Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Кириллъ Іерусалимскій (†386 г.)

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, извѣстный своими огласительными поученіями ко крещаемымъ. Родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Въ 350 г. или 351 г. послѣ смерти архіеп. Максима онъ сталъ его преемникомъ на Іерусалимской каѳедрѣ. Живя во время наибольшихъ смутъ въ Церкви отъ аріанъ, онъ, по ихъ проискамъ, не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 г., оставивъ послѣ себя 1) 18 огласительныхъ словъ къ просвѣщаемымъ вмѣстѣ съ словомъ предогласительнымъ и 5 словъ тайноводственныхъ къ новопросвѣщеннымъ. 2) Бесѣда о разслабленномъ при купели. 3) Письмо къ императору Констанцію и 4) нѣкоторые фрагменты. Въ основу огласительныхъ словъ положенъ древній Сѵмволъ вѣры Іерусалимской церкви. Въ 5 тайноводственныхъ словахъ св. Кириллъ изъясняетъ затронутые въ предыдущихъ словахъ предметы преданія. Здѣсь онъ изъясняетъ обряды крещенія, мѵропомазанія и евхаристіи, составляющіе въ своей совокупности образы совершенія этихъ таинствъ. Память свт. Кирилла, архіеп. Іерусалимскаго — 18 (31) марта.

Творенія свт. Кирилла Іерусалимскаго

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО КИРИЛЛА, АРХІЕПИСКОПА ІЕРУСАЛИМСКАГО.
(Переводъ Московской Духовной Академіи. Изданіе 1-е. М., 1855).

СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ.

11 ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЪ ПРОСВѢЩАЕМЫМЪ,
говоренное безъ пріуготовленія въ Іерусалимѣ, на слова: Сына Божія Единороднаго, Иже отъ Отца рожденнаго прежде всѣхъ вѣкъ, Имъ же вся быша.

Чтеніе изъ посланія ко Евреямъ: многочастнѣ и многообразнѣ древле Богъ глаголавый отцемъ во Пророцѣхъ, въ послѣдокъ дній сихъ глагола намъ въ Сынѣ, и проч. (Евр. 1, 1. 2.).

1.) О томъ, что мы уповаемъ на Іисуса Христа, достаточно, по мѣрѣ силъ, сказано нами въ преподанномъ вамъ вчера. Не просто же должно вѣровать въ Христа Іисуса, и принимать сіе надобно не какъ объ одномъ изъ многихъ несобственно именуемыхъ христомъ: ибо тѣ были христами прообразовательно, а Сей есть Христосъ истинный; и Онъ не человѣкъ, чрезъ преспѣяніе достигшій до священства, но отъ Отца имѣетъ всегда священническое достоинство. И посему-то Символъ Вѣры, предостерегая насъ отъ предположенія, будто бы и Онъ есть одинъ изъ именуемыхъ только Христомъ, присовокупляетъ къ исповѣданію вѣры, что вѣруемъ /с. 152/ во единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія Единороднаго.

2.) И еще, слыша именованіе: Сынъ, разумѣй не сына по присвоенію, но сына по естеству, Сына Единороднаго, у Котораго нѣтъ другаго брата. Ибо называется Единороднымъ, потому что, въ достоинствѣ Божества и по рожденію отъ Отца, не имѣетъ у себя брата. Сыномъ же Божіимъ именуемъ Его не сами отъ себя, но потому, что Самъ Отецъ наименовалъ сего Христа Сыномъ. А наименованіе, какое даютъ дѣтямъ отцы, есть истинное.

