Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

63. Письмо къ Цецилію о таинствѣ чаши Господней.

Кипріанъ Цецилію брату желаетъ здоровья.

Я знаю, возлюбленнѣйшій братъ, что изъ поставленныхъ Богомъ епископовъ надъ церквами Господними во всемъ мірѣ большая часть хранитъ правило евангельской истины и Господняго преданія, не отступая къ человѣческимъ нововведеніямъ отъ того, чему научилъ Христосъ-Учитель, и что совершилъ Онъ Самъ. Но поелику нѣкоторые, при освященіи чаши Господней и преподаваніи ея народу, по невѣжеству ли, или по простотѣ не соблюдаютъ того, что совершалъ и заповѣдалъ совершать виновникъ сего жертвоприношенія и Учитель-Господь нашъ Іисусъ Христосъ; то я счелъ сколько благочестивымъ, столько необходимымъ дѣломъ написать тебѣ объ этомъ съ тою цѣлію, чтобы открытіемъ свѣта истины обратить къ корню и началу преданія тѣхъ, которые еще доселѣ пребываютъ въ заблужденіи. Не подумай, возлюбленнѣйшій братъ, чтобы мы, всегда думая о себѣ со смиреніемъ и уничиженіемъ, дерзнули писать это, какъ свое человѣческое, или какъ отъ себя. Когда вѣрный рабъ Господень повинуется въ чемъ-либо Господу своему, будучи обязанъ къ тому или внушеніемъ Божіимъ, или заповѣдію, то оправдываетъ предъ всѣми то самое, что онъ дѣйствуетъ не по своей волѣ и не по гордости, а единственно изъ опасенія оскор/с. 339/бить Господа неисполненіемъ Его повелѣнія. А мы, пусть будетъ тебѣ извѣстно, пріяли заповѣдь сохранять преданіе Господне въ приношеніи чаши Господней, и не иное что совершать, какъ то, что ради насъ совершено первоначально Самимъ Господомъ, т. е. чашу въ Его воспоминаніе, приносить не иначе, какъ растворяя виномъ. Христосъ говоритъ: Азъ есмь лоза истинная (Іоан. 15). Значитъ, кровь Христова есть не вода, а вино, и нельзя потому думать, что кровь Господня, которою мы искуплены и оживотворены, находится въ чашѣ Господней тогда, когда въ ней недостаетъ вина, потому что одно вино представляетъ кровь Христову, какъ это можно видѣть изъ прообразовъ и свидѣтельствъ всѣхъ писаній. Такъ первый прообразъ сего таинства мы находимъ въ книгѣ Бытія въ лицѣ Ноя, въ которомъ будущее страданіе Господне предъизображено тѣмъ, что онъ испи отъ вина и упися и обнажися въ домѣ своемъ, что средній сынъ его видя наготу отца своего, и изшедъ вонъ повѣда, и другіе два — старшій и меньшій покрыли наготу его (Быт. 9, 21-23). Предъизображали это и многія другія обстоятельства жизни Ноя; но мы считаемъ излишнимъ исчислять ихъ, находя достаточнымъ, указать на важнѣйшее изъ нихъ, именно на то, что Ной, представляя собою прообразъ будущей истины, пилъ не воду, а вино и этимъ предъизобразилъ страданіе Господне. Подобнымъ же образомъ и въ священникѣ Мелхиседекѣ предъизображено было таинство жертвоприношенія Господня, какъ свидѣтельствуютъ объ этомъ слѣдующія слова божественнаго писанія: и Мелхиседекъ царь Салимскій изнесе хлѣбы и вино, бяше же священникъ Бога вышняго и благослови Авраама (Быт. 14, 18. 19). А чтó Мелхиседекъ былъ прообразомъ Христа, это видно изъ псалмовъ, гдѣ Духъ Святый говоритъ отъ лица Отца къ Сыну: прежде денницы родилъ Тя, — Ты іерей во вѣкъ по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 3. 