Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Кириллъ Іерусалимскій (†386 г.)

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, извѣстный своими огласительными поученіями ко крещаемымъ. Родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Въ 350 г. или 351 г. послѣ смерти архіеп. Максима онъ сталъ его преемникомъ на Іерусалимской каѳедрѣ. Живя во время наибольшихъ смутъ въ Церкви отъ аріанъ, онъ, по ихъ проискамъ, не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 г., оставивъ послѣ себя 1) 18 огласительныхъ словъ къ просвѣщаемымъ вмѣстѣ съ словомъ предогласительнымъ и 5 словъ тайноводственныхъ къ новопросвѣщеннымъ. 2) Бесѣда о разслабленномъ при купели. 3) Письмо къ императору Констанцію и 4) нѣкоторые фрагменты. Въ основу огласительныхъ словъ положенъ древній Сѵмволъ вѣры Іерусалимской церкви. Въ 5 тайноводственныхъ словахъ св. Кириллъ изъясняетъ затронутые въ предыдущихъ словахъ предметы преданія. Здѣсь онъ изъясняетъ обряды крещенія, мѵропомазанія и евхаристіи, составляющіе въ своей совокупности образы совершенія этихъ таинствъ. Память свт. Кирилла, архіеп. Іерусалимскаго — 18 (31) марта.

Творенія свт. Кирилла Іерусалимскаго

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО КИРИЛЛА, АРХІЕПИСКОПА ІЕРУСАЛИМСКАГО.
(Переводъ Московской Духовной Академіи. Изданіе 1-е. М., 1855).

СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ.

10 ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЪ ПРОСВѢЩАЕМЫМЪ,
говоренное безъ пріуготовленія въ Іерусалимѣ, на слова: и во единаго Господа Іисуса Христа.

Чтеніе изъ перваго посланія къ Коринѳянамъ: аще бо и суть глаголеміи бози, или на небеси, или на земли: но намъ единъ Богъ Отецъ, изъ Негоже вся и мы у Него: и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имже вся, и мы Тѣмъ, и проч. (1 Кор. 8, 5. 6.).

1.) Научившіеся вѣровать во единаго Бога Отца, Вседержителя, должны вѣровать и въ Единороднаго Сына. Ибо отмѣтаяйся Сына, ни Отца имать (1 Іоан. 2, 23.). Азъ есмь дверь, говоритъ Іисусъ (Іоан. 10, 9.). Никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6.). Если отвергнешь дверь сію, то заключено для тебя будетъ вѣдѣніе, возводящее ко Отцу. Никто же знаетъ Отца, токмо Сынъ, и кому Сынъ откроетъ (Матѳ. 11, 27.). Если отвергнешь Дающаго откровеніе, то пребудешь въ невѣдѣніи. Въ Евангеліи изречено опредѣленіе: иже не вѣруетъ въ Сына, не узритъ живота, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36.). Ибо Отецъ гнѣвается, когда уничиженъ единородный Сынъ. Несносно царю, если безчестятъ и простаго воина. А когда обезчещенъ кто-либо изъ именитыхъ его тѣ/с. 136/лохранителей, или друзей; тогда паче возрастаетъ его гнѣвъ. Если же оскорбитъ кто самого единороднаго сына царева; кто умолитъ отца, прогнѣваннаго оскорбленіемъ единороднаго сына?

2.) Посему, если кто хочетъ благочестно чтить Бога, то да покланяется Сыну; иначе Отецъ не пріемлетъ служенія. Съ небеси возгласилъ Отецъ, говоря: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 17.); Отецъ благоволилъ о Сынѣ. Если не будешь благоволить и ты, то не имѣешь въ себѣ жизни. Не увлекайся тѣмъ, чтó лукаво говорятъ Іудеи: «Богъ единъ»; но, познавъ единаго Бога, познай, что есть и единородный Сынъ Божій. Не я первый сказалъ это, но Псалмопѣвецъ отъ лица Сына говоритъ: Господь рече ко Мнѣ: Сынъ Мой еси Ты (Псал. 2, 7.). Поэтому внимай не тому, чтó говорятъ Іудеи, но чтó говорятъ Пророки. Чему дивишься, если пророческія вѣщанія ни во что ставятъ побивавшіе камнями и умерщвлявшіе Пророковъ?