3.) Вочеловѣчился тогда Господь нашъ Іисусъ Христосъ, но многимъ былъ недовѣдомъ. Желая же научить недовѣдомому, собираетъ учениковъ, и вопрошаетъ: кого Мя глаголютъ быти Сына человѣческаго (Матѳ. 16, 13.)? Вопрошаетъ же не по тщеславію, но желая показать имъ истину, чтобы, сопребывая съ Богомъ, Единороднымъ Божіимъ, не пренебрегали Имъ, какъ простымъ какимъ-либо человѣкомъ. Когда же ученики сказали: иніи Илію, друзіи же Іеремію (14.); тогда отвѣчалъ имъ: «тѣмъ извинительно не знать; а вы Апостолы, Моимъ именемъ очищающіе прокаженныхъ, изгоняющіе бѣсовъ и воскрешающіе мертвыхъ, не должны не знать Того, Кѣмъ совершаете чудеса». Когда же всѣ безмолвствовали (ибо преподанное превышало разумѣніе человѣческое); тогда первенствующій изъ Апостоловъ и верховный проповѣдникъ Церкви, Петръ, не прибѣгая къ изысканнымъ словамъ, и не человѣческимъ убѣдившись разсудкомъ, но имѣя умъ, просвѣщенный отъ Отца, говоритъ Ему: Ты еси Христосъ, и не просто Христосъ, но: Сынъ Бога Жи/с. 153/ваго (16.). И за изреченіемъ симъ (оно было подлинно выше разумѣнія человѣческаго) послѣдуетъ ублаженіе, и печатію изреченному служитъ то, что явилъ это Отецъ. Ибо Спаситель говоритъ: блаженъ еси Симоне варъ Іона, яко плоть и кровь не яви тебѣ, но Отецъ Мой, Иже на небесѣхъ (17.). Посему, кто исповѣдуетъ Господа нашего Іисуса Христа Сына Божія, тотъ причастникъ блаженства, а кто отрицаетъ Сына Божія, тотъ бѣденъ и жалокъ.

4.) И опять, слыша именованіе: Сынъ, не принимай слышимаго въ несобственномъ смыслѣ, но разумѣй Сына дѣйствительнаго, Сына по естеству, безначальнаго, не изъ рабства постепенно достигшаго до всыновленія, но Сына отъ вѣчности, рожденнаго недовѣдомымъ и непостижимымъ рожденіемъ. А подобно сему, слыша именованіе: первородный (Евр. 1, 6.), не думай, что первороденъ подобно человѣку; ибо у людей первородные имѣютъ и другихъ братьевъ, и нѣгдѣ написано: сынъ Мой первенецъ Израиль (Исх. 4, 22.). Но Израиль, какъ и первенецъ Рувимъ, лишился первородства. Ибо Рувимъ возшелъ на ложе Отца (Быт. 49, 4.), а Израиль, изгнавъ вонъ изъ винограда (Матѳ. 21, 39.), распялъ Отчаго Сына. И къ другимъ Писаніе говоритъ: сынове есте Господа Бога вашего (Втор. 14, 1.). И въ другомъ мѣстѣ написано: Азъ рѣхъ: бози есте и сынове Вышняго вси (Псал. 81, 6.), — рѣхъ, но не родилъ. Они, по слову Божію, пріяли всыновленіе, котораго не имѣли. Сей не инымъ чѣмъ былъ, и инымъ содѣлался, но изъ начала рожденъ Отчій Сынъ, сущій выше всякаго начальства (Ефес. 1, 21.) и вѣковъ. Сынъ Отчій во всемъ подобный Родшему, /с. 154/ Вѣчный родшійся отъ Вѣчнаго, Жизнь отъ Жизни, Свѣтъ отъ Свѣта, Истина отъ Истины, Премудрость отъ Премудрости, Царь отъ Царя, Богъ отъ Бога, Сила отъ Силы.

5.) Посему, когда слышишь, что говоритъ Евангеліе: книга родства Іисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля (Матѳ. 1, 1.), разумѣй рожденіе по плоти. Ибо сынъ Давидовъ — при скончаніи вѣковъ, а Сынъ Божій — прежде всѣхъ вѣковъ, безначально. И одно воспріялъ, прежде же сего не имѣлъ; а другое имѣетъ, и имѣетъ вѣчно, родившись отъ Отца. Двухъ имѣетъ Отцевъ, — Давида по плоти, и Бога Отца по Божеству. Но рожденіе по Давиду подлежитъ времени, и разыскивается и производится по родословію; рожденіе же по Божеству не подлежитъ ни времени, ни мѣсту, не имѣетъ родословія. Ибо родъ Его кто исповѣсть (Иса. 53, 8.)? Духъ есть Богъ (Іоан. 4, 24.). И поелику Онъ — Духъ; то духовно родилъ, какъ безплотный, рожденіемъ недовѣдомымъ и непостижимымъ. Самъ Сынъ говоритъ объ Отцѣ: Господь рече ко Мнѣ: Сынъ Мой еси Ты, Азъ днесь родихъ Тя (Псал. 2, 7.). Слово: днесь означаетъ не мгновенное, но вѣчное днесь, довременное, — тó, чтó прежде всѣхъ вѣковъ. Изъ чрева прежде денницы родихъ Тя (Псал. 109, 3.).