4). Этотъ-то чинъ и есть чинъ выразившійся въ жертвопри/с. 340/ношеніи и онъ ведетъ свое начало отъ того, что Мелхиседекъ былъ священникомъ Бога вышняго, что принесъ хлѣбъ и вино и благословилъ Авраама. Ибо кто по преимуществу есть священникъ Бога вышняго, какъ не Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Который принесъ жертву Богу Отцу и жертву такую же, какую принесъ Мелхиседекъ, — хлѣбъ и вино, т. е. Свое тѣло и кровь? а самое благоволеніе, данное Аврааму, предъизобразительно относилось къ нашему народу. Если Авраамъ вѣрова Богу и вмѣнися ему въ правду (Быт. 15, 6); то значитъ всякъ, кто вѣруетъ въ Бога и живетъ по вѣрѣ, былъ оправданъ и благословенъ еще прежде въ лицѣ вѣрнаго Авраама, — что подтверждаетъ и блаженный ап. Павелъ: Авраамъ вѣрова Богу, говоритъ, и вмѣнися ему въ правду. Разумѣйте убо, яко сущіи отъ вѣры, сіи суть сынове Авраамли. Предувидѣвши же писаніе яко отъ вѣры оправдаетъ языки Богъ, прежде благовѣствова Аврааму, яко благословятся о тебѣ вси языки. Тѣмже сущіи отъ вѣры благословятся съ вѣрнымъ Авраамомъ (Гал. 3, 6-9). Потому-то и въ Евангеліи читается, что отъ камней воздвигаются, т. е. изъ язычниковъ собираются чада Аврааму (Матѳ. 3, 9). И похваляя Закхея, Господь сказалъ: днесь спасеніе дому сему бысть, зане и сей сынъ Авраамль есть (Лук. 19, 9). По той же причинѣ и для того, чтобы надлежащимъ образомъ могло совершиться благословеніе, преподанное священникомъ Мелхиседекомъ Аврааму, какъ говорится въ книгѣ Бытія, благословенію предшествуетъ прообразъ жертвы Христовой, состоящій въ хлѣбѣ и винѣ. Этотъ-то прообразъ исполняя, Господь принесъ хлѣбъ и чашу съ виномъ, и исполнилъ истину, предначертанную въ образѣ, будучи Самъ полнотою истины. Также чрезъ Соломона Духъ Святый предначерталъ образъ жертвоприношенія Господня, указавъ не только на закланную жертву, на хлѣбъ и вино, но и на жертвенникъ и апостоловъ. Премудрость, говоритъ, созда себѣ домъ и утверди столповъ седмь; закла /с. 341/ своя жертвенная и раствори въ чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи съ высокимъ проповѣданіемъ на чашу глаголющи: иже есть безуменъ, да уклонится ко мнѣ; и требующимъ ума рече: пріидите, ядите мой хлѣбъ, и пійте вино, еже растворихъ вамъ (Прит. 9, 1-5). Говорится о винѣ растворенномъ, т. е. пророчески предвозвѣщается о чашѣ Господней, растворенной водою и виномъ съ намѣреніемъ показать, что въ страданіи Господнемъ совершилось то, что предварительно было предсказано. Тоже самое предъизображено и въ благословеніи Іуды; здѣсь образъ Христа представляется въ томъ, что братья его похвалятъ Его и поклонятся Ему, — что руки Его, которыми Онъ понесетъ крестъ и сотретъ смерть, поразятъ плещи враговъ, имъ побѣжденныхъ и обращенныхъ въ бѣгство, что Онъ левъ, изъ колѣна Іудина, возлегъ, спитъ въ страданіи, но возбудится Онъ, чаяніе языковъ (Быт. 49, 8-10). Къ этому божественное писаніе присовокупляетъ еще слѣдующія слова: исперетъ виномъ жажду свою и кровію гроздія одѣяніе свое (Быт. 49, 11). Что же другое здѣсь означаетъ кровь гроздія, какъ не вино чаши Господней крови? Тоже самое свидѣтельствуетъ Духъ Святой и у Исаіи касательно страданія Господня, когда говоритъ: почто червленны ризы твоя и одежды твоя яко отъ истоптанія точила, полнаго и утоптаннаго ногами (Иса. 63, 2. 3). А могутъ ли сдѣлаться одежды красными отъ воды, и кто топчетъ ногами въ точилѣ, и выжимаетъ воду? Значитъ, здѣсь говорится о винѣ съ тою цѣлію, чтобы обозначить имъ кровь Господню и чтобы предсказать чрезъ пророковъ то, что послѣ имѣло открыться въ чашѣ Господней; а точильное выжиманіе и топтаніе показываютъ, что, какъ мы не имѣли бы возможности пить вина, если бы предварительно виноградная кисть не была истоптана и выжата, такъ точно не могли бы мы пить и крови Христовой, если бы Христосъ не былъ прежде истоптанъ и выжатъ, если бы Самъ /с. 342/ прежде не пилъ чаши, которую имѣлъ преподать вѣрующимъ.

