Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

64. Письмо къ Немезіану и другимъ, сосланнымъ на рудокопни.

Кипріанъ — Немезіану, Феликсу, Луцію, другому Феликсу, Литтею, Поміану, Виктору, Ядеру и Дитиву, соепископомъ; также сопресвитерамъ и діаконамъ, и прочимъ братьямъ находящимся въ рудокопняхъ, мученикамъ Бога Отца всемогущаго и Іисуса Христа, Господа и Бога, хранителя нашего, желаемъ вѣчнаго спасенія.

Слава ваша, блаженнѣйшіе и возлюбленнѣйшіе братья, налагала на меня долгъ лично видѣть и обнять васъ; но сосланнаго за исповѣданіе имени меня удержали отъ того предѣлы назначеннаго мнѣ мѣста, и потому являюсь къ вамъ, какъ могу, и, когда мнѣ нельзя пріити къ вамъ тѣломъ и стопами, прихожу къ вамъ любовію и духомъ, открывая въ письмѣ свое сердце и восхищаясь доблестями и похвалами вашими, въ которыхъ считаю себя соучастникомъ, если не по страданію тѣла, то по участію любви. И могу ли я молчать, могу ли не говорить, слыша о возлюбленнѣйшихъ моихъ такъ много славнаго, чѣмъ Господь удостоилъ почтить васъ? Уже нѣкоторые изъ васъ упредили другихъ совершеніемъ своего мученичества и имѣютъ принять награду отъ Господа по своимъ заслугамъ; а нѣкоторые еще томятся въ заключеніи темничномъ, въ рудокопняхъ и въ узахъ, и представляя самою медленностію казней разительнѣйшіе примѣры для укрѣпленія и вооруженія братьевъ, медленностію страданій пріобрѣтаютъ полнѣйшее право на заслуги, по которымъ надѣются получить изъ небесныхъ наградъ столько воздаяній, сколько теперь числится дней въ истязаніяхъ. /с. 352/ Не удивляюсь, мужественнѣйшіе и блаженнѣйшіе братья, что Господь почтилъ васъ возведеніемъ на самую вершину почестей славы своей, — васъ, которые всегда отличались въ Его Церкви строгимъ соблюденіемъ вѣры, которые не нарушимо храните повелѣнія Господни, — въ простотѣ невинность, въ любви согласіе, скромность въ смиреніи, прилежаніе въ управленіи, неусыпность въ помощи немощнымъ, милосердіе въ призрѣніи нищихъ, постоянство въ защищеніи истины, осмотрительность въ строгости благочинія. Желая быть во всемъ примѣромъ добрыхъ дѣлъ, вы и теперь исповѣданіемъ имени и страданіемъ тѣла возбуждаете умы братьевъ къ божественному мученичеству, становясь сами вождями въ доблести съ тѣмъ, чтобы и стадо, слѣдуя за своими пастырями и подражая дѣйствіямъ предстоятелей, своимъ повиновеніемъ также заслужило быть увѣнчаннымъ отъ Господа.

