можно подозрѣвать; но кто пророчествовалъ за тысящи или болѣе лѣтъ, того станетъ ли подозрѣвать какой-либо разумный человѣкъ? Поэтому, если доискиваешься причины пришествія Христова, обратись къ первой книгѣ Писаній. Богъ въ шесть дней сотворилъ міръ; но міръ созданъ ради человѣка. Солнце сіяетъ пресвѣтлыми лучами, но оно получило бытіе, чтобы свѣтить человѣку. И всѣ животныя созданы, чтобы намъ служить. Травы и дерева сотворены для нашего наслажденія. Всѣ созданія прекрасны, но ни одно изъ нихъ не есть Божій образъ, кромѣ одного только человѣка. Солнце произведено однимъ повелѣніемъ; а человѣкъ руками Божіими. Сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію (Быт. 1, 26.). Чествуется и деревянный образъ земнаго царя, кольми же паче досточтимъ разумный образъ Божій? Но и сіе превосходнѣйшее изъ созданій, ликующее въ раю, изринула оттолѣ діавольская зависть. Возрадовался врагъ, когда палъ тотъ, кому онъ позавидовалъ. Ужели хотѣлось бы тебѣ, чтобы врагъ продолжалъ радоваться? Не осмѣливаясь приступить къ мужу, по причинѣ его крѣпости, приступилъ онъ къ слабѣйшей, къ женѣ, бывшей еще дѣвою. Ибо, по изгнаніи уже изъ рая, Адамъ позна Еву, жену свою (Быт. 4, 1.).

6.) Вторыми преемниками человѣковъ были Каинъ и Авель. И Каинъ первый человѣкоубійца. Въ по/с. 172/слѣдствіи, за великое лукавство людей, наводнилъ землю потопъ. За беззаконіе Содомлянъ снисшелъ съ неба огонь. Со временемъ избралъ Богъ Израильтянъ; но и сей народъ развратился, и родъ избранный уязвленъ. Ибо Моѵсей предстоялъ Богу на горѣ, а народъ вмѣсто Бога покланялся тельцу. При законодателѣ Моѵсеѣ, изрекшемъ: не прелюбы сотвори (Исх. 20, 14.), Израильтянинъ, вошедши въ блудилище, осмѣлился непотребствовать (Числ. 25, 8.). Послѣ Моѵсея посылаемы были Пророки уврачевать Израиля; но врачующіе, не преодолѣвая недуга, оплакивали это, такъ что одинъ изъ нихъ говоритъ: у лютѣ Мнѣ, яко погибе благочестивый отъ земли, и исправляющаго въ человѣцѣхъ нѣсть (Мих. 7, 2.)! И еще: вси уклонишася, вкупѣ неключими быша: нѣсть творяй благостыню, нѣсть до единаго (Псал. 13, 3.). И еще: клятва и татаба, и любодѣяніе и убійство разліяся по земли (Ос. 4. 2.). И пожроша сыны своя и дщери своя бѣсовомъ (Псал. 105, 37.), птицеволшебствовали, чародѣйствовали, волхвовали. И еще: ризы своя связующе ужами, завѣсы творяху держащіяся требища (Амос. 2, 8.).

7.) Весьма велика была язва на человѣчествѣ; отъ ногъ даже до главы не было въ немъ цѣлости, невозможно было ни пластыря приложити, ниже елея, ниже обязанія (Иса. 1, 6.). Послѣ сего Пророки, сѣтуя и скорбя, сказали: кто дастъ отъ Сіона спасеніе Израилево (Псал. 3, 7.)? И еще: да будетъ рука Твоя на Мужа десницы Твоея, и на Сына Человѣческаго, Егоже укрѣпилъ еси Себѣ. И не отступитъ отъ Тебе (Псал. 79, 18. 19.). А иный /с. 173/ изъ Пророковъ умоляетъ, говоря: Господи, преклони небеса, и сниди (Псал. 143, 5.); язвы человѣчества превышаютъ наше врачебное пособіе; пророки Твоя избиша, олтари Твоя раскопаша (3 Цар. 19. 10.). Зло неисправимо въ насъ; Тебѣ нужно быть исправителемъ.

8.) Услышалъ Господь моленіе Пророковъ. Не презрѣлъ Отецъ гибнущаго рода нашего, послалъ врачемъ съ небесъ Сына Своего Господа. И говоритъ нѣкто изъ Пророковъ: Господь, Егоже вы ищете, грядетъ, и внезапу пріидетъ (Мал. 3, 1.). Гдѣ же Онъ? Въ Церкви Своей Господь, гдѣ вы метали въ Него камнями (Іоан. 8, 59.). Потомъ другой Пророкъ, слыша это, говоритъ ему: возвѣщая спасеніе Божіе, для чего говоришь тихо? Благовѣствуя спасительное Божіе пришествіе, для чего глаголешь въ скрытомъ мѣстѣ? На гору высоку взыди, благовѣствуяй Сіону, рцы градомъ Іудинымъ (Иса. 40, 9.). Что же изречь имъ? Се Богъ вашъ, се Господь съ крѣпостію идетъ (10.). Самъ Господь изрекъ также: се Азъ гряду, и, вселюся посредѣ тебѣ, глаголетъ Господь: и прибѣгнутъ языцы мнози ко Господу (Зах. 2, 10. 11.). Израильтяне отвергли спасеніе, содѣянное Мною: гряду собрати вся народы и языки (Иса. 66, 18.). Ибо во Своя пріиде, и Свои Его не пріяша (Іоан. 1, 11.). Ты грядешь, и что же даруешь народамъ? гряду собрати вся народы, и оставлю на нихъ знаменіе. Въ слѣдствіе боренія Моего на крестѣ, каждому изъ воиновъ Моихъ даю имѣть на челѣ царское знаменіе. И другой изъ Пророковъ сказалъ: и приклони небеса, и сниде, и мракъ подъ ногама Его (Псал. 17, /с. 174/ 10.). Ибо человѣкамъ невѣдомо было снисшествіе съ небесъ.