Вода, сколько разъ ни упоминается объ ней одной въ священномъ писаніи, всегда предъизображаетъ крещеніе, какъ, напримѣръ, у Исаіи: Не поминайте первыхъ и ветхихъ не помышляйте: Се Азъ творю новая, яже нынѣ возсіяютъ и увѣсте я; и сотворю въ пустыни путь и въ безводнѣй рѣки — напоити родъ Мой избранный, люди Моя, яже снабдѣхъ добродѣтели Моя повѣдати (Иса. 43, 18-21). Здѣсь чрезъ пророка предвозвѣщаетъ Богъ, что уязычниковъ — въ тѣхъ мѣстахъ, которыя были прежде безводны, послѣ потекутъ рѣки и напоятъ избранный народъ Божій, т. е. тѣхъ, которые чрезъ возрожденіе крещенія сдѣлаются чадами Божіими. Опять онъ предсказываетъ еще, что Іудеи, если возжаждутъ и будутъ искать Христа, то они будутъ напоены у насъ, т. е. у насъ получатъ благодать крещенія. Аще возжаждутъ, говоритъ, пустынею проведешь ихъ и воду изъ камене изведешь имъ, разсядется камень и потечетъ вода и испіютъ людіе Мои (Иса. 48, 31). Все это исполнилось, по Евангелію, въ то время, когда Христосъ, Который есть камень, былъ прободенъ копьемъ во время страданія, и Который, указывая на то, что было предсказано пророкомъ зваше глаголя: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 37. 38). А чтобы яснѣе было видно, что Господь говоритъ здѣсь не о чашѣ, а о крещеніи, писаніе присовокупляетъ: сіе же рече о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его (Іоан. 7, 39). Духъ же Св.[ятой] принимается чрезъ крещеніе, а къ питью чаши Господней приступаютъ тѣ, которые уже крестились и сподобились его принять. Что божественное писаніе, говоря о крещеніи, представляетъ насъ жаждущими и піющими, это никого не должно приводить въ недоумѣніе, такъ какъ и Господь говоритъ /с. 343/ въ Евангеліи: блажени алчущіи и жаждущіи правды (Матѳ. 5, 6), потому конечно, что полнѣе и обильнѣе почерпается то, къ чему у насъ больше алчбы и жажды. И въ другомъ мѣстѣ Господь говоритъ женѣ Самарянинѣ такъ: всякъ, піяй отъ воды сея, вжаждется паки, а иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждетъ во вѣки (Іоан. 4, 13. 14), чѣмъ обозначаетъ то свойство спасительнаго крещенія, по которому оно однажды принимается и не повторяется паки, между тѣмъ какъ чаша Господня въ церкви составляетъ всегдашній предметъ жажды и питія.