3.) Вѣруй во единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія единороднаго. Единаго же именуемъ Господа Іисуса Христа, да и сыновство будетъ единородно. Именуемъ единаго, чтобы не предположилъ ты инаго сына. Именуемъ Единаго, чтобы многоименность дѣйственности не расточилъ ты злочестиво на многихъ сыновъ. Ибо именуется Онъ дверію (Іоан. 10, 7.); но при семъ именованіи представляй не дверь изъ дерева, но дверь разумную, живую, различающую входящихъ. Именуется путемъ (Іоан. 14, 6.), но это — путь, не ногами попираемый, а ведущій къ Отцу небесному. Называется овчатемъ (Дѣян. 8, 32.); /с. 137/ но это — овча не безсловесное, а честною кровію Своею очищающее вселенную отъ грѣховъ, ведомое предъ стригущимъ, и знающее, когда должно молчать. Сіе овча называется также и Пастыремъ, Который говоритъ: Азъ есмь Пастырь добрый (Іоан. 10, 11.). Онъ — овча по человѣчеству, и Пастырь по человѣколюбію Божества. И хочешь ли знать, чтó есть словесныя овцы? Спаситель говоритъ Апостоламъ: се Азъ посылаю васъ яко овцы посредѣ волковъ (Матѳ. 10, 16.). Именуется также львомъ (Быт. 49, 9.); но это — левъ, не пожирающій людей, а именованіемъ симъ какъ бы указующій на то, чтó царственно, твердо и надеждно въ Его ѵпостаси; именуется же львомъ въ противоположность льву сопернику, который рыкаетъ и поглощаетъ обольщенныхъ. Ибо Спаситель пришелъ, не премѣнивъ кротости естества Своего, но, какъ сильный левъ отъ колѣна Іудова (Апок. 5, 5.), спасая вѣрующихъ, а попирая сопротивника. Именуется камнемъ (1 Петр. 2, 4.); но это не камень — неодушевленный, обдѣлываемый руками человѣческими, но камень краегоуленъ; въ Онь же вѣруяй не постыдится (Иса. 28, 16.).

4.) Именуется Христомъ (Дѣян. 4, 27.); но нечеловѣческими помазанъ руками, а вѣчно помазанъ Отцемъ на превышающее человѣка первосвященство. Именуется мертвымъ (Апок. 1, 18.); но не пребылъ между мертвыми, какъ всѣ сущіе во адѣ, единъ же въ мертвыхъ свободь (Псал. 87, 6.). Именуется Сыномъ человѣческимъ (Матѳ. 16, 13.); но ведетъ родъ не отъ земли, подобно каждому изъ насъ, а грядетъ на облакахъ судить живыхъ и мертвыхъ. Именуется Господомъ (Лук. 2, 11.); но не въ смыслѣ неточ/с. 138/номъ, какъ именуемые господами у людей, а какъ имѣющій естественное и вѣчное господство. Именуется Іисусомъ въ полномъ значеніи слова, заимствуя именованіе отъ спасительнаго врачеванія. Именуется Сыномъ (Матѳ. 3, 17.), не какъ по присвоенію усыновленный, но какъ естественно рожденный. И много именованій у нашего Спасителя. Посему, чтобы множество именованій не заставило тебя подумать, будто бы сыновъ много, и по причинѣ заблужденія еретиковъ, утверждающихъ, что иной есть Христосъ, иной — Іисусъ, иной — дверь, и такъ далѣе, — символъ вѣры предостерегаетъ тебя, прекрасно говоря: во единаго Господа Іисуса Христа. Ибо хотя именованій много, но Именуемый одинъ.