9.) Потомъ Соломонъ, слыша, что сказано сіе Давидомъ, отцемъ его, и создавъ чудный домъ Божій, и провидя Грядущаго въ оный, въ удивленіи спрашиваетъ: аще истинно вселится Богъ съ человѣки на земли (3 Цар. 8, 27.)? Да; предваряя его, отвѣтствуетъ Давидъ во псалмѣ, надписанномъ: о Соломонѣ, въ которомъ сказано: снидетъ, яко дождь на руно (Псал. 71, 6.); сказано: дождь — ради небеснаго, на руно — ради человѣчества. Ибо дождь, сходящій на руно, сходитъ безъ шума; какъ и волхвы, по невѣдѣнію тайны рожденія, спрашиваютъ: гдѣ есть рождейся царь Іудейскій (Матѳ. 2, 2.)? И смущенный Иродъ развѣдываетъ о Рожденномъ, и говоритъ: гдѣ Христосъ раждается (4.)?

10.) Кто Сей сходящій? Давидъ говоритъ въ той же связи рѣчи: и пребудетъ съ солнцемъ, и прежде луны рода родовъ (Псал. 71, 5.). А другой Пророкъ сказуетъ еще: радуйся зѣло дщи Сіоня, проповѣдуй дщи Іерусалимля: се Царь твой грядетъ тебѣ праведенъ, и спасаяй (Захар. 9, 9.). Царей много; о которомъ же говоришь ты, Пророкъ? Укажи намъ признакъ, какого не имѣютъ другіе цари. Если скажешь, что царь порфироносенъ, то достоинство такого одѣянія предвосхищено другими. Если скажешь, что дориносимъ воинами, возсѣдаетъ на златокованныхъ колесницахъ; то и сіе предвосхищено другими. Укажи намъ особенный признакъ Царя, пришествіе котораго возвѣщаешь. И Пророкъ отвѣтствуетъ, и говоритъ: се Царь твой грядетъ Тебѣ праведенъ, и спасаяй, Той кротокъ и всѣдъ, /с. 175/ не на колесницы, но на подъяремника и жребца юна. Вотъ единственный въ своемъ родѣ признакъ грядущаго Царя. Единый изъ царей Іисусъ возсѣдалъ на жребцѣ, не носившемъ еще на себѣ бремени, когда, при благохваленіяхъ, какъ царь входилъ въ Іерусалимъ. И что творитъ сей вошедшій Царь? И Ты въ крови завѣта испустилъ еси узники Твоя отъ рова, не имуща воды (Зах. 9, 11.).

11.) Но можно было и другому возсѣдать на жребцѣ юномъ. Укажи намъ лучше признакъ, гдѣ остановится входящій Царь: укажи признакъ не вдали отъ города, чтобы намъ не оставаться въ невѣдѣніи; укажи намъ вблизи очевидный признакъ, чтобы, и находясь въ городѣ, видѣть намъ мѣсто. И Пророкъ снова отвѣтствуетъ, говоря: и станутъ нозѣ Его въ день онъ на горѣ Елеонстѣй, яже есть прямо Іерусалиму на востокѣ (Захар. 14, 4.). Кто же, стоя внутри города, не видитъ мѣста сего?

12.) Имѣемъ два признака; но желаемъ знать и третій. Скажи, чтó творитъ приходящій Господь? И другой Пророкъ говоритъ: се Богъ нашъ, и далѣе: Той пріидетъ и спасетъ насъ. Тогда отверзутся очи слѣпыхъ, и уши глухихъ услышатъ. Тогда скочитъ хромый, яко елень, и ясенъ будетъ языкъ гугнивыхъ (Иса. 35, 4-6.). Пусть сказано будетъ у насъ и другое свидѣтельство. Грядущаго именуешь ты, Пророкъ, Господомъ, творящимъ знаменія, каковыхъ никогда не бывало. Какой же другой скажешь ясный признакъ? Самъ Господь на судъ пріидетъ со старѣйшины людей, и съ князи ихъ (Иса. 3, 14.). Исключительный признакъ — Господь судится рабами, старѣйшинами, и терпитъ это! /с. 176/

13.) Іудеи, читая это, не внимаютъ; потому что заградили уши сердца, чтобы не слышать. Но мы вѣруемъ во Іисуса Христа, во плоти пришедшаго и вочеловѣчившагося, потому что иначе былъ бы для насъ недоступенъ. Поелику не могли мы и видѣть того, и насладиться тѣмъ, чтó Онъ самъ въ себѣ; то содѣлался онъ тѣмъ, чтó и мы, чтобы такимъ образомъ сподобились мы насладиться Имъ. Ибо, если не въ состояніи мы вполнѣ видѣть солнце, сотворенное въ четвертый день, то можемъ ли видѣть Творца его Бога? Въ огнѣ снисшелъ Господь на гору Синайскую, и народъ не могъ вынести сего, но сказалъ Моѵсею: глаголи ты съ нами, и будемъ слушать, и да не глаголетъ къ намъ Богъ, да не когда умремъ (Исх. 20, 19.). И еще: кая бо плоть, яже слыша гласъ Бога Жива, глаголюща изъ среды огня, и жива будетъ (Второз. 5, 26.)? Если и сіе — слышать гласъ глаголющаго Бога, бываетъ причиною смерти; то какъ же не причинитъ смерти это — видѣть Самого Бога? И чему дивишься? Самъ Моѵсей сказалъ: пристрашенъ есмь и трепетенъ (Евр. 12, 21.).