Нисколько не должно быть омерзительнымъ для насъ то, что вы, прежде избитые палками и изнуренные, освятили благочестивые начатки своего исповѣдничества такими наказаніями. Не боится палокъ тѣло христіанина, котораго вся надежда въ древѣ. Рабъ Христовъ позналъ тайну своего спасенія: искупленный древомъ для вѣчной жизни, онъ древомъ приведенъ и къ вѣнцу. И что удивительнаго, если вы — золотые и сребренные сосуды — ввергнуты въ рудокопни, то есть, въ хранилище золота и серебра, — развѣ только то, что теперь измѣнилось естество металловъ, и мѣста, которыя прежде обыкновенно давали золото и сребро, сами начали принимать ихъ? На ваши ноги наложили путы; досточтимые члены и храмы Божіи оковали поносными цѣпями: какъ будто съ тѣломъ можно оковать и духъ, или осквернить ваше золото прикосновеніемъ къ желѣзу! Для людей преданныхъ Богу и свидѣтельствующихъ вѣру свою благочестивою доблестію это украшенія, а не узы: онѣ не безчестятъ скованныхъ ногъ, но очищаютъ для вѣнца. О, /с. 353/ ноги, столь удачно скованныя, которыя раскуетъ не кузнецъ, а Господь! О, ноги, удачно скованныя, которыя спасительнымъ путемъ направляются въ рай! О, ноги, связанныя теперь въ мірѣ семъ, чтобы навсегда быть свободными у Господа! О, ноги, замедляемыя въ шествіи путями и перекладинами, но которыя славнымъ путемъ быстро побѣгутъ ко Христу. Пусть завистливая и коварная жестокость удерживаетъ васъ, сколько хочетъ, своими цѣпями и узами; вы скоро отъ этой земли и отъ этихъ казней перейдете въ царство небесное. Тѣла не нѣжитъ въ рудокопняхъ постель и перина, но подкрѣпляетъ Христосъ Своею прохладою и утѣшеніемъ. Утробы, изнуренныя трудами, лежатъ на землѣ; полежать со Христомъ — не наказаніе. Обезображенные положеніемъ и грязью члены остаются нечистыми безъ бани; но духовно омывается внутри то, что внѣ осквернено тѣлесно. Мало тамъ хлѣба; но человѣкъ живетъ не однимъ хлѣбомъ, а и словомъ Божіимъ. Одежда не предохраняетъ достаточно отъ стужи; но кто облекся во Христа, тотъ роскошно одѣтъ и убранъ. Дыбомъ стоитъ волосъ на полуостриженной головѣ; по такъ какъ глава мужу Христосъ, то какова бы голова ни была, она по необходимости прилична, потому что славна именемъ Господа. И какимъ блескомъ вознаградится все это безобразіе, столь ненавистное и страшное для язычниковъ? Какою свѣтлою наградою вѣчной почести замѣнится все это мірское и кратковременное истязаніе, когда Господь, по слову апостола, преобразитъ тѣло смиренія нашего, яко быти сему сообразну тѣлу славы Его (Филип. 3, 21)?

Не можетъ также, возлюбленнѣйшіе братья, ни сколько составить потери для благочестія или вѣры и то, что тамъ теперь не позволено священникамъ Божіимъ приносить и совершать божественныя жертвы. И безъ того вы совершаете и приносите жертву Богу сколько драгоцѣнную, столько же и славную, которая много послужитъ къ воздаянію вамъ наградъ не/с. 354/бесныхъ, такъ какъ божественное Писаніе говоритъ: жертва Богу духъ сокрушенъ, сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Псал. 50, 19). Таковую жертву вы приносите Богу: содѣлавшись жертвами для Бога, вы безпрестанно совершаете эту жертву и днемъ и ночью, представляя самихъ себя святыми и непорочными жертвами, согласно наставленію апостола, который говоритъ: молю убо васъ, братіе, щедротами Божіими, представите тѣлеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови; и не сообразуйтеся вѣку сему, но преобразуйтеся обновленіемъ ума вашего, во еже искушати вамъ, что есть воля Божія благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 1. 2). Вотъ что въ особенности угодно Богу; вотъ что придаетъ дѣламъ нашимъ большія заслуги на снисканіе благоволенія Божія; вотъ только чѣмъ мы свидѣтельствуемъ Господу должную покорность нашей вѣры и преданности за Его великія и спасительныя благодѣянія, какъ въ Псалмахъ возвѣщаетъ и свидѣтельствуетъ Духъ Святый: что воздамъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде ми? Чашу спасенія пріиму и имя Господне призову. Честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ Его (Псал. 115, 3. 4. 6). И кто же съ охотою и не медля не пріиметъ Чаши спасенія? Кто, съ радостію и веселіемъ, не возжелаетъ того, чѣмъ и самъ могъ бы сколько-нибудь воздать своему Господу? Кто, съ мужествомъ и твердостію не встрѣтитъ смерти, честной предъ Господемъ, чтобы угодить предъ очами Того, Кто, свыше взирая на насъ, подвизающихся за имя Его, — охотниковъ одобряетъ, сражающимся помогаетъ, побѣждающихъ вѣнчаетъ, награждая въ насъ, по Своей благости и любви отеческой, то, что Самъ содѣлалъ, и отличая въ насъ то, что Самъ совершилъ? Ибо отъ Него наша побѣда; чрезъ Него, низложивъ врага въ великой брани, мы достигаемъ къ почестямъ побѣднымъ, — какъ это Господь объясняетъ намъ и внушаетъ въ Своемъ Евангеліи, говоря: егдаже предаютъ вы, /с. 355/ не пецытеся, кто или что возглаголете; дастбося вамъ въ той часъ, что возглаголете, не вы бо будете глаголюціи, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ (Мат. 10, 19. 20); и опять: положите на сердцахъ вашихъ не прежде поучатися отвѣщавати; Азъ бо дамъ вамъ уста и премудрость, ей же не возмогутъ противитися вси противляющіися вамъ (Лук. 21, 14. 15). Въ этомъ-то великое упованіе вѣрующихъ; въ этомъ — тягчайшая вина вѣроломныхъ, которые и не вѣрятъ Тому, Кто уповающимъ на Него обѣщалъ Свою помощь, и не боятся Того, Кто отвергающимъ Его угрожаетъ вѣчною казнію. А вы, мужественнѣйшіе и вѣрнѣйшіе воины Христовы, все это внушали братьямъ нашимъ, исполняя самымъ дѣломъ то, чему прежде учили словомъ; и потому вы будете велики въ царствіи небесномъ, по обѣщанію Господа, сказавшаго: иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется въ царствіи небеснѣмъ (Мат. 5, 19). Наконецъ, вашему примѣру послѣдовала значительная часть народа: соединенная съ вами узами крѣпчайшей любви и не бывъ отдѣлена отъ своихъ предстоятелей ни темницею, ни рудокопнями, она, какъ и вы, принесла исповѣданіе и также увѣнчалась. Въ томъ числѣ есть и дѣвы, у которыхъ къ шестидесятному прибавился сторичный плодъ и которыхъ сугубая слава привела къ вѣнцу небесному; есть и отроки, въ которыхъ обнаружилась доблесть выше возраста, превосходящая ихъ лѣта похвалою исповѣданія: такъ что блаженное стадо вашего мученичества украшается всякимъ поломъ и возрастомъ.