Впрочемъ нѣтъ надобности, возлюбленнѣйшій братъ, распространяться въ доказательствахъ того, что именемъ воды всегда въ писаніи означается крещеніе, и что такъ надобно понимать это, тѣмъ болѣе, что Господь пришедши въ міръ, преподалъ намъ истинное ученіе о крещеніи и чашѣ, съ одной стороны заповѣдавши преподавать вѣрующимъ въ крещеніи сію воду вѣры, воду жизни вѣчной, а съ другой стороны примѣромъ Своимъ научивши насъ чашу растворять виномъ вмѣстѣ съ водою. Въ навечеріе дня Своего страданія взявши чашу, Онъ благословилъ ее и далъ ученикамъ Своимъ говоря: пійте отъ нея вси: сія бо есть кровь Моя новаго завѣта, яже за многія изливаемая во оставленіе грѣховъ. Глаголю же вамъ, яко не имамъ пити отъ нынѣ отъ сего плода лознаго до дне того, егда е пію съ вами ново во царствіи Отца Моего (Мат. 26, 27-29). Тутъ мы видимъ, что чаша, которую Господь приносилъ, была растворена, и то, что назвалъ Онъ Своею кровію было вино. Отсюда очевидно, и то, что кровь Христова не приносится въ чашѣ, когда не достаетъ въ ней вина, и что жертвоприношеніе Господне не получаетъ законнаго освященія, когда наше приношеніе и жертва не соотвѣтствуютъ страданію Господню. Да и какъ мы сподобимся пить со Христомъ вино ново отъ плода лознаго въ царствіи Его Отца, когда въ жертвѣ /с. 344/ Богу Отцу и Христу не приносимъ вина и чаши Господней не растворяемъ виномъ по преданію Господню. Блаженный ап. Павелъ, посланникъ Господень, избранный въ благовѣстіе истины евангельской, въ посланіи своемъ такъ изображаетъ это таинство: Господь Іисусъ, говоритъ, въ нощь, въ нюже преданъ бываше, пріемъ хлѣбъ, и благодаривъ преломи, и рече: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое, еже за вы ломимое: сіе творите въ Мое воспоминаніе. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сія чаша новый завѣтъ есть въ Моей крови: сіе творите, елижды аще піете, въ Мое воспоминаніе. Елижды бо аще хлѣбъ сей ясте и чашу сію піете, смерть Господню возвѣщаете, дондеже пріидетъ (1 Кор. 11, 23-26). Если же Господь заповѣдуетъ и апостолъ Его подтверждаетъ и передаетъ, чтобы мы всякій разъ, когда пьемъ въ воспоминаніе Господне дѣлали то, что дѣлалъ Самъ Господь; то ясно, что заповѣдь сія будетъ соблюдена только въ томъ случаѣ, если мы будемъ дѣлать тоже, что дѣлалъ Господь, и если растворяя чашу Господню не будемъ отступать отъ божественнаго наставленія. А что ни мало не должно отступать отъ заповѣданнаго въ Евангеліи, и что ученики въ точности должны сохранять и дѣлать то, чему училъ и что дѣлалъ учитель, — этому блаженный апостолъ учитъ въ другомъ мѣстѣ строже и сильнѣе: Чуждуся, говоритъ, яко тако скоро прелагаетеся отъ звавшаго вы благодатію Христовою, во ино благовѣствованіе; еже нѣсть ино: точію нѣцыи суть смущающіи вы и хотящіи превратити благовѣствованіе Христово. Но и аще мы, или ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 6-8). И такъ если ни самъ апостолъ, ни ангелъ съ небесе не могутъ благовѣстить иначе и учить паче того, чему научалъ Христосъ и что благовѣстили апостолы Его; то я удивляюсь, откуда это въ нѣкоторыхъ мѣстахъ вошло противное евангельскому и апостольскому ученію обыкновеніе при/с. 345/носитъ въ чашѣ Господней воду, между тѣмъ какъ вода одна не можетъ представлять крови Христовой. Объ этомъ таинствѣ и въ псалмахъ не умолчалъ Духъ Св. сказавши о чашѣ Господней: чаша Твоя упоевающи мя яко державна (Псал. 22, 5). Чаша, которая упоеваетъ, само собою