14.). Итакъ чего пожелалъ бы ты? Того ли, чтобъ пришедшій для спасенія содѣлался виною гибели; потому что невыносимо было бы для людей пришествіе Его? Или, чтобъ соразмѣрена была благодать? Даніилъ не вынесъ явленія Ангела; а ты стерпишь лицезрѣніе Владыки Ангеловъ? Явился Гавріилъ, и Даніилъ упалъ на лице. И каковъ былъ явившійся, въ какомъ предсталъ образѣ? Лице его было, какъ молнія, — а не какъ солнце; очи же его, аки свѣщи, огненны, а не какъ пещь огненная; гласъ /с. 177/ словесъ его, аки гласъ народа (Дан. 10, 6.), а не какъ гласъ дванадесяти легіоновъ Ангеловъ. Однако же Пророкъ палъ на землю, Ангелъ приступаетъ къ нему и говоритъ: не бойся, Даніиле, востань, ободрись; услышаны быша словеса твоя (12.). И Даніилъ говоритъ: востахъ трепетенъ (11.). И при всемъ этомъ ничего не отвѣчалъ, пока не прикоснулось къ нему подобіе руки человѣческой (10.); и когда явившійся преложился въ зракъ человѣчь (18.), тогда Даніилъ проглаголалъ. И что же сказалъ? Господи, въ видѣніи Твоемъ обратися утроба моя во мнѣ (16.); и нестанетъ во мнѣ крѣпость, и дыханіе не оста во мнѣ (17.). Если явившійся Ангелъ отъялъ у Пророка гласъ и крѣпость; то явленіе Бога оставитъ ли и дыханіе? И пока, говоритъ Писаніе, не прикоснеся мнѣ, яко зракъ человѣчь, Даніилъ не осмѣливался. Итакъ, поелику опытомъ была доказана немощь наша, Господь воспринялъ на Себя то, чего требовалъ человѣкъ. И поелику человѣкъ требовалъ, чтобы слышать отъ подобобразнаго ему, то Спаситель воспринялъ на Себя подобострастное намъ, чтобы съ большимъ удобствомъ научены были люди.

15.) Выслушай же и другую причину. Христосъ пришелъ, чтобы креститься и освятить крещеніе; пришелъ, чтобы сотворить чудеса, ходя по водамъ моря; и поелику прежде пришествія Его во плоти море видѣ и побѣже, Іорданъ возвратися вспять (Псал. 113, 3.); то Господь принялъ на Себя тѣло, чтобы море увидѣвъ удержалось, и Іорданъ пріялъ Его небоязненно. Вотъ одна причина; но есть и другая. Чрезъ дѣву Еву вошла смерть; надлежало /с. 178/ чрезъ Дѣву же, а лучше сказать, отъ Дѣвы явиться Жизни, чтобы, какъ ту обольстилъ змій, такъ сей благовѣствовалъ Гавріилъ. Люди, оставивъ Бога, сдѣлали себѣ человѣкообразныя изваянія. Посему, когда ложно стали, какъ Богу, поклоняться человѣкообразному, Богъ дѣйствительно содѣлался человѣкомъ, чтобы истребить ложь. Діаволъ, какъ орудіемъ, воспользовался противъ насъ плотію; и зная сіе, Павелъ говоритъ: вижду инъ законъ во удѣхъ моихъ, противувоюющъ закону ума моего, и плѣняющъ мя и проч. (Рим. 7, 23.). Поэтому, какимъ оружіемъ поборолъ насъ діаволъ, тѣмъ же самымъ мы спасены. Подобное намъ воспріялъ отъ насъ Господь, чтобы спасти человѣчество, воспріялъ подобное намъ, чтобы оскудѣвшему дать большую благодать, и чтобы грѣшное человѣчество вступило въ общеніе съ Богомъ. Идѣже бо умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20.). Господу надлежало пострадать за насъ; но діаволъ не осмѣлился бы приступить къ Нему, если бы зналъ Его. Аще бо быша разумѣли, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8.). Посему тѣло содѣлалось приманкого смерти, чтобы змій, понадѣявшись поглотить, изблевалъ и поглощенныхъ уже. Ибо пожре смерть возмогши, и паки отъятъ Богъ всякую слезу отъ всякаго лица (Иса. 25, 8.).

16.) Ужели Христосъ вочеловѣчился напрасно? Ужели ученія сіи — вымыслъ и мудрствованія человѣческія? Не божественныя ли Писанія, не предреченія ли Пророковъ — наше спасеніе? Посему соблюдай сей недвижимый залогъ, и никто не поколеблетъ тебя. Вѣруй, что Богъ содѣлался человѣ/с. 179/комъ. Но хотя доказано, что вочеловѣченіе было возможно, однакоже, если Іудеи все еще не вѣруютъ, то продолжимъ къ нимъ еще рѣчь. Чтó страннаго возвѣщаемъ, говоря о Богѣ вочеловѣчившемся, когда и вы утверждаете, что Авраамъ принималъ у себя Господа? Чтó страннаго возвѣщаемъ, когда Іаковъ говоритъ: видѣхъ бо Бога лицемъ къ лицу, и спасеся душа моя (Быт. 32, 30.)? Господь, вкушающій у Авраама, вкушалъ и у насъ. Посему, чтó страннаго возвѣщаемъ мы? Но представляемъ двухъ свидѣтелей, предстоявшихъ Господу на горѣ Синайской: Моѵсей былъ въ разселинѣ камене (Исх. 33, 22.), и Илія въ разселинѣ также камене. И они-то, когда съ преобразившимся Господомъ были на горѣ Ѳаворѣ, глаголаста ученикамъ исходъ, егоже хотяше скончати во Іерусалимѣ (Лук. 9, 31.). Но что вочеловѣченіе было возможно, сіе, какъ сказалъ я уже, доказано: собрать же остальныя доказательства да будетъ предоставлено рачительнымъ.