6.) Посему вѣруй въ Іисуса Христа, Сына Бога Живаго, и Сына Единороднаго, по сказанному въ Евангеліи: тако бо возлюби Богъ міръ, яко и Сына своего Единороднаго далъ есть, да вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16.). И еще: вѣруяй въ Сына не будетъ осужденъ (18.), но прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. /с. 155/ 5, 24.); а иже не вѣруетъ въ Сына, не узритъ живота, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36.); потому что не увѣровалъ въ Сына Божія Единороднаго (18.). О Немъ-то свидѣтельствуя, Іоаннъ сказалъ: и видѣхомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины (1, 14.). Трепещущіе демоны говорили: остави, чтó намъ и Тебѣ Іисусе (Лук. 4, 34.), Сыне Бога Живаго (Марк. 5, 7.)?

7.) Посему, рожденный отъ Отца есть Божій Сынъ по естеству, а не по присвоенію. И любяй Рождшаго, любитъ и Рожденнаго отъ Него (1 Іоан. 5, 1.); а уничижающій Рожденнаго наноситъ оскорбленіе Родшему. Когда же слышишь о рождающемъ Богѣ, не унижайся да понятій плотскихъ, и не предполагай рожденія тлѣннаго, чтобы не впасть въ нечестіе. Богъ — Духъ, и рожденіе духовно. Отъ тѣлъ и раждаются тѣла, и раждающимъ тѣламъ потребно посредство времени; въ рожденіи же Сына отъ Отца не посредствуетъ время. Здѣсь раждаемое раждается несовершеннымъ; а Сынъ Божій родился совершеннымъ. Чтó Онъ теперь, тóже и въ началѣ, родившись безначально. Мы, родившись, изъ младенческаго невѣдѣнія переходимъ въ состояніе разумности. Рожденіе твое, человѣкъ, несовершенно; по мѣрѣ преспѣянія бываетъ и пріобрѣтеніе. Не такъ представляй себѣ рожденіе Сына Божія, и Родшаго не обвиняй въ немощи. Ибо, если родилъ не совершеннаго, и Сынъ со временемъ пріобрѣлъ совершенство, то Родшаго обвиняешь въ немощи. Какъ скоро время даровало что-либо въ послѣдствіи; то, по словамъ твоимъ, не даровалъ сего Родитель въ началѣ.

/с. 1568.) Поэтому не полагай, что рожденіе Сына Божія есть человѣческое, и Отецъ родилъ Его, какъ Авраамъ Исаака. Ибо Авраамъ родилъ Исаака, но родилъ его, не какимъ самъ восхотѣлъ, а какимъ даровалъ Иный. Когда же рождаетъ Богъ Отецъ, нѣтъ мѣста ни невѣдѣнію, ни разсужденію. Сказать, что не зналъ Онъ Раждаемаго — величайшее нечестіе; и сказать, что долгое время разсуждалъ, и въ послѣдствіи содѣлался Онъ Отцемъ, — столько же нечестиво. Богъ не былъ прежде безчаденъ, и не въ послѣдствіи со временемъ сталъ Отцемъ, но всегда имѣетъ Сына, родивъ Его, не какъ человѣкъ рождаетъ человѣка, но какъ вѣдомо Ему Одному, прежде всѣхъ вѣковъ родшему истиннаго Бога.

9.) Ибо Отецъ, какъ истинный Богъ, родилъ и Сына, подобнаго Себѣ, истиннаго Бога, не какъ учители раждаютъ учениковъ, не какъ Павелъ говоритъ нѣкоторымъ: о Христѣ бо Іисусѣ благовѣствованіемъ азъ вы родихъ (1 Кор. 4, 5.). Здѣсь тотъ, кто не сынъ по естеству, сталъ сыномъ по обученію; а тамъ Сынъ естественный, Сынъ истинный, не такой, какъ вы, просвѣщаемые, которые дѣлаетесь теперь сынами Божіими. Ибо и вы дѣлаетесь сынами, но присвоительно по благодати, какъ написано: елицы же пріяша Его, даде имъ область чадомъ Божіимъ быти, вѣрующимъ во имя Его, иже не отъ крове, ни отъ похоти плотскія, ни отъ похоти мужескія, но отъ Бога родишася (Іоан. 1, 12. 13.). И мы рождаемся водою и Духомъ, но не такъ родился Христосъ отъ Отца. И Отецъ, во время крещенія провозглашая и изрекая: Сей есть Сынъ Мой (Матѳ. 3, 17.), не сказалъ: теперь содѣлался /с. 157/ Онъ Сыномъ Моимъ, но говоритъ: Сей есть Сынъ Мой, давая тѣмъ знать, что былъ Онъ Сыномъ и до дѣйственности крещенія.