разумѣется, бываетъ растворена виномъ, ибо водою никто не можетъ упиться. Чаша же Господня упоеваетъ такъ, какъ, по сказанію книги Бытія, былъ упоенъ и Ной, напившись вина. Но чтобы показать, что опьяненіе отъ чаши Господней и кровь не таково, каково опьяненіе отъ вина обыкновеннаго, Духъ Св. сказавши въ псалмѣ: чаша Твоя упоевающіи присовокупляетъ: яко державна, т. е. чаша Господня такъ упиваетъ піющихъ отъ нея, что дѣлаетъ ихъ еще трезвѣе, направляя умы ихъ къ духовной мудрости, и вмѣсто предметовъ земныхъ, устремляя мысль къ одному Богу. И какъ послѣ вина обыкновеннаго умъ дѣлается болѣе свободнымъ, душа болѣе восторженною, забывая всѣ прошедшія скорби, такъ точно послѣ питія крови Господней изъ спасительной чаши изглаждается память ветхаго человѣка, забывается его прошедшая жизнь и мѣсто тяжкаго и скорбнаго чувства грѣховности, гнетущаго сердце, заступаетъ чувство радостное о милосердіи Божіемъ; но такой радости можетъ сподобиться пьющій въ Церкви Господней только тогда, когда въ питіи сохранена истина Господня. И сколь нечестиво, сколь богопротивно дѣлать изъ вина воду, когда претвореніе Господомъ воды въ вино на бракѣ должно бы вразумить и наставить насъ, что въ жертвоприношеніяхъ Господнихъ надлежитъ преимущественно приносить вино! У іудеевъ недостало вина, потому что недоставало у нихъ благодати духовной, между тѣмъ, какъ домъ Израилевъ былъ виноградомъ Господа Саваоѳа (Иса. 5, 7). Поэтому Іисусъ Христосъ, желая показать, что язычники вступаютъ въ наслѣдіе Его и по заслугамъ вѣры начинаютъ занимать мѣсто, потерянное іудеями чрезъ невѣріе, претворилъ воду въ вино и тѣмъ /с. 346/ изобразилъ, что тогда, какъ медлили Іудеи на бракъ Христа съ церковію, народъ языческій со всѣхъ сторонъ стекался туда и собирался. А что воды означаютъ народъ, это подтверждаетъ божественное писаніе въ Апокалипсисѣ, гдѣ говорится: воды, яже еси видѣлъ, идѣже любодѣйца сидитъ, людіе и народи суть, и племена и языцы (Апок. 17, 15). Это самое представляется и въ таинствѣ чаши. Такъ какъ Христосъ, понесшій на Себѣ грѣхи наши, понесъ всѣхъ насъ; то ясно, что водою означается народъ, а виномъ — кровь Христова. Смѣшеніе въ чашѣ воды съ виномъ показываетъ союзъ народа со Христомъ, вѣрующихъ съ тѣмъ, въ кого вѣруютъ. Вода и вино послѣ смѣшенія въ чашѣ Господней такъ неразрывно и тѣсно соединяются между собою, что не могутъ отдѣляться одно отъ другаго: такъ точно ни что не можетъ отдѣлить отъ Христа Церкви, то есть народа, составляющаго Церковь, твердо и непоколебимо пребывающаго въ вѣрѣ, и связаннаго всегдашнею нераздѣльною любовію. Поэтому-то при освященіи чаши Господней, нельзя приносить ни одной воды, ни одного вина. Если бы было приносимо одно вино, то кровь Господня осталась бы безъ насъ, а если бы приносима была одна вода, то народъ оставался бы безъ Христа. И потому таинство духовное и небесное совершается только тогда, когда то и другое смѣшивается и неразрывно соединяется одно съ другимъ. Такимъ образомъ чашу Господню не составляетъ ни одна вода, ни одно вино, но то и другое вмѣстѣ; равно какъ и тѣломъ Господнимъ не можетъ быть ни одна мука, ни одна вода, но то и другое соединенныя въ составѣ одного хлѣба. И здѣсь таинственно изображается единеніе народа. Ибо какъ многія зерна, вмѣстѣ собранныя, смолотыя и замѣшенныя, образуютъ одинъ хлѣбъ; такъ точно образуетъ одно и тоже тѣло многіе вѣрующіе, соединяясь во Христѣ, — семъ небесномъ хлѣбѣ.