5.) Спаситель для каждаго особеннымъ образомъ бываетъ на пользу. Для имѣющихъ нужду въ веселіи бываетъ Онъ виноградною лозою. Для имѣющихъ нужду войдти Онъ — дверь. Для имѣющихъ нужду принести молитвы Онъ — Ходатай и Архіерей. Также для имѣющихъ грѣхи бываетъ овчатемъ, чтобы за нихъ быть закланнымъ. Для всѣхъ бываетъ всѣмъ, а Самъ въ Себѣ пребываетъ, каковъ Онъ по естеству. Ибо, пребывая таковымъ, и имѣя истинно непреложное достоинство сыновства, какъ наилучшій врачъ и сострадательный наставникъ, приспособляется Онъ къ нашимъ немощамъ, между тѣмъ какъ Онъ въ дѣйствительности Господь, не за преспѣяніе пріялъ право господствовать, но по естеству имѣетъ достоинство господства, и не въ какомъ-либо несобственномъ смыслѣ, какъ мы называемся господами, но по самой истинѣ именуется Господомъ; потому что, по мановенію Отца, господствуетъ надъ /с. 139/ собственными Своими созданіями. Мы господствуемъ надъ равными и подобострастными намъ, а нерѣдко и надъ старшими насъ, и часто юный господинъ начальствуетъ надъ старыми слугами; но не таково господство Господа нашего Іисуса Христа; напротивъ того Онъ во-первыхъ Творецъ, а потомъ Господь; сперва сотворилъ все по Отчей волѣ, а потомъ господствуетъ надъ тѣмъ, что отъ Него имѣетъ бытіе.

6.) Христосъ Господь, родившійся въ градѣ Давидовѣ (Лук. 2, 11.). И хочешь ли узнать, что Христосъ, и до Своего вочеловѣченія, есть Господь, какъ и Отецъ: хочешь ли не вѣрою только принять сказанное, но и имѣть доказательство изъ Ветхозавѣтнаго Писанія? Обратись къ первой книгѣ — Бытія. Богъ говоритъ: сотворимъ человѣка, не по образу Моему, но по образу Нашему (Быт. 1, 26.). И когда сотворенъ человѣкъ, сказано: и сотвори Господь человѣка, по образу Божію сотвори его (27.). Въ Писаніи не Отцемъ только ограничено достоинство Божества, но включенъ и Сынъ; а тѣмъ показано, что человѣкъ есть тварь не Бога только, но и Господа нашего Іисуса Христа, потому что и Онъ — истинный Богъ. Сей, дѣйствующій со Отцемъ Господь дѣйствовалъ съ Нимъ и при Содомѣ, по Писанію, въ которомъ сказано: и Господь одожди на Содомъ и Гоморръ огнь и жупелъ отъ Господа съ небесе (Быт. 19, 24.). Сей Господь явился также Моѵсею, въ какой мѣрѣ могъ онъ видѣть. Ибо Господь человѣколюбивъ и всегда примѣняется къ нашимъ немощамъ.

7.) А чтобы знать тебѣ, что Онъ именно явился /с. 140/ Моѵсею, прими свидѣтельство отъ Павла, который говоритъ: піяху бо отъ духовнаго послѣдующаго камене, камень же бѣ Христосъ (1 Кор. 10, 4.); и еще: вѣрою Моѵсей остави Египетъ (Евр. 11, 27.); въ слѣдъ за симъ: большее богатство вмѣнивъ египетскихъ сокровищъ поношеніе Христово. Сей-то Моѵсей говоритъ Ему: яви ми Тебе Самого (Исх. 33, 13.). Видишь ли, что и Пророки видѣли тогда Христа, но поколику каждый вмѣщалъ. Яви ми Тебе Самого, да разумно вижду Тя. Но Онъ говоритъ: никтоже узритъ лице Мое, и живъ будетъ (20.). Итакъ, поелику никто изъ живущихъ не могъ видѣть Божества, то воспріялъ Онъ лице человѣчества, чтобы, видя оное, стали мы живы. Когда же и сіе самое лице благоволилъ показать въ малой славѣ, когда просвѣтися лице Его яко солнце (Матѳ. 17, 2.); тогда ученики, убоявшись, падаютъ ницъ. Но если просвѣтившееся лице плоти, не въ той мѣрѣ, въ какой могъ просвѣтить Совершающій сіе, но въ какой могли вмѣстить ученики, устрашило ихъ, и не могли они вынести сего; то могъ ли бы кто возвести взоръ на достоинство Божества? Великаго желаешь, говоритъ Господь Моѵсею; но не отвергаю ненасытимаго твоего желанія, и сіе тебѣ слово сотворю (Исх. 33, 17.), но поколику можешь вмѣстить: вотъ полагаю тя въ разсѣлинѣ камене (22.); ибо, какъ малый, пребываешь ты въ маломъ очертаніи.