10.) Отецъ родилъ Сына, не какъ у людей умъ рождаетъ слово; потому что у насъ слово, будучи произнесено и разлившись въ воздухѣ, изчезаетъ. Мы же знаемъ, что рожденный Христосъ есть не слово произносимое, но Слово Ѵпостасное и живое, не устами изглаголанное и разсѣявшееся, но вѣчно неизреченно и во Ѵпостаси рожденное. Ибо въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1.), сѣдящее одесную, Слово разумѣющее волю Отца, и по Его мановенію все зиждущее, Слово низшедшее и возшедшее (а слово произносимое и изрекаемое не нисходитъ и не восходитъ), — Слово глаголющее и изрекающее: Азъ, еже видѣхъ у Отца Моего, глаголю (Іоан. 8, 38.), — Слово властное и надъ всѣмъ царствующее; потому что Отецъ все предалъ Сыну (Матѳ. 11, 17.).

11.) Посему родилъ Его Отецъ, не какъ могъ бы представить себѣ кто-либо изъ людей, но какъ вѣдаетъ Онъ одинъ. И мы не обѣщаемъ сказать, какъ Онъ родилъ, а только утверждаемъ, что родилъ не такъ. И не мы только не знаемъ рожденія Сына отъ Отца; не знаетъ и всякое созданное естество. Повѣждь земли, аще ти скажетъ (Іов. 12, 8.). Если допросишь все существующее на землѣ, не возможетъ тебѣ сказать; потому что земля не можетъ сказать о существѣ своего Скудельника и Изваятеля. Да и не земля только не можетъ, но и солнце; потому что солнце создано въ четвертый день, и не знало совершившагося въ три дня преж/с. 158/де него; а не зная того, чтó было въ сіи три дня прежде него, невозможетъ повѣдать о Самомъ Творцѣ. Не повѣдаетъ сего и небо; понеже небо, по мановенію Отца, силою Христовою, яко дымъ утвердися (Иса. 51, 6.). Не повѣдаютъ и небеса небесъ, не повѣдаютъ сего и воды, яже превыше небесъ (Псал. 148, 4.). Для чего же унываешь, человѣкъ, если не знаешь, чего не знаютъ и небеса? И не небеса только не знаютъ сего рожденія, но не знаетъ и все Ангельское естество. Ибо, если бы возможно было кому взойдти на первое небо, и ознакомившись съ состояніемъ тамошнихъ Ангеловъ, приступить и спросить: «какъ Богъ родилъ Сына Своего»? То и они равно скажутъ: «надъ нами есть большіе, высшіе; ихъ вопроси. Взойди на второе и на третіе небо; прострись, если можешь, до Престоловъ, до Господствъ, до Началъ, до Властей». Но если бы и до нихъ кто простерся, чтó невозможно, — и они откажутся повѣдать, потому что не знаютъ.

12.) И дивился, я всегда пытливости дерзновенныхъ, изъ мнимаго благоговѣнія впадающихъ въ нечестіе. Ибо, невѣдая Престоловъ, Господствъ, Началъ и Властей, сихъ созданій Христовыхъ, предпріемлютъ пытливо довѣдываться о Самомъ Творцѣ ихъ. Скажи мнѣ прежде, дерзновеннѣйшій, чѣмъ отличается Престолъ отъ Господства? — и потомъ уже пытливо довѣдывайся о Христѣ. Скажи мнѣ, чтó такое — Начало? чтó — Власть? чтó — сила? чтó — Ангелъ? И тогда пытливо довѣдывайся о Творцѣ. Ибо вся Тѣмъ быша (Іоан. 1, 3.). Но ты не хочешь, или не можешь вопрошать Престолы и Господства. Кто другой знаетъ глубины Божія (1 Кор. 11, 10.), /с. 159/ кромѣ единаго Духа Святаго, изглаголавшаго Божественныя Писанія? Но и Самъ Духъ Святый не изглаголалъ въ Писаніяхъ о рожденіи Сына отъ Отца. Почему же довѣдываешься о томъ, чего и Духъ Святый не начерталъ въ Писаніяхъ? Не зная написаннаго, пытливо довѣдываешься о ненаписанномъ. Много вопросовъ въ Божественныхъ Писаніяхъ, не постигаемъ и написаннаго; къ чему же довѣдываться о ненаписанномъ? Достаточно для насъ знать, что Богъ родилъ единаго Сына.