17.) Но Слово обѣщало намъ отыскать и время и мѣсто пришествія Господня. И должно намъ, не самимъ уйдти обвиненными во лжи, но паче новопришедшихъ въ церковь отпустить утвержденными въ вѣрѣ. Посему, изслѣдуемъ время, когда пришелъ Господь; потому что пришествіе сіе было недавно, и оно оспоривается, и потому что Іисусъ Христосъ вчера и днесь, Тойже и во вѣки (Евр. 13, 8.). Итакъ, Пророкъ Моѵсей говоритъ: Пророка вамъ воздвигнетъ Господь Богъ отъ братіи вашея, якоже мене (Дѣян. 7, 37.). Слова: яко мене, да будутъ пока оставлены для изслѣдованія на своемъ мѣстѣ. Но когда приходитъ сей ожидаемый Пророкъ? Об/с. 180/ратись, говоритъ Моѵсей, къ написанному мною. Вникни тщательнѣе въ пророчество Іакова, сказанное Іудѣ: Іудо, тебе похвалятъ братія твоя, и далѣе (не будемъ повторять всего): не оскудѣетъ князь отъ Іуды, и вождь отъ чреслъ его, дондеже пріидетъ, Кому отложено: и Той чаяніе, не Іудеевъ, но языковъ (Быт. 49, 8. 10.). Итакъ Пророкъ указалъ признакъ пришествія Христова — прекращеніе правительства у Іудеевъ. Если Іудеи теперь не подъ владычествомъ Римлянъ, то не пришелъ еще Христосъ. Если имѣютъ правителя изъ Іудина и Давидова рода; то не пришелъ еще Чаемый. Стыжусь повторять недавнія ихъ дѣлопроизводства о такъ называемыхъ у нихъ нынѣ патріархахъ; какого они рода? кто у нихъ матерь? Предоставляю сіе знающимъ. Но сей Грядущій, сіе Чаяніе языковъ, какой имѣетъ еще признакъ? сказано далѣе: — привязуяй къ лозѣ жребя Свое (11.). Видишь то жребя, о которомъ ясно возвѣстилъ Захарія (Зах. 9, 9.)?

18.) Но требуешь еще и другаго свидѣтельства о времени? Господь рече ко Мнѣ: Сынъ Мой еси Ты, Азъ днесь родихъ Тя, и чрезъ нѣсколько словъ: — упасеши я жезломъ желѣзнымъ (Псал. 7, 9.). Сказано было много и прежде, что жезломъ желѣзнымъ ясно называется римское царство. Припомнимъ о немъ еще остальное изъ сказаннаго Даніиломъ. Ибо, описывая и изъясняя Навуходоносору образъ изваянія, пересказываетъ и все о немъ видѣніе, и сказуетъ, что камень, безъ рукъ отсѣкшійся отъ горы и нечеловѣческими уготованный руками, возобладаетъ надъ цѣлою вселенною; — и весьма ясно говоритъ такъ: и во днехъ царей тѣхъ возставитъ /с. 181/ Богъ небесный царство, еже во вѣки не разсыплется, и царство Его людемъ инѣмъ не останется (Дан. 11, 44.).

19.) Поищемъ еще яснѣйшаго указанія временъ пришествія; потому что человѣкъ съ трудомъ увѣряется, и если не будутъ ясно вычислены самые годы, не вѣритъ тому, чтó говорятъ ему. Посему, какое же это время, и какой годъ, когда, по оскудѣніи царей изъ колѣна Іудова, воцаряется уже иноплеменникъ Иродъ? Ангелъ, бесѣдующій съ Даніиломъ (и ты замѣть теперь сказуемое), говоритъ: и увѣси и уразумѣеши, отъ исхода словесе, еже отвѣщати, и еже соградити Іерусалимъ, даже до Христа Старѣйшины, седминъ седмь и седминъ шестьдесятъ двѣ (Дан. 9, 25.). Шестидесятью девятью седминами лѣтъ составляется четыреста восемьдесятъ три года. Посему Ангелъ сказалъ, что по прошествіи четырехсотъ восмидесяти трехъ лѣтъ отъ согражденія Іерусалима, и по оскудѣніи князей, придетъ нѣкій иноплеменитый царь, при которомъ родится Христосъ. Дарій же Мидянинъ соградилъ Іерусалимъ въ восьмый годъ своего царствованія и въ первый годъ шестьдесятъ шестой у Грековъ Олимпіады. Олимпіадою же у Грековъ называется состязаніе, совершаемое чрезъ четыре года, потому что по четырехлѣтіи солнечными теченіями изъ трехъ, послѣ каждаго года остающихся часовъ, составляется цѣлый день. Иродъ же воцаряется въ сто восемьдесятъ шестую Олимпіаду, въ четвертый ея годъ. А отъ шестьдесятъ шестой до сто восемьдесятъ шестой Олимпіады включительно съ небольшимъ чѣмъ нибудь — сто двадцать Олимпіадъ. И изъ /с. 182/ ста двадцати Олимпіадъ составляется четыреста восемьдесятъ лѣтъ; остающіе же еще три года заключаются именно въ промежуткѣ отъ перваго до четвертаго года. Имѣешь теперь указаніе въ Писаніи, которое говоритъ: отъ исхода словесе, еже отвѣщати и еже соградити Іерусалима, даже до Христа Старѣйшины седминъ седмь и седминъ шестьдесятъ двѣ.