8.) Утверди же въ себѣ, чтó будетъ здѣсь сказано, чтобъ оградить себя отъ Іудеевъ. Ибо наша цѣль — показать, что Господь Іисусъ Христосъ былъ у Отца. Поэтому Господь говоритъ Моѵсею: Азъ /с. 141/ предъиду предъ тобою славою Моею, и воззову о имени Господа предъ тобою (19.). Онъ — Господь, какаго же призываетъ Господа? Видимъ, какъ прикровенно преподалъ благочестивое ученіе объ Отцѣ и Сынѣ? Потомъ далѣе слово въ слово написано: и сниде Господь во облацѣ, и предста ему тамо, и призва именемъ Господнимъ. И мимоиде Господь предъ лицемъ его, и воззва: Господь, Господь щедръ, и милостивъ, долготерпѣливъ и многомилостивъ, и истиненъ. И правду храняй и творяй милость въ тысящи, отъемляй беззаконія, и неправды, и грѣхи (Исх. 34, 5-7.). Потомъ вслѣдъ за симъ Моѵсей, приникнувъ и поклонившись предъ Господомъ, призывающимъ Отца, говоритъ: да идеши Господи съ нами (9.).

9.) Имѣешь у себя это первое доказательство; вотъ и другое ясное. Рече Господь Господеви Моему: сѣди одесную Мене (Псал. 10, 1. 1.). Господь говоритъ это Господу, а не рабу, Господу всяческихъ, Своему Сыну, Которому вся покори. Внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, явѣ, яко развѣ покоршаго Ему вся, и далѣе: да будетъ Богъ всяческая во всѣхъ (1 Кор. 15, 27. 28.). Единородный Сынъ есть Господь всяческихъ. Сынъ же благопокоренъ Отцу, не восхитилъ господство, но по естеству пріялъ оное отъ произволившаго на сіе Отца. Ибо и Сынъ не восхитилъ, и Отецъ не оскудѣлъ въ щедротахъ, чтобы сообщить. Такъ говоритъ Самъ Сынъ: вся Мнѣ предаша суть Отцемъ Моимъ (Матѳ. 11, 27.). Предана Мнѣ, не какъ неимѣвшему прежде; и превосходно соблюдаю данное, не лишая Давшаго.

/с. 14210.) Посему Сынъ Божій есть Господь; Господь родившійся въ Виѳлеемѣ іудейскомъ, какъ Ангеломъ сказано пастырямъ: благовѣствую вамъ радость велію, яко родися вамъ днесь Христосъ Господь во градѣ Давидовѣ (Лук. 2, 10. 11.). О Немъ въ другомъ мѣстѣ говоритъ нѣкто изъ Апостоловъ: слово, еже посла сыномъ Израилевымъ, благовѣствуя миръ Іисусъ Христомъ, Сей есть всѣмъ Господь (Дѣян. 10, 36.). Когда же говоритъ всѣмъ; ничего неизъемля изъ-подъ Его господства. И Ангелы, и Архангелы, и Начала, и Власти, и что-либо сотвореннымъ именуемое у Апостоловъ, — все состоитъ подъ господствомъ Сына. Онъ — Господь Ангеловъ, какъ сказано въ Евангеліи: тогда остави Его діаволъ, и се Ангели приступиша, и служаху Ему (Матѳ. 4, 11.). Не сказано: помогали Ему, но служаху Ему, чтó свойственно рабамъ. Когда надлежало Ему родиться отъ Дѣвы; тогда служилъ Ему Гавріилъ, принявъ на себя служеніе Ему, какъ собственное свое достоинство. И когда надлежало Ему идти въ Египетъ, сокрушить рукотворенная египетская (Иса. 19, 1.); Ангелъ также является во снѣ Іосифу. Когда былъ Онъ распятъ и воскресъ; Ангелъ благовѣствовалъ, и, какъ добрый служитель, говоритъ женамъ: шедше рцыте ученикомъ Его, яко воста отъ мертвыхъ: и варяетъ вы въ Галилеи. Се рѣхъ вамъ (Матѳ. 28, 7.). А симъ какъ бы такъ говоритъ: «не преступилъ я повелѣнія; свидѣтельствуюсь тѣмъ, что сказалъ вамъ это, чтобы, если вознерадите, укоризна пала не на меня, но на вознерадѣвшихъ». Посему единъ Господь Іисусъ Христосъ. О немъ говоритъ и вынѣшнее чтеніе: аще бо и суть глаголеміи бози мно/с. 143/зи, или на небеси, или на земли, и проч. Но намъ единъ Богъ Отецъ, изъ Негоже вся, и мы у Него: и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имъ же вся, и мы Тѣмъ (1 Кор. 8, 5. 6.).