13.) Не стыдись сознаться въ незнаніи, потому что не знаешь вмѣстѣ съ Ангелами. Одинъ Родшій вѣдаетъ Рожденнаго, и Рожденный Имъ знаетъ Родшаго. Родшій вѣдаетъ, Кого Онъ родилъ, и Святый Божій Духъ свидѣтельствуетъ въ Писаніяхъ, что Рожденный — Богъ безначальный. Кто бо вѣсть отъ человѣкъ, яже въ человѣцѣ, точію духъ человѣка, живущій въ немъ? Такожде и Божія никтоже вѣсть, точію Духъ Божій (1 Кор. 2, 11.). Якоже бо Отецъ имать животъ въ Себѣ, тако даде и Сынови животъ имѣти въ Себѣ (Іоан. 5, 26.). И: да вси чтутъ Сына, якоже чтутъ Отца (23.). И: якоже Отецъ, ихже хощетъ, живитъ, тако и Сынъ, ихже хощетъ, живитъ (21.). И Родшій не терпитъ утраты, и Рожденный не имѣетъ ни въ чемъ недостатка. Знаю, что неоднократно говорилъ я вамъ это, но говоримъ о семъ часто для вашего утвержденія. И Родшій не имѣетъ Отца, и Рожденный не имѣетъ брата. И Родшій не премѣнился въ Сына, и Рожденный не содѣлался Отцемъ. Отъ единаго токмо Отца одинъ Единородный Сынъ. Не два не рожденные, и не два Единородные, но одинъ Отецъ /с. 160/ не рожденъ. Ибо не рожденъ, кто не имѣетъ Отца. И одинъ Сынъ превѣчно рожденъ отъ Отца, — не во времени рождается, но рожденъ прежде вѣковъ, не преспѣвая возрасталъ, но такимъ и рожденъ, каковъ Онъ теперь.

14.) Посему вѣруемъ въ Сына Божія Единороднаго, отъ Отца рожденнаго, Бога истиннаго. Ибо истинный Богъ, какъ сказано, не рождаетъ лживаго. Не разсудивъ сперва, потомъ уже родилъ, но родилъ превѣчно; родилъ гораздо скорѣе, нежели исходитъ наше слово, или наша мысль. Ибо мы, произнося слово во времени, тратимъ на сіе время; а для Божественной силы рожденіе не временно. И какъ неоднократно было сказано, не изъ небытія привелъ въ бытіе, и не всыновилъ небывшаго прежде сыномъ, но, какъ вѣчный Отецъ, превѣчно и неизреченно родилъ единаго Сына, у Котораго нѣтъ брата. Не два начала, но глава Сыну Отецъ — единое Начало. Ибо Отецъ родилъ Сына, истиннаго Бога, именуемаго Эммануиломъ. А Эммануилъ толкуется: съ нами Богъ (Матѳ. 1, 23.).

15.) И желаешь ли знать, что Рожденный отъ Отца, и въ послѣдствіи вочеловѣчившійся, есть Богъ? Слушай, чтó говоритъ Пророкъ: Сей Богъ нашъ, не вмѣнится инъ къ Нему. Изобрѣте всякъ путь хитрости, и даде ю Іакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному отъ Него. По семъ на земли явися, и съ человѣки поживе (Вар. 3, 36-38.). Видишь ли Бога, вочеловѣчившагося послѣ Моѵсеева законодательства? Имѣешь и другое свидѣтельство о Божествѣ Христовомъ, теперь только читанное: престолъ Твой, Боже, въ вѣкъ вѣка (Псал. 44, 7.). /с. 161/ Чтобы, по причинѣ бывшаго здѣсь явленія во плоти, не подумать тебѣ, будто бы Христосъ послѣ сего преуспѣлъ и достигъ до Божества, ясно говоритъ Пророкъ: сего ради помаза Тя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (8.). Видишь ли Христа Бога, помазуемаго Своимъ Отцемъ?