О, какая теперь у васъ, возлюбленнѣйшіе братья, сила побѣдоносной совѣсти! Какая возвышенность въ духѣ, — восторгъ въ чувствѣ, — торжество въ сердцѣ! Каждый изъ васъ стоитъ въ ожиданіи обѣщанной Богомъ награды, покоенъ относительно дня суднаго; каждый ходитъ въ рудокопняхъ — невольникъ тѣломъ, но царь духомъ, зная, что ему присущъ Христосъ, /с. 356/ радующійся терпѣнію своихъ рабовъ, которые по слѣдамъ и путямъ Его шествуютъ къ вѣчному царству. Ежедневно вы ожидаете съ радостію наступленія спасительнаго для васъ дня и, готовые скоро перейти отъ вѣка сего, спѣшите къ дарамъ, предназначеннымъ для мучениковъ, и въ божественныя обители, въ чаяніи, послѣ тьмы міра сего, увидѣть яснѣйшій свѣтъ и получить славу, которая превосходитъ всѣ страданія и тяготы, — какъ свидѣтельствуетъ Апостолъ, говоря: недостойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Римл. 8, 18). П потому, такъ какъ теперь и слово ваше въ молитвахъ дѣйствительнѣе, и просимое въ скорбяхъ вамъ легче испросить, — просите усердно и молитесь, чтобы Господь удостоилъ привести въ совершеніе исповѣданіе всѣхъ насъ, чтобы Богъ и насъ вмѣстѣ съ вами свободилъ отъ этой тьмы и сѣтей міра непорочными и славными, — да возрадуемся вмѣстѣ въ царствіи небесномъ и мы, которые, бывъ соединены здѣсь узами любви и мира, вмѣстѣ стояли противъ навѣтовъ еретическихъ и противъ озлобленій язычниковъ. Желаю вамъ, блаженнѣйшіе и возлюбленнѣйшіе братья, здравствовать о Господѣ и насъ всегда и вездѣ помнить.



Въ отвѣтъ на это письмо св. Кипріанъ получилъ слѣдующія три письма:

1) Немезіана, Датива, Феликса и Виктора отвѣтъ Кипріану.

Кипріану брату Немезіанъ, Дативъ, Феликсъ и Викторъ желаютъ вѣчнаго спасенія о Господѣ.