11.) Іисусъ же Христосъ имѣетъ два имени: Іисусъ, потому что спасаетъ; и Христосъ, потому что священствуетъ. И зная сіе, Богомудрый Пророкъ Моѵсей двумъ избраннымъ изъ всѣхъ мужамъ далъ сіи два наименованія, преемника власти своей Авсія переименовавъ Іисусомъ (Числ. 13, 17.), а брата своего Аарона наименовавъ Христомъ (Левит. 14, 5.), чтобы двумя избранными мужами изобразить первосвященническое и царское достоинство единаго грядущаго Іисуса Христа. И Христосъ, подобно Аарону, есть Первосвященникъ; потому что не Себе прослави быти первосвященника, но глаголавый къ Нему: Ты еси священникъ во вѣкъ, по чину Мелхиседекову (Евр. 5, 5. 6.). Іисусъ же Навинъ во многомъ имѣетъ на себѣ Его образъ. Ставъ вождемъ народнымъ, началъ сіе отъ Іордана, откуда и Христосъ, крестившись, началъ благовѣствовать. Двѣнадцать мужей для раздѣла наслѣдія поставилъ сынъ Навина; и двѣнадцать Апостоловъ посылаетъ Іисусъ въ цѣлую вселенную проповѣдниками истины. Прообразовавшій Іисусъ спасъ увѣровавшую блудницу Раавъ; а Іисусъ истинный говоритъ: вотъ мытари и любодѣйцы варяютъ вы въ царствіи Божіи (Матѳ. 21, 31.). При прообразовавшемъ стѣны іерихонскія отъ одного восклицанія пали; и поелику речено Іисусомъ: не имать остати здѣ камень на камени (Матѳ. 24, 2.), палъ этотъ здѣсь передъ нами стоявшій храмъ іудейскій, не потому, что опредѣленіе сіе /с. 144/ было причиною паденія, но потому что виною паденія сталъ грѣхъ беззаконныхъ.

12.) Единъ есть Господь Іисусъ Христосъ: имя чудное, непрямо предвозглашенное Пророками. Ибо Исаія Пророкъ говоритъ: се Спаситель твой грядетъ, имѣяй съ Собою мзду (Иса. 62, 11.). Словомъ же: Спаситель переводится еврейское слово Іисусъ. Ибо пророчественная благодать, провидя, что Іудеи будутъ убійцами Господа, прикрыла именованіе, чтобы, предузнавъ ясно, не приступили тотчасъ къ злоумышленію. Іисусомъ же не люди наименовали Его, но явственно наименовалъ Ангелъ, который пришелъ не по своей власти, но посланъ Божіею силою, и сказалъ Іосифу: не убойся пріяти Маріамъ, жены твоея; рождшеебося въ ней отъ Духа есть Свята. Родитъ же Сына, и наречеши имя Ему Іисусъ (Матѳ. 1, 20. 21.)! И объясняя причину сего наименованія, въ слѣдъ за симъ говоритъ: Той бо спасетъ люди Своя отъ грѣхъ ихъ. Разсуди же, какимъ образомъ, еще не родившись, имѣетъ люди Своя, если бы не былъ и до рожденія? И сіе-то говоритъ Пророкъ отъ лица Его: отъ чрева матере Моея нарече имя Мое (Иса. 49, 1.); потому что предречено Ангеломъ, что наречется Іисусомъ. Пророкъ говоритъ также и объ Иродовомъ злоумышленіи: и подъ кровомъ руки Своея скры Мя (2.).