16.) Желаешь ли имѣть и третіе свидѣтельство о Божествѣ Христовомъ? Слушай, что говоритъ Исаія: утрудися Египетъ, и купли Еѳіопскія; и чрезъ нѣсколько словъ: и въ Тебѣ помолятся, яко въ Тебѣ Богъ есть, и нѣсть Богъ развѣ Тебѣ. Ты бо еси Богъ, и не вѣдѣхомъ, Богъ Израилевъ Спасъ (Иса. 45, 14. 15.). Видишь ли Бога — Сына, Который имѣетъ въ Себѣ Бога Отца, и говоритъ почти тóже самое въ Евангеліяхъ: Отецъ во Мнѣ, и Азъ во Отцѣ (Іоан. 14, 10.)? Не сказалъ: Я — Отецъ, но: Отецъ во Мнѣ. Не сказалъ также: Я и Отецъ — одно и тóже; но: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30.), чтобы не отчуждали мы Сына отъ Отца, и не производили слитности понятіемъ о сыноотечествѣ. Отецъ и Сынъ едино по Божескому достоинству, потому что Богъ родилъ Бога; едино по царственной власти, потому что не надъ иными царствуетъ Отецъ, а надъ иными Сынъ, подобно Авессалому, возмутившемуся противъ отца, но надъ кѣмъ царствуетъ Отецъ, надъ тѣми царствуетъ и Сынъ; едино, потому что нѣтъ между ними никакого разногласія и раздѣленія; не иныя изволенія у Отца, а иныя у Сына; едино потому, что не иныя созданія Христовы, а иныя — Отчія, но одно созданіе всяческихъ, все сотворилъ Отецъ чрезъ Сына. Яко Той /с. 162/ рече, и быша: Той повелѣ, и создашася (Пс. 148, 5.), говоритъ Псалмопѣвецъ. А изрекающій изрекаетъ внемлющему, и повелѣвающій повелѣваетъ со присущему.

17.) Посему Сынъ есть истинный Богъ, въ Себѣ имѣетъ Отца, а не преложился въ Отца. Ибо вочеловѣчился не Отецъ, но Сынъ. Свободно да изрекается истина. Не Отецъ пострадалъ за насъ, но Отецъ послалъ Пострадавшаго за насъ. Не скажемъ: было, когда не было Сына, не примемъ и сыноотечества, но пойдемъ путемъ царскимъ, не совратимся ни на десно, ни налѣво (Числ. 20, 17. 1.). Какъ думая почтить Сына, не наименуемъ Сына Отцемъ, такъ думая почтить Отца, не станемъ предполагать, что Сынъ есть единое изъ созданій. Но да будетъ покланяемъ единый Отецъ чрезъ единаго Сына, и да не раздѣляется поклоненіе. Да возвѣщается единый Сынъ, прежде вѣковъ сѣдящій одесную Отца, и сіе сосѣденіе, не со временемъ пріявшій по страданіи за преспѣяніе, но имѣющій вѣчно.

18.) Видѣвый Сына, видѣ Отца (Іоан. 14, 9.); потому что Сынъ во всемъ подобенъ Родшему, родившись жизнію отъ жизни, свѣтомъ отъ свѣта, сплою отъ силы, Богомъ отъ Бога; и отличительныя свойства Божества не премѣнимы и въ Сынѣ. Кто сподобился видѣть Божество Сына, тотъ наслаждается созерцаніемъ Родшаго. Не мое это слово, но Единороднаго Сына: толико время съ вами есмь, и не позналъ еси Мене, Филиппе? видѣвый Мене, видѣ Отца (Іоан. 14, 9.). И скажу короче: не будемъ ни раздѣлять, ни сливать. Не говори, что Сынъ чуждъ иногда Отцу, не соглашайся съ утверждаю/с. 163/щими, что Отецъ иногда Отецъ, а иногда Сынъ. Такія ученія чужды, нечестивы и не принадлежатъ Церкви. Напротивъ того Отецъ, родивъ Сына, пребылъ Отцемъ, и не измѣняется. Родилъ Премудрость, но не содѣлался Самъ непремудрымъ; родивъ Силу, не изнемогъ; родивъ Бога, Самъ не лишился Божества. И Онъ ничего не утратилъ, умалившись, или измѣнившись, и Рожденный не имѣетъ никакаго недостатка. Совершенъ Родшій, совершенъ и Рожденный: и Родшій Богъ, и Рожденный — Богъ. Онъ — Богъ всяческихъ, но Отца именуетъ Своимъ Богомъ; ибо не стыдится сказать: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Іоан. 20, 17.).