Итакъ, возлюбленнѣйшій братъ, ни въ какомъ случаѣ не /с. 347/ должно слѣдовать обычаю нѣкоторыхъ — приносить воду въ чашѣ Господней, хотя бы прежде насъ и были люди, считавшіе это законнымъ. Ихъ надобно спросить: кому они слѣдовали? Ибо если въ жертвоприношеніи, которое совершилъ Христосъ, должно подражать Христу, то значитъ, должно безъ всякаго прекословія совершать то, что совершилъ Христосъ и что совершать заповѣдалъ, тѣмъ болѣе, что Самъ же онъ въ Евангеліи говоритъ: аще творите, елика заповѣдалъ вамъ, не ктому глаголю васъ рабы, но друзи (Іоан. 15, 14. 15), а Отецъ свидѣтельствовалъ съ небесъ, что должно слушать одного Христа, говоря: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ, Того послушайте (Матѳ. 17, 5). Если же должно слушать одного только Христа: то намъ надлежитъ обращать вниманіе не на то, что вздумалось кому-либо дѣлать прежде насъ, а на то, что совершилъ Христосъ, сущій прежде всѣхъ; должно слѣдовать не обычаю человѣческому, а истинѣ Божіей, во вниманіи къ сказанному Богомъ чрезъ пророка Исаію: всуе же почитаютъ Мя, учаще заповѣдемъ человѣческимъ и ученіямъ (Иса. 29, 13). Это же повторяетъ Господь и въ Евангеліи, говоря: преступаете заповѣдь Божію за преданіе ваше (Мат. 15, 3); а въ другомъ мѣстѣ Онъ же говоритъ: иже аще разоритъ едину заповѣдей сихъ малыхъ и научитъ тако человѣки, мній наречется въ царствіи небеснѣмъ (Мат. 5, 19). Если не позволительно нарушать ни одной и малой изъ заповѣдей Господнихъ; то во сколько преступнѣе нарушать или измѣнять по преданіямъ человѣческимъ, вопреки божественному установленію, столь великую, столь важную божественную заповѣдь, которая такъ близко касается самаго таинства страданія Господня и нашего искупленія. Если Господь и Богъ нашъ Іисусъ Христосъ есть самъ верховный священникъ Бога Отца, если Онъ первый принесъ Самаго Себя въ жертву Отцу и заповѣдалъ сіе творить въ Его воспоминаніе, то очевидно, что только тотъ священникъ есть /с. 348/ истинный преемникъ Христовъ въ служеніи, который подражаетъ въ священнодѣйствіи Христу, и только тогда онъ приноситъ полную и совершенную жертву Богу Отцу въ церкви, когда приноситъ ее такъ, какъ приносилъ Самъ Христосъ.