13.) Итакъ Іисусъ по-еврейски значитъ Спаситель, а на еллинскомъ языкѣ: врачующій. Ибо Онъ — Врачъ душъ и тѣлесъ, и Цѣлитель духовъ; исцѣляетъ слѣпотствующихъ чувственно, и просвѣщаетъ умы; врачуетъ видимо хромыхъ, и указуетъ грѣшникамъ путь къ покаянію, говоря разслабленному: /с. 145/ ктому не согрѣшай (Іоан. 5, 14.), и: возми одръ твой и ходи (8.). Поелику тѣло разслаблено душевнымъ грѣхомъ; то исцѣлилъ прежде душу, чтобы даровать исцѣленіе и тѣлу. Посему, у кого душа страждетъ во грѣхахъ, тотъ имѣетъ Врача. И если кто здѣсь маловѣренъ, да скажетъ Ему: помози моему невѣрію (Марк. 9, 24.). Если кто обложенъ и тѣлесными немощами, да не остается въ невѣріи, но да приступитъ, и поелику Іисусъ врачуетъ и ихъ, да познаетъ, что Іисусъ есть Христосъ.

14.) Іудеи признаютъ, что Онъ есть Іисусъ, но не признаютъ, что Онъ и Христосъ. Посему-то Апостолъ говоритъ: кто есть лживый, точію отметаяйся, яко Іисусъ нѣсть Христосъ (1 Іоан. 2, 22.). А Христосъ есть Первосвященникъ, имѣющій непреступное священство (Евр. 7, 24.); не во времени началъ Онъ священствовать, и не имѣетъ Себѣ другаго преемника въ первосвященствѣ, какъ слышалъ ты во время Божіей службы въ день недѣльный, когда предлагали мы бесѣду на слова: по чину Мелхиседекову. Не по плотскому преемству пріялъ Онъ первосвященство, и помазанъ, не уготованнымъ елеемъ, но прежде вѣковъ отъ Отца; и потолику отличенъ отъ иныхъ, поколику священство Его утверждено клятвою. Они бо безъ клятвы суть священницы, Сей же съ клятвою, чрезъ глаголющаго къ Нему: клятся Господь, и нераскается (Евр. 7, 20. 21.). Достаточно было для утвержденія, чтобы восхотѣлъ только Отецъ; но это — сугубый способъ утвержденія, когда за изволеніемъ слѣдуетъ и клятва, да двѣма вещми непреложными, въ нихже невозможно солгати Богу, крѣпкое утѣшеніе вѣры /с. 146/ имамы (Евр. 6, 18.) всѣ мы, исповѣдующіе Іисуса Христа, Сына Божія.

15.) Сего-то пришедшаго Христа Іудеи отринули, а бѣсы исповѣдали. Но не былъ Онъ невѣдомъ праотцу Давиду, который говоритъ: уготовахъ свѣтильникъ Помазанному Моему (Псал. 131, 17.). И одни толкуютъ, что свѣтильникъ есть свѣтлость пророчества, а другіе, что свѣтильникъ есть воспріятая отъ Дѣвы плоть, по словамъ Апостола: имамы же сокровище сіе въ скудѣльныхъ сосудѣхъ (2 Кор. 4, 7.). Не былъ Онъ невѣдомъ и Пророку, который говоритъ: и возвѣщаяй въ человѣцѣхъ Христа Своего (Амос. 4, 13.). Зналъ Его Моѵсей, зналъ Его Исаія, зналъ Его и Іеремія. Ни одному изъ пророковъ не былъ. Онъ невѣдомъ. Познали Его и бѣсы; потому что запрещалъ имъ, и сказано: яко вѣдяху Христа Самаго суща (Лук. 4, 41.). Не познали Первосвященники, а бѣсы исповѣдали; не познали Первосвященники, а жена Самарянка проповѣдала, говоря: пріидите, видите человѣка, Иже рече ми вся, елика сотворихъ. Еда Той есть Христосъ (Іоан. 4, 22.)?

16.) Сей Іисусъ Христосъ есть пришедшій Архіерей грядущихъ благъ (Евр. 9, 11.), по щедродаровитости Божества всѣмъ намъ сообщившій Свое именованіе. Цари человѣки имѣютъ царское именованіе, нераздѣляемое съ прочими человѣками; Іисусъ же Христосъ, Сынъ Божій, сподобилъ насъ именоваться христіанами. Но иный скажетъ: «имя христіанинъ есть именованіе новое; прежде сего не было оно въ употребленіи; а нововводимое нерѣдко оспоривается по самой необычайности». Въ этомъ пред/с. 147/охранилъ насъ Пророкъ, говоря: работающимъ же Мнѣ наречется имя новое, еже благословится на земли (Иса. 65, 15. 16.). Допросимъ Іудеевъ: «работаете вы Господу, или нѣтъ? Покажите же новое ваше имя. Ибо Іудеями и Изральтянами назывались вы при Моѵсеѣ, и при другихъ Пророкахъ, и по возвращеніи изъ Вавилона; такъ называетесь и до настоящаго времени. Гдѣ же новое имя? А мы, поелику работаемъ Господу, имѣемъ новое имя. Имя сіе новое, но оно такое новое имя, еже благословится на земли. Имя сіе объяло собою вселенную; потому что Іудеи въ одной только странѣ, а христіане — до предѣловъ вселенной. Ими возвѣщается имя Единороднаго Сына Божія».