Ты всегда, съ великимъ благоразуміемъ и сообразуясь съ обстоятельствами, бесѣдовалъ въ письмахъ твоихъ, возлюбленнѣйшій Кипріанъ, такъ что отъ внимательнаго чтенія ихъ и порочные исправляются и люди честные укрѣпляются. Ибо по той мѣрѣ, какъ ты не престаешь раскрывать, въ сочиненіяхъ своихъ, сокровенныя тайны, ты и насъ возращаешъ въ вѣрѣ и отъ міра приводишь людей къ вѣрѣ. Самъ и не догадываясь о томъ, ты обозначилъ себя намъ въ тѣхъ прекрасныхъ мысляхъ и чувствованіяхъ, которыя находятся во многихъ сочиненіяхъ твоихъ, и показалъ, что въ истолкованіи ты выше всѣхъ, /с. 357/ въ изложеніи — всѣхъ краснорѣчивѣе, въ мнѣніи — мудрѣе, въ терпѣніи — простодушнѣе, въ дѣлахъ — плодовитѣе, въ воздержности — праведнѣе, въ послушаніи — смиреннѣе, въ добромъ дѣланіи — непорочнѣе. Знаешь и самъ, возлюбленнѣйшій, какъ сильно желаемъ мы видѣть тебя, наставника и любителя нашего, достигшимъ вѣнца великаго исповѣданія. Ибо ты, нашъ истинный и добрый учитель, при допросѣ у Консула первый провозгласилъ то, что мы — ученики, въ слѣдъ за тобою, должны были отвѣчать тамъ, и, какъ бы возглашая въ трубу, возбудилъ къ брани воиновъ Божіихъ, облеченныхъ въ небесное оружіе. Сражаясь впереди всѣхъ, ты поразилъ діавола мечемъ духовнымъ и словомъ твоимъ вездѣ устроилъ ополченія изъ братьевъ, чтобы со всѣхъ сторонъ окружить врага засадой и попрать сокрушенную силу самаго трупа вражескаго. Повѣрь намъ, возлюбленнѣйшій, что не недостойна сторичной награды невинная душа твоя, которая не убоялась ни первыхъ нападеній отъ міра, ни отказалась подвергнуться ссылкѣ, ни усумнилась оставить городъ, ни устрашилась жизни въ глуши: заявивши предъ многими свое исповѣданіе, она сама первая вступила въ подвигъ мученичества и чрезъ то не только вошла въ товарищество мучениковъ, уже отходящихъ отъ вѣка сего, но и связала себя небеснымъ содружествомъ съ будущими мучениками. Итакъ, возлюбленнѣйшій Кипріанъ, осужденные вмѣстѣ съ нами усерднѣйше благодарятъ тебя предъ Богомъ за то, что ты письмомъ своимъ оживилъ удрученныя сердца, истерзанные бичами члены уврачевалъ, тяготѣвшія на ногахъ путы разрѣшилъ, выравнялъ волосы на полуостриженной головѣ, освѣтилъ мракъ темничный, рудокопныя горы обратилъ въ равнину, усладилъ обоняніе благоуханіемъ цвѣтовъ и прогналъ противный запахъ дыма. Присланное отъ тебя и любезнѣйшаго нашего Квирина вспоможеніе, которое передали намъ для раздѣла, Геренніанъ иподіаконъ и аколуѳы: Луціанъ, Максимъ и Аманцій, пособили намъ въ нашихъ тѣлесныхъ нуждахъ. Затѣмъ будемъ помогать другъ другу молитвами нашими и будемъ просить, по заповѣди твоей, чтобы Богъ, Христосъ и Ангелы содѣйствовали намъ во всѣхъ дѣяніяхъ нашихъ. Желаемъ тебѣ, господинъ и братъ, всегда здравствовать и помнить о насъ. Привѣтствуй всѣхъ, находящихся съ тобою. Всѣ наши, которые находятся съ нами, любятъ тебя, привѣтствуютъ и желаютъ видѣть.

2) Отвѣтъ Луція и прочихъ мучениковъ.

Кипріану, брату и товарищу, Луцій и всѣ братья, находящіеся со мною, желаютъ спасенія о Господѣ.