Напротивъ, совершенно извращается весь уставъ вѣры и истины, если строго не соблюдается то, что повелѣно относительно духовныхъ дѣйствій. Развѣ кто боится, чтобы по причинѣ вкушенія имъ вина при утренней жертвѣ отъ него не было запаха крови Христовой? Вотъ отъ того-то, что братство пріучается стыдиться жертвенной крови Христовой, оно начинаетъ уклоняться отъ страданія за Христа во время гоненій. Между тѣмъ и Господь въ Евангеліи говоритъ: иже аще постыдится Мене, и Сынъ человѣческій постыдится его (Мар. 8, 38), и апостолъ тоже проповѣдуетъ и говоритъ: аще бы быхъ еще человѣкомъ угождалъ, Христовъ рабъ не быхъ убо былъ (Гал. 1, 10). Да и какимъ образомъ мы можемъ пролить кровь за Христа, когда стыдимся пить кровь Христову? Можетъ быть кто-либо обольщаетъ себя тою мыслію, что хотя утромъ и приносится одна вода, однако во время вечерней трапезы мы приносимъ чашу растворенную. Но во время вечери мы не можемъ созывать нашего народа, чтобы совершить священнодѣйствіе таинства въ присутствіи всего братства. Правда, Господь не утромъ, а послѣ вечери принесъ чашу, растворенную виномъ. Такъ неужели и намъ совершать таинство Господне послѣ вечери и предлагать растворенную чашу тѣмъ, которые должны быть при священнодѣйствіи? Христу надлежало принести жертву въ концѣ дня для того, чтобы самымъ временемъ жертвы изобразить западъ и вечеръ міра, какъ написано въ книгѣ Исходъ: и заколютъ то все множество сыновъ израилевыхъ къ вечеру (Исх. 12, 6); и въ псалмахъ: воздѣяніе руку моею жертва вечерняя (Пса. 140, 2). А мы торжествуемъ воскресеніе Господне утромъ. Но такъ какъ при всякой жертвѣ мы воспоминаемъ стра/с. 349/даніе Господа, (ибо жертва приносимая нами есть Его страданіе); то мы и не должны дѣлать ничего другаго кромѣ того, что Онъ дѣлалъ. Писаніе говоритъ: елижды бо аще хлѣбъ сей ясте и чашу сію піете, смерть Господню возвѣщаете дондеже пріидетъ (1 Кор. 11, 26). Слѣдовательно, всякій разъ, какъ приносимъ чашу въ воспоминаніе Господа и Его страданій, мы должны дѣлать то, что, какъ намъ извѣстно, дѣлалъ Господь.

Смотри же, возлюбленнѣйшій братъ. Если кто изъ предшественниковъ нашихъ, по невѣжеству ли или по простотѣ не соблюлъ и не держался того, что сохранять заповѣдалъ намъ Господь и Своимъ примѣромъ и Своимъ ученіемъ, то Господь, по Своему милосердію, могъ простить его невѣдѣніе. Но это не можетъ быть прощено намъ, которые пынѣ получили вразумленіе и увѣщаніе отъ Господа приносить чашу растворяя виномъ, какъ и Господь приносилъ, и писать о томъ же къ товарищамъ нашимъ, чтобы вездѣ была соблюдаема заповѣдь евангельская и преданіе Господне, и чтобы не было отступленія отъ того, чему научилъ Господь и словомъ и дѣломъ. Пренебрегать этимъ и теперь и оставаться въ прежнемъ заблужденіи, не значитъ ли дѣлать себя повиннымъ тѣмъ упрекамъ, которые Господь изрекаетъ въ псалмѣ: вскую повѣдаеши оправданія Моя и воспріемлеши завѣтъ Мой усты твоими; ты же возненавидѣлъ еси наказаніе и отверглъ еси словеса Моя вспять, аще видѣлъ еси татя, теклъ еси съ нимъ, и съ прелюбодѣемъ участіе твое полагалъ еси (Псал. 49, 16. 17. 18). Въ самомъ дѣлѣ, повѣдать оправданія и завѣтъ Господа и не дѣлать того, что дѣлалъ Господь не значитъ ли это — отвергать словеса Его и возненавидѣть наказаніе Господне? Не значитъ ли похищать у евангельской истины слова и дѣйствія нашего Господа, портить и насиловать божественныя заповѣди и такимъ образомъ совершать, если не плотскія, то духовныя татьбы