17.) Желаешь ли знать, что Апостолы знали и проповѣдали имя Христово, лучше же сказать, имѣли въ себѣ Самого Христа? Павелъ говоритъ слушающимъ его: или искушенія ищете глаголющаго во мнѣ Христа (2 Кор. 13, 3.)? Павелъ возвѣщаетъ Христа, говоря: не себе бо проповѣдаемъ, но Христа Іисуса Господа, себе же самѣхъ рабовъ вамъ Іисуса ради (4, 5.). Кто же сей Павелъ? Тотъ, кто прежде былъ гонителемъ. Великое подлинно чудо! Кто прежде гналъ, тотъ возвѣщаетъ Христа. И почему возвѣщаетъ? Не преклоненъ ли къ тому деньгами? Но никто не преклонялъ его такимъ средствомъ. Или видѣлъ Христа лицемъ къ лицу, и Имъ убѣжденъ? Но Христосъ вознесся уже на небо. Пошелъ воздвигнуть гоненіе, и черезъ три дня сей гонитель въ Дамаскѣ уже провѣдникъ. Какого же это силою? Иные во свидѣтели о дѣлѣ своемъ призываютъ своихъ; а я представилъ тебѣ въ свидѣ/с. 148/тели бывшаго прежде врагомъ. Еще ли сомнѣваешься? Важно свидѣтельство Петра и Іоанна, но оставляетъ мѣсто подозрѣнію; потому что они были свои. Но, если бывшій прежде врагомъ Христу въ послѣдствіи умираетъ за Него, кто усумнится еще въ истинѣ?

18.) Коснувшись сего словомъ, подивился я подлинно домостроительству Святаго Духа: почему посланія прочихъ ограничилъ малымъ числомъ, а прежнему гонителю Павлу даровалъ написать четырнадцать посланій? Сіе не потому, что Петръ или Іоаннъ были меньше, и Духъ удержалъ благодать. Да не будетъ сего! Напротивъ того, чтобы ученіе было несомнѣнно, бывшему прежде врагомъ и гонителемъ даровалъ написать большее число посланій, во удостовѣреніе тѣмъ всѣхъ. Дивляхуся же вси о Павлѣ, и глаголаху: не сей ли есть бывшій прежде гонителемъ? И здѣ на сіе пріиде, да связаны ны приведетъ въ Іерусалимъ (Дѣян. 9, 21.). «Не дивитесь», говоритъ Павелъ; «знаю, что жестоко ми есть противу рожну прати (5.); знаю, что нѣсмь достоинъ нарещися Апостоломъ, зане гонихъ Церковь Божію (1 Кор. 15, 9.), впрочемъ невѣдый (1 Тим. 1, 13.). Я полагалъ, что проповѣдь о Христѣ есть нарушеніе закона; и не зналъ, что Христосъ пришелъ не раззорити, но исполнити законъ (Матѳ. 5, 17.). Упреумножися же благодать Божія во мнѣ» (1 Тим. 1, 14.).