20.) Но какъ имѣешь пока сіе указаніе времени, хотя есть и другія разныя толкованія о предсказанныхъ Даніиломъ седминахъ лѣтъ, такъ выслушай наконецъ и о мѣстѣ обѣтованія, чтó говоритъ Михей: И ты Виѳлееме доме Евфраѳовъ, еда малъ еси, еже быти въ тысящахъ Іудиныхъ: изъ тебе бо мнѣ изыдетъ Старѣйшина, еже быти въ Князя во Израили, и исходи Его изъ начала отъ дней вѣка (Мих. 5, 2.). Впрочемъ, чтó касается до мѣстъ, ты какъ Іерусалимлянинъ предварительно знаешь написанное въ сто тридцать первомъ Псалмѣ: се слышахомъ я во Евфрафѣ, обрѣтохомъ я въ поляхъ дубравы (Псал. 131, 6.). Ибо за нѣсколько лѣтъ мѣсто сіе покрыто было лѣсомъ. Послушай также, чтó Аввакумъ говоритъ Господу: внегда приближитися лѣтомъ, познаешися; внегда пріити времени, явишся (Авв. 3, 2.). Что же это за признакъ у тебя, Пророкъ, грядущаго Господа? И онъ тутъ же говоритъ: посредѣ двою животну познанъ будеши, ясно говоря Господу слѣдующее: «пришедши во плоти, ты живешь, и умираешь, и по воскресеніи изъ мертвыхъ снова живешь». И съ какой страны грядетъ въ отношеніи къ Іерусалиму? съ востока, или съ запада, съ сѣвера, или съ юга? скажи намъ /с. 183/ съ точностію. И весьма ясно отвѣтствуетъ и говоритъ: Богъ отъ Ѳемана пріидетъ (3.), а Ѳеманъ толкуется югъ, и Святый изъ горы Фаранъ пріосѣненныя чащи (Авв. 3, 3.). Тóже, согласно съ симъ, сказалъ Псалмопѣвецъ: обрѣтохомъ я въ поляхъ дубравы.

21.) Изслѣдуемъ, наконецъ, отъ кого приходитъ, и какъ приходитъ, Христосъ? Сіе сказуетъ намъ Исаія: се Дѣва во чревѣ пріиметъ, и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Эммануилъ (Матѳ. 1, 23.). Іудеи, у которыхъ издревле въ обычаѣ противиться истинѣ, возражаютъ на сіе и говорятъ: написано: не дѣва, но — отроковица. А я, вникая въ сказанное, и въ этомъ именованіи открываю истину. Ибо должно спросить Іудеевъ: насилуемая дѣва, когда вопіетъ, взывая о помощи? по растлѣніи своемъ, или прежде растлѣнія? Поэтому, если въ другомъ мѣстѣ говоритъ Писаніе: возопи отроковица, и не бѣ помогаяй ей (Второз. 22, 27.), то не о дѣвѣ ли говоритъ оно? Но чтобы яснѣе дознать тебѣ, что въ Божественномъ Писаніи и дѣва именуется отроковицею, послушай, что книга Царствъ говоритъ объ Ависагѣ Сумантянынѣ: бѣ отроковица добра видѣніемъ зѣло (3 Цар. 1, 4.). Ибо всѣ согласны въ томъ, что она избрана и приведена къ Давиду дѣвою.

22.) Но Іудеи говорятъ еще: сіе сказано Ахазу объ Езекіи. Итакъ прочтемъ Писаніе: проси себѣ знаменія отъ Господа Бога твоего во глубину, или въ высоту (Исх. 7, 11.). И знаменіе сіе должно быть особенно необычайное. Ибо вотъ знаменія: воды изъ камня, раздѣленное море, возвратившееся солнце, и тому подобное. Но чтó намѣреваюсь ска/с. 184/зать, тó еще явственнѣе обличитъ Іудеевъ. Знаю, что продолжительно слово мое, и слушатели утомлены; но терпѣливо выслушайте и продолженное слово, потому что говорится сіе ради Христа и не о какомъ-либо обыкновенномъ предметѣ. Итакъ, поелику Исаія изрекъ это въ царствованіе Ахаза; Ахазъ же царствовалъ только шестнадцать лѣтъ, и въ сіи годы изречено ему пророчество; то возраженіе Іудеевъ опровергаетъ преемствующій Царь Езекія, сынъ Ахазовъ, тѣмъ, что воцарился будучи двадцати пяти лѣтъ. Ибо, какъ скоро время изреченія пророчества заключено въ шестнадцати годахъ, — то слѣдуетъ, что Езекія рожденъ Ахазомъ за девять лѣтъ до пророчества. Поэтому, какая была необходимость изрекать пророчество о родившемся уже, и родившемся еще до воцаренія отца Ахаза? Да и Пророкъ не сказалъ, что дѣва зачала во чревѣ, — но говоритъ по предвѣдѣнію: пріиметъ.