19.). Но чтобы не подумать тебѣ, будто бы одинаково Отецъ и Сыну и тварямъ, раздѣляетъ далѣе. Ибо не сказалъ: восхожду ко Отцу нашему, чтобы у тварей не было чего общаго съ Единороднымъ, говоритъ же: ко Отцу Моему, и Отцу вашему: иначе Онъ Мой Отецъ, по естеству, и иначе вашъ, по присвоенію. И также: къ Богу Моему и Богу вашему. Иначе Богъ Мнѣ, какъ преискреннему и Единородному Сыну; а иначе — вамъ, какъ созданіямъ. Посему Сынъ Божій есть истинный Богъ, прежде вѣковъ неисповѣдимо рожденный. Многократно говорю вамъ одно и тóже, чтобы напечатлѣлось это въ умѣ вашемъ. И что Богъ имѣетъ Сына, вѣруй сему, а какъ имѣетъ, не допытывайся узнать; потому что, доискиваясь сего, не найдешь. Не возносися, да не падеши (Сир. 1, 30.). Яже ти повелѣнна, сія разумѣвай (3, 22.). Скажи мнѣ прежде, Кто есть Родшій, и тогда довѣдывайся о Рожден/с. 164/номъ. Если же не можешь уразумѣть естество Родшаго; то не любопытствуй о способѣ рожденія.

20.) Для благочестія, какъ сказали мы, достаточно тебѣ знать, что Богъ имѣетъ единаго токмо Сына, единаго рожденнаго естественно, не тогда начавшаго бытіе, какъ родился въ Виѳлеемѣ, но сущаго прежде всѣхъ вѣковъ. Послушай, чтó говоритъ Пророкъ Михей: и ты Виѳлееме, доме Ефраѳовъ, еда малъ еси, еже быти въ тысящахъ Іудиныхъ: изъ тебе бо Мнѣ изыдетъ Старѣйшина, Который упасетъ народъ Мой — Израиля, и исходи Его изъ начала отъ дней вѣка (Мих. 5, 2.). Посему не Того имѣй во вниманіи, Кто изъ Виѳлеема нынѣ, но поклоняйся превѣчно Рожденному отъ Отца. Не соглашайся съ тѣмъ, кто приписываетъ Сыну временное начало, но познай Отца, начало довременное; потому что начало Сына довременно, непостижимо, безначально, именно — Отецъ, источникъ рѣки правды — Единороднаго, Отецъ, родшій Его, какъ Онъ одинъ вѣдаетъ. И желаешь ли знать, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть вѣчный Царь? Слушай опять, чтó говоритъ Самъ Онъ: Авраамъ Отецъ вашъ радъ бы былъ, дабы видѣлъ день Мой: и видѣ, и возрадовася (Іоан. 8, 56.). Потомъ, когда Іудеи затруднялись, какъ принять это, говоритъ, чтó было для нихъ болѣе затруднительно: прежде даже Авраамъ не бысть, Азъ есмь (58.). И также говоритъ ко Отцу: и нынѣ прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имѣхъ у Тебе прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5.). Симъ ясно сказалъ: «еще прежде бытія міра Я имѣлъ у Тебя славу». И еще говоря: яко возлюбилъ Мя еси прежде сложе/с. 165/нія міра (24.), ясно выражаетъ: «Я имѣю у Тебя вѣчную славу».

21.) Посему вѣруемъ во Единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія Единороднаго, Иже отъ Отца рожденнаго, Бога истиннаго прежде всѣхъ вѣкъ, Имъ же вся быша. Ибо аще Престоли, аще Господствія, аще Начала, аще Власти (Кол. 1, 16.): вся Тѣмъ быша (Іоан. 1, 3.), и ничто сотворенное не изъято изъ-подъ власти Его. Да умолкнетъ всякая ересь, вводящая различныхъ Творцевъ и міроздателей. Да умолкнетъ языкъ, изрекающій хулу на Христа Сына Божія. Да умолкнутъ утверждающіе, что солнце есть Христосъ. Ибо Онъ создатель солнца, а не солнце видимое. Да умолкнутъ утверждающіе, что міръ есть созданіе Ангеловъ, и намѣревающіеся похитить достоинство у Единороднаго. Ибо видимое ли, не видимое ли, аще Престоли, аще Господствія, или иное чтó именуемое, все приведено въ бытіе Христомъ. Онъ царствуетъ надъ сотворенными Имъ, не чуждый восхитивъ плѣнъ, но царствуя надъ Своими созданіями, какъ сказалъ Евангелистъ Іоаннъ: вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть (Іоан. 1, 3.). Вся Тѣмъ быша; потому что Отецъ дѣлаетъ чрезъ Сына.