19.) Много, возлюбленные, истинныхъ свидѣтельствъ о Христѣ. Свидѣтельствуетъ съ небеси Отецъ о Сынѣ; свидѣтельствуетъ Духъ Святый, снисшедшій тѣлеснымъ образомъ (Лук. 3, 22.) въ видѣ /с. 149/ голубя. Свидѣтельствуетъ Архангелъ Гавріилъ, благовѣствующій Маріамѣ. Свидѣтельствуетъ Дѣва Богородица. Свидѣтельствуетъ блаженное вмѣстилище яслей. Свидѣтельствуетъ Египетъ, пріявшій Владыку, юнаго еще тѣломъ. Свидѣтельствуетъ Симеонъ, принявшій Его въ объятія и изрекшій: нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ: яко видѣстѣ очи мои спасеніе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей (Лук. 2, 28. 29.). Свидѣтельствуетъ о Немъ и Анна пророчица, благоговѣйнѣйшая воздержница и подвижница. Свидѣтельствуетъ Іоаннъ Креститель, величайшій изъ Пророковъ, началовождь новаго завѣта, и нѣкоторымъ образомъ сопрягающій оба завѣта, и ветхій и новый. Изъ рѣкъ свидѣтельствуетъ Іорданъ, изъ морей свидѣтельствуетъ Тиверіадское море. Свидѣтельствуютъ слѣпые; свидѣтельствуютъ хромые; свидѣтельствуютъ воскрешенные мертвые; свидѣтельствуютъ бѣсы, говоря: что намъ и Тебѣ Іисусе? Вѣмы Тя, Кто еси, Святый Божій (Марк. 1, 24.). Свидѣтельствуютъ вѣтры, внимающіе Его повелѣнію и утихающіе. Свидѣтельствуютъ пять хлѣбовъ, умножившіеся для напитанія пяти тысячъ. Свидѣтельствуетъ святое древо креста, до нынѣ у насъ видимое, и почти уже цѣлую вселенную собою наполнившее чрезъ пріемлющихъ отъ него здѣсь съ вѣрою. Свидѣтельствуетъ та палма въ долинѣ, которая восхвалявшимъ тогда отрокамъ дала ваіи. Свидѣтельствуетъ разумѣющимъ Геѳсиманія, какъ бы донынѣ еще указующая Іуду. Свидѣтельствуетъ видомъ своимъ эта возвышающаяся святая Голгоѳа; свидѣтельствуетъ гробъ святыни, и до нынѣ лежа/с. 150/щій камень. Свидѣтельствуетъ солнце, сіяющее нынѣ, а тогда, во время спасительнаго страданія, померкшее. Свидѣтельствуетъ тма, бывшая тогда отъ часа шестаго до девятаго. Свидѣтельствуетъ свѣтъ, возсіявшій отъ часа девятаго и до вечера. Свидѣтельствуетъ святая гора Елеонская, съ которой восшелъ ко Отцу; свидѣтельствуютъ и дожденосныя облака, пріявшія Владыку, о которыхъ сказалъ Псалмопѣвецъ: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вѣчная: и внидетъ Царь славы (Пс. 23, 7.). Свидѣтельствуютъ бывшіе нѣкогда врагами, въ числѣ которыхъ и блаженный Павелъ, не долго враждовавшій, но много времени послужившій. Свидѣтельствуютъ двѣнадцать Апостоловъ, не словами только, но пріятыми мученіями и смертію своею, проповѣдавшіе истину. Свидѣтельствуетъ тѣнь Петрова, Христовымъ именемъ врачевавшая недужныхъ; свидѣтельствуютъ главотяжи и убрусцы (Дѣян. 19, 12.), Христовою также силою врачевавшіе тогда чрезъ Павла. Свидѣтельствуютъ Персы и Готѳы и всѣ изъ язычниковъ умирающіе за Того, Кого не видѣли плоскими очами. Свидѣтельствуютъ бѣсы, до нынѣ изгоняемые вѣрными.

20.) Такъ много различныхъ свидѣтелей, и ихъ еще больше! Ужели и послѣ этого не увѣруетъ кто въ Господа, о Которомъ они свидѣтельствуютъ? Если кто и не вѣровалъ прежде, да вѣруетъ теперь. Если же и прежде былъ вѣрнымъ, да пріиметъ вящшее приращеніе вѣры, продолжая вѣровать въ Господа нашего Іисуса Христа, и да знаетъ, Чье носитъ на себѣ имя. Христіаниномъ ты названъ: береги это имя, да не похулится ради тебя Господь /с. 151/ нашъ Іисусъ Христосъ, Сынъ Божій, но да просвѣтятся паче добрыя дѣла твои предъ человѣками, чтобы видящіе человѣки о Іисусѣ Христѣ, Господѣ нашемъ прославили Отца, сущаго на небесахъ. Ему слава нынѣ и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго. — М.: Въ типографіи В. Готье, 1855. — С. 135-151. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.