23.) Но какъ ясно знаемъ, что Господь рождается отъ Дѣвы; такъ должно показать, изъ какого рода была Дѣва. Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: отъ плода чрева твоего посажду на престолѣ твоемъ (Псал. 131, 11.). И еще: и положу въ вѣкъ вѣка сѣмя его, и престолъ его яко дніе неба (Псал. 88, 30.); — и вслѣдъ за симъ: единою кляхся о Святѣмъ Моемъ, аще Давиду солжу: сѣмя его въ вѣкъ пребудетъ, и престолъ его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена въ вѣкъ (36, 38.). Видишь, что слово о Христѣ, а не о Соломонѣ; потому что престолъ Соломона не пребылъ яко солнце. Если же кто возразитъ, что Христосъ не возсѣдалъ на деревянномъ престолѣ Давидовомъ, /с. 185/ то приведемъ слѣдующее изреченіе: на Моѵсеевѣ сѣдалищи сѣдоша книжницы и фарисее (Матѳ. 23, 2.). Не деревянное сѣдалище означаетъ сказанное, но власть ученія: такъ доискивайся и престола Давидова, не престола деревяннаго, но самой царской власти, и пріими во свидѣтели отроковъ, восклицавшихъ: осанна Сыну Давидову (Матѳ. 21, 9.); благословенъ царь Израилевъ (Іоан. 12, 13.). И слѣпые говорятъ: Сыне Давидовъ помилуй ны (Матѳ. 9, 27.). И Гавріилъ ясно свидѣтельствуетъ Маріи: и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида отца Его (Лук. 1, 32.). И Павелъ говоритъ: поминай Господа Іисуса Христа, воставшаго отъ мертвыхъ, отъ сѣмене Давидова, по благовѣствованію моему (2 Тим. 2, 8.). Также въ началѣ посланія къ Римлянамъ: бывшемъ отъ сѣмене Давидова по плоти (Рим. 2, 3.). Поэтому пріими Рожденнаго отъ Давида, повѣривъ пророчеству, которое говоритъ: и будетъ въ день оный корень Іессеовъ, и возстаяй владѣти языки: на Того языцы уповати будутъ (Ис. 11, 10.).

24.) Но огорчаются симъ Іудеи, и сіе провидѣлъ Исаія, говоря: восхотятъ, да быша огнемъ сожжени были. Яко Отроча родися намъ, а не имъ, Сынъ и дадеся намъ (Иса. 9, 5. 6.). Замѣть же, что прежде Сынъ Божій, а потомъ дадеся намъ. И чрезъ нѣсколько словъ Пророкъ говоритъ: и мира Его нѣсть предѣла (7.). Римлянамъ есть предѣлъ; а царству Сына Божія нѣсть предѣла; Персамъ и Мидянамъ есть предѣлы, а Сыну нѣсть предѣла. Далѣе за симъ Пророкъ говоритъ: на престолѣ Давидовѣ, и на царствѣ его, исправити е (7.). Итакъ Святая Дѣва была отъ Давида. /с. 186/

25.) Пречистому Учителю чистоты подобало произойдти изъ чистаго чертога. Ибо, если и священствующій, какъ должно, предъ Іисусомъ воздерживается отъ жены, то Самъ Іисусъ могъ ли произойдти отъ мужа и жены? Во псалмахъ сказано: яко Ты еси исторгій Мя изъ чрева (Псал. 21, 10.). Вникни тщательнѣе въ слова: исторгій Мя изъ чрева; ими означается, что рожденъ Сынъ безъ мужа, исторгнутъ изъ чрева и плоти Дѣвы. Ибо иной образъ рожденія у рождаемыхъ по чину супружескому.

26.) Не стыдится же воспринять плоть отъ таковыхъ членовъ Создатель сихъ членовъ. И кто же говоритъ намъ сіе? Господь глаголетъ къ Іереміи: прежде неже Мнѣ создати тя во чревѣ, познахъ тя, и прежде неже изыти тебѣ изъ ложеснъ, освятихъ тя (Іер. 1, 5.). Посему Кто при созданіи человѣковъ касается членовъ ихъ, и не стыдится, Тотъ ужели бы постыдился создать ради Себя святую плоть, сію завѣсу Божества? Богъ и донынѣ зиждетъ во чревѣ младенцевъ, какъ написано у Іова: или не якоже млеко измелзилъ мя еси, усырилъ же мя еси равна сыру. Кожею же и плотію облеклъ мя еси, костяли же и жилами сшилъ мя еси (Іов. 10, 10. 11.). Ничего нѣтъ сквернаго въ человѣческомъ составѣ, если не осквернимъ его прелюбодѣяніемъ и непотребствомъ. Создавшій Адама создалъ и Еву, и мужъ и жена созданы Божіими руками. Ниодинъ изъ членовъ въ тѣлѣ, какимъ созданъ былъ въ началѣ, не имѣетъ въ себѣ скверны. Да умолкнутъ всѣ еретики, которые винятъ тѣло, паче же Самого Творца. А мы приведемъ себѣ на память, чтó /с. 187/ говоритъ Павелъ: или не вѣсте, яко тѣлеса ваша храмъ живущаго въ васъ Святаго Духа суть (1 Кор. 6, 19.)? И еще Пророкъ предрекъ отъ лица Самого Іисуса: плоть Моя отъ нихъ (Ос. 9, 12.). И въ другомъ мѣстѣ написано: сего ради дастъ я до времене раждающія (Мих. 5, 3.). Какое же знаменіе? Пророкъ говоритъ на сіе: породитъ, и прочіи отъ бритій ихъ обратятся. И каково обрученіе сей Святой Невѣсты Дѣвы? И обручу Тя Себѣ въ вѣрѣ (Ос. 2, 20.). Подобно сему говоритъ Елизавета: блаженна вѣровавшая, яко будетъ совершеніе глаголаннымъ ей отъ Господа (Лук. 1, 45.).