22.). Намѣреваюсь представить Тебѣ примѣръ въ объясненіе сказаннаго; но знаю, что онъ слабъ. Ибо чтó видимое можетъ служить примѣромъ Божественной и невидимой силы? Впрочемъ много немощнымъ для васъ немощныхъ пусть будетъ сказано нѣчто и немощное. Представь, что какой-либо царь, имѣя сына царя, и намѣреваясь построить городъ, построеніе сего города возлагаетъ на соцарствующаго /с. 166/ сына, и онъ, взявъ предначертаніе города, замышленное приводитъ къ концу. Такъ, когда Отцу угодно было устроить все, по мановенію Отца создалъ все Сынъ, чтобы мановеніе сіе соблюдало полномочную власть Отцу, и Сынъ также имѣлъ власть надъ собственными Своими созданіями; и Отецъ не чуждъ былъ владычества надъ Своими созданіями, и Сынъ царствовалъ надъ тѣмъ, чтó создано, не инымъ кѣмъ, но Имъ Самимъ; потому что, какъ сказано, міръ сей не Ангелы создали, но создалъ рожденный прежде всѣхъ вѣковъ Единородный Сынъ, по сказанному: Имъ вся быша, такъ что творчество Его простирается на всѣхъ безъ изъятія. И сіе пока да будетъ, по благодати Христовой, сказано нами.

23.) Возвращаясь же къ изложенію Вѣры, прекратимъ на сей разъ слово. Наименуешь ли Ангеловъ, или Архангеловъ, или Господства, или Престолы, все сотворилъ Христосъ, — не потому, что Отецъ не былъ въ состояніи создать Самъ Собою, но потому что благоволилъ Онъ, чтобы Сынъ царствовалъ надъ тѣмъ, чтó сотворено Имъ, Самъ давъ Ему предначертаніе устрояемаго. Ибо Единородный, чтя Отца Своего, говоритъ: не можетъ Сына творити о Себѣ ничесоже, аще не еже видитъ Отца творяща; яже бо Онъ творитъ сія и Сынъ такожде творитъ (Іоан. 5, 19.). И еще: Отецъ Мой доселѣ дѣлаетъ, и Азъ дѣлаю (17.). И при семъ нѣтъ противорѣчія въ дѣлаемомъ; ибо Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя (17, 10.), говоритъ Господь въ Евангеліи. Сіе ясно можно дознать и изъ ветхаго и изъ новаго завѣта. Ибо Изрекшій: сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію (Быт. 1, 26.), /с. 167/ безъ сомнѣнія бесѣдовалъ съ кѣмъ-либо Соприсущимъ. Гораздо же яснѣе сказалъ Псалмопѣвецъ: Той рече, и быша: Той повелѣ, и создашася (Псал. 32, 9.); такъ какъ Отецъ повелѣваетъ и глаголетъ, а Сынъ, по мановенію Его, все созидаетъ. Сіе таинственно выразилъ Іовъ: прострый единъ небо, и ходяй по морю, яко по земли (Іов. 9, 8.), давая симъ знать разумѣющимъ, что во дни явленія Ходящій по морю еще прежде сего былъ Творцемъ небесъ. И Господь говоритъ также: или ты бреніе вземъ отъ земли создалъ еси животно, и глаголиваго сего посадилъ на земли (Іов. 38, 14.)? Потомъ въ слѣдъ за симъ: отверзаются же ли тебѣ страхомъ врата смертная? вратницы же адовы видѣвше тя убояшася ли (17.)? — давая симъ разумѣть, что Снисшедшій по человѣколюбію во адъ и въ началѣ создалъ человѣка изъ бренія.

24.) Итакъ Христосъ есть Единородный Сынъ Божій и Творецъ міра. Ибо въ мірѣ бѣ, и міръ Тѣмъ бысть. И во своя пріиде, какъ учитъ насъ Евангеліе (Іоан. 1, 10. 11.). Не только же видимаго, но и не видимаго Творецъ, по мановенію Отца, есть Христосъ. Ибо, по слову Апостола, Тѣмъ создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая, и невидимая, аще Престоли, аще Господствія, аще Начала, аще Власти: всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася: и Той есть прежде всѣхъ, и всяческая въ Немъ состоятся (Колос. 1, 16. 17.). Если наименуешь и самые вѣки; то и оныхъ, по мановенію Отчему, Творецъ есть Іисусъ Христосъ. Ибо въ послѣдокъ дній сихъ глагола намъ въ Сынѣ, Егоже положи наслѣдника всѣмъ, Имъ /с. 168/ же и вѣки сотвори (Евр. 1, 1.). Ему слава, честь и держава со Отцемъ и со Святымъ Духомъ, нынѣ и всегда, и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго. — М.: Въ типографіи В. Готье, 1855. — С. 151-168. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.