Въ то время, когда мы предавались торжеству и радости о Богѣ за то, что Онъ вооружилъ насъ къ борьбѣ и удостоилъ насъ выйти изъ нея побѣдителями, пришло къ намъ, возлюбленнѣйшій братъ, письмо твое, посланное чрезъ Геренніана иподіакона и аколуѳовъ: Луціана, Максима и Аманція. Прочитавши его, мы получили облегченіе въ узахъ, утѣшеніе въ угнѣтеніи, помощь въ нуждѣ и сдѣлались крѣпче, бодрѣе и одушевленнѣе къ подъятію, если это случится, и большихъ мученій. Еще до начала страданій мы были воз/с. 358/званы къ славѣ чрезъ тебя, который, идя впереди, указалъ намъ путь къ исповѣданію имени Христова и, слѣдуя по пути исповѣданія твоего, надѣемся получить равную благодать съ тобою. Опередившій всѣхъ на поприщѣ, первый достигаетъ и къ наградѣ; и — ты, достигнувши предначатаго тобою, удѣлилъ изъ того и намъ, показывая этимъ нераздѣльную любовь, которою всегда любилъ насъ и по которой желаешь, чтобы при тѣхъ, у коихъ былъ одинъ духъ въ союзѣ мира, была и благодать молитвъ твоихъ и одинъ вѣнецъ исповѣдничества. Но у тебя, возлюблениѣйшій братъ, къ вѣнцу исповѣдничества присоединилось еще воздаяніе за дѣла въ широкомъ размѣрѣ, по которому Господь воздастъ тебѣ въ день воздаянія; ибо въ письмѣ своемъ ты самъ предсталъ намъ, чтобы явить намъ уже извѣстное, чистое и блаженное сердце твое и отъ всей полноты его воспѣть вмѣстѣ съ нами славословіе Богу, въ той мѣрѣ, въ какой ты можешь высказать это, а не въ той, въ какой мы стоимъ слышать. Слова твои и придали красоту тому, что было у насъ несовершенно, и укрѣпили насъ къ перенесенію тѣхъ страданій, которыя терпимъ, имѣя твердую надежду и на награду небесную и на вѣнецъ мученическій и на царство Божіе — по пророческому обѣщанію, которое ты, вдохновенный отъ Святаго Духа, изрекъ въ письмѣ своемъ. Все это сбудется, возлюбленнѣйшій, если ты будешъ воспоминать насъ въ молитвахъ своихъ (въ чемъ не сомнѣваюсь), какъ и мы дѣлаемъ это. Присланное отъ Квирина и собственно отъ тебя, вожделѣннѣйшій братъ, приношеніе отъ всякаго чистаго дѣла мы получили. И какъ Богъ принялъ жертву, принесенную Ноемъ, въ воню благоуханія и призрѣлъ на приношеніе его; такъ да призритъ Онъ и на ваше приношеніе и благоволитъ воздать вамъ награду за это столь доброе дѣло. Прошу тебя распорядиться отсылкою къ Квирину письма, написаннаго нами. Желаю тебѣ, возлюбленнѣйшій и вожделѣннѣйшій братъ, всегда здравствовать и насъ помнить. Привѣтствуй всѣхъ, находящихся съ тобою. Прощай.

3) Феликса, Ядера, Поліана и прочихъ мучениковъ отвѣтъ Кипріану.

Дражайшему и возлюбленнѣйшему Кипріану, Феликсъ, Ядеръ, Поліанъ, вмѣстѣ съ пресвитерами и всѣми, находящимися въ Сигійскомъ рудникѣ, желаютъ вѣчнаго спасенія о Господѣ.

Привѣтствуемъ взаимно и тебя, любезнѣйшій братъ, чрезъ Геренніана иподіакона, Луціана и Максима братьевъ нашихъ, которые остаются бодры и невредимы при пособіи молитвъ твоихъ. Отъ нихъ мы получили не мало приношенія, вмѣстѣ съ письмомъ отъ тебя, въ которомъ благоволительно подкрѣпляешь насъ, какъ сыновъ твоихъ, словами небесными. Мы благодарили и благодаримъ Бога Отца всемогущаго, чрезъ Христа Его, за то, что такъ одобрены и укрѣплены твоею бесѣдою, и просимъ тебя — по чистотѣ души твоей воспоминать о насъ въ непрестанныхъ молитвахъ твоихъ, да довер/с. 359/шитъ Господь подвигъ вашего и нашего исповѣданія, какой благоволилъ назначить намъ. Привѣтствуй всѣхъ живущихъ съ тобою. Желаемъ тебѣ, возлюбленнѣйшій братъ, всегда здравствовать о Господѣ. Писалъ Феликсъ. Ядеръ подписался. Поліанъ читалъ. Привѣтствую господина моего Евтихіана.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 351-359. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.