27.) Но не даютъ намъ мѣста и Еллины и Іудеи, и говорятъ: невозможно было Христу родиться отъ Дѣвы. Впрочемъ Еллинамъ заградимъ уста ихъ же баснями. Вы говорите, что поверженные камни превратились въ людей; почему же утверждаете, что невозможно родить дѣвѣ? Вы баснословите, что изъ мозга родилась дочь; почему же называете невозможнымъ родиться сыну изъ дѣвическаго чрева? Вы стоите за свою ложь, будто бы Діонисъ родился изъ бедра вашего Дія; почему же отвергаете наше истинное ученіе? Знаю, что говорю недостойное слуха настоящаго собранія; но предлагается сіе для того, чтобы тебѣ при времени укорить Еллиновъ, обращая противъ нихъ собственныя ихъ басни.

28.) А тѣхъ, которые отъ обрѣзанія, встрѣчай слѣдующимъ вопросомъ: чтó труднѣе, — родить ли неплодной, престарѣлой, по прекращеніи обычнаго женамъ, или родить юной дѣвѣ? — Сарра была неплодна, и когда престаша ей бывати женская (Быт. 18, 11.), родила сверхъестественно. Поэтому, если /с. 188/ сверхъестественно родить неплодной, то сверхъестественно родить и дѣвѣ; и ты или отвергай то и другое, или допусти то и другое. Ибо единый Богъ, и тó сотворилъ, и сіе устроилъ; и не осмѣлишься сказать, что тó возможно Богу, а сіе невозможно. И еще: въ порядкѣ ли естества, чтобы рука человѣческая въ одинъ часъ измѣнилась въ иный видъ, и опять возстановилась въ прежнее состояніе? Какъ же рука Моѵсеева убѣлилась какъ снѣгъ, и вдругъ потомъ приняла прежній видъ? Скажешь: Богъ восхотѣлъ, и измѣнилъ руку. Тамъ Богъ восхотѣвъ можетъ совершить; ужели же не можетъ здѣсь? То чудо было только для Египтянъ, а сіе чудо даровано вселенной. Чтó гораздо труднѣе, Іудеи? дѣвѣ ли родить, или жезлу стать живымъ существомъ? Вы признаете, что у Моѵсея прямой жезлъ, содѣлавшись зміевиднымъ, сталъ страшенъ его повергшему. Кто прежде держалъ этотъ жезлъ, тотъ побѣже отъ него, какъ отъ змія (Исх. 4, 3.); потому что жезлъ дѣйствительно сталъ зміемъ, и Моѵсей отбѣжалъ, не того убоявшись, чтó прежде держалъ, но устрашившись Превратившаго это въ змія. У жезла были зубы и зміиные глаза. Такимъ образомъ изъ жезла рождаются глаза, которые видятъ, а изъ дѣвическаго чрева не родится ли младенецъ, когда угодно сіе Богу?... Ибо умалчиваю о томъ, что жезлъ Аароновъ въ одну ночь произвелъ то, чтó другіе дерева производятъ во многіе годы. Кому неизвѣстно, что жезлъ, съ котораго снята кора, если положить его и въ рѣку, — никогда не произрастетъ? Но поелику Богъ не съ естественными соображается свойствами, но Самъ есть Творецъ естествъ; то не/с. 189/плодный, сухій, лишенный коры жезлъ прозябъ, процвѣлъ, и принесъ плодъ — орѣхи (Числ. 17, 8.). Посему Тотъ, Кто жезлу ради прообразующаго Архіерея преестественно даровалъ плодъ, немогъ ли ради истиннаго Архіерея даровать Дѣвѣ, чтобы родила?

29.) Прекрасны сіи памятники, сохранившіеся въ Словѣ Божіемъ. Но Іудеи возражаютъ еще, и не убѣждаются сказаннымъ о жезлѣ, если не будутъ убѣждены примѣрами подобнаго необычайнаго и сверхъестественнаго рожденія. Поэтому допросимъ ихъ такъ: кѣмъ рождена въ началѣ Ева? Какая матерь зачала ее безматернюю? Писаніе говоритъ, что произошла она изъ ребра Адамова. Итакъ Ева изъ мужескаго ребра рождается безъ матери; а изъ дѣвическаго чрева не можетъ младенецъ родиться безъ мужа? Женскій родъ обязанъ былъ благодарностію мужамъ, потому что Ева получила бытіе отъ Адама, не матерью будучи зачата, но какъ бы родившись отъ одного мужа. Поэтому Марія воздала долгъ благодарности, родивъ, не отъ мужа, но одна пренепорочно отъ Святаго Духа Божіею силою.

30.) Возмемъ въ примѣръ нѣчто и сего еще большее. Что отъ тѣлъ раждаются тѣла, — сіе хотя необычайно, однако же возможно. Но что персть земная содѣлалась человѣкомъ, — сіе чудеснѣе; что смѣшанное бреніе принимаетъ на себя видъ перепонокъ и ясности глаза, — сіе еще чудеснѣе; что изъ однородной персти произходятъ и твердыя кости, и нѣжный составъ легкихъ, и прочіе различные члены, — сіе весьма чудно; что бреніе, одушевляясь, самодвижно обходитъ вселенную, уготовляетъ себѣ жилища, — это пречудно; что бреніе учится, говоритъ, созидаетъ, царствуетъ, — это пречудно. Итакъ, изъ /с. 190/ чего же произошелъ Адамъ, невѣжественные Іудеи? Не персть ли взявъ отъ земли, создалъ Богъ сіе чудное созданіе? Что жъ? бреніе прелагается въ глазъ, — а дѣва не можетъ родить сына? Чтó для людей болѣе невозможно, — тó бываетъ; а что не внѣ возможности, того не можетъ быть?

31.) Будемъ помнить сіе, братія, воспользуемся сими предохранительными орудіями. Не потерпимъ еретиковъ, которые о пришествіи Христовомъ учатъ по-своему. Съ презрѣніемъ отвергнемъ тѣхъ, которые утверждаютъ, что рожденіе Спасителя было отъ мужа и жены, и осмѣлились сказать, что Онъ отъ Іосифа и Маріи, такъ какъ написано: и пріятъ жену свою (Матѳ. 1, 24.). Вспомнимъ, что Іаковъ, прежде нежели поялъ въ жену Рахиль, говорилъ Лавану: даждь ми жену мою (Быт. 29, 21.). Какъ Рахиль еще до супружескаго состоянія, по одному обѣщанію, называлась женою Іакова; такъ и Марія именовалась женою Іосифа по одному обрученію. И замѣть точность, съ какою говоритъ Евангеліе: въ мѣсяцъ шестый посланъ бысть Ангелъ Гавріилъ отъ Бога во градъ Галилейскій, емуже имя Назаретъ, къ дѣвѣ, обрученнѣй мужеви, ему же имя Іосифъ (Лук. 1, 26. 27.). И еще, когда производилась перепись, и Іосифъ пошелъ въ Виѳлеемъ записаться, — чтó говоритъ Писаніе? — Взыде и Іосифъ отъ Галилеи написатися съ Маріею обрученною ему женою, сущею непраздною (Лук. 2, 4. 5.). Хотя была она непраздна, — однакоже не сказалъ Евангелистъ: съ женою своею, — но съ обрученною ему. Ибо посла Богъ Сына Своего, говоритъ Павелъ, не отъ мужа и жены рожденнаго, но, раждаемаго только отъ жены (Гал. 4, 4.), то-есть отъ Дѣвы. А мы пока/с. 191/зали уже, что женою называется и дѣва. Ибо отъ Дѣвы родился Тотъ, Кто дѣвственными творитъ души.

32.) Но дивишься ты совершившемуся? удивлялась сему и сама родившая; ибо говоритъ Гавріилу: како будетъ сіе, идѣже мужа незнаю? И онъ отвѣтствуетъ: Духъ Святый найдетъ на Тя, и сила Вышняго осѣнитъ Тя: тѣмъ же и Рождаемое свято, наречется Сынъ Божій (Лук. 1, 34. 35.). Нескверно и пречисто рожденіе. Ибо, гдѣ дыханіе Духа Святаго, тамъ отъемлется всякая нечистота. Нескверно плотское рожденіе Единороднаго отъ Дѣвы. Хотя еретики будутъ возражать противъ сей истины; но обличитъ ихъ Духъ Святый; вознегодуетъ на нихъ сила Вышняго, осѣнившая Дѣву; лицемъ къ лицу противустанетъ имъ Гавріилъ въ день суда; посрамятъ ихъ ясли, принявшія въ себя Владыку; будутъ свидѣтельствовать и благовѣствовавшіе тогда пастыри и воинство Ангеловъ, которые восхваляли, пѣснословили и говорили: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ: въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14.); будутъ свидѣтельствовать и храмъ, въ который принесенъ былъ Христосъ въ четыредесятый день, и принесенные за Него два птенца голубиные, и Сѵмеонъ, державшій Его въ объятіяхъ, и бывшая при семъ Пророчица Анна.

33.) Итакъ, поелику свидѣтельствуетъ Богъ, сосвидѣтельствуетъ Духъ Святый, и говоритъ Христосъ: что Мене ищете убити (Іоан. 7, 19.), — человѣка, иже истину вамъ глаголахъ (8, 40.); то да умолкнутъ еретики, оспоривающіе Его человѣчество. Хотятъ оспорить Того, Кто говоритъ: осяжите Мя и видите: яко духъ плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лук. 24, 39.). Да по/с. 192/кланяемъ будетъ родшійся отъ Дѣвы Господь; и дѣвы да познаютъ вѣнецъ своего житія, и чинъ иночествующихъ да познаетъ славу чистоты, и мы не лишаемся достоинства непорочности. Ибо девять мѣсяцевъ продолжалось пребываніе Спасителя во чревѣ Дѣвы, и Господь былъ въ мужескомъ возрастѣ тридцати трехъ лѣтъ. Посему, если славится Дѣва за девятимѣсячное продолженіе времени, то гораздо паче будемъ славимы за многолѣтнее продолженіе времени.

34.) Всѣ же мы, юноши и дѣвы, и старцы съ юными, по благодати Божіей, потечемъ поприщемъ чистоты, не предаваясь въ непотребство, но восхваляя Имя Христово. Не неизвѣстна намъ слава чистоты; ибо это Ангельскій вѣнецъ, превыше человѣческая заслуга: будемъ сберегать тѣла, которыя должны просвѣтиться какъ солнце. Къ такой славѣ предопредѣленнаго тѣла не осквернимъ ради малаго удовольствія. Ибо грѣхъ есть нѣчто малое и кратковременное, а стыдъ многолѣтенъ и вѣченъ. Дѣлатели чистоты суть на землѣ ходящіе Ангелы. Дѣвы имѣютъ часть съ Дѣвою Маріею. Да не имѣютъ у насъ мѣста всякій нарядъ, всякій вредный взглядъ, всякая небрежная поступь, всякая пышная одежда и благовоніе, служащее приманкою сластолюбію. Во всѣхъ же да будутъ благовоніемъ молитва благоуханія и добрыхъ дѣлъ, и святыня тѣла, чтобы отъ Дѣвы Родшійся Господь и о насъ, какъ въ непорочности живущихъ мужахъ, такъ и увѣнчанныхъ женахъ, сказалъ: вселюся въ нихъ, и похожду, и буду имъ Богъ, и тіи будутъ Мнѣ людіе (2 Кор. 6, 16.). Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго. — М.: Въ типографіи В. Готье, 1855. — С. 168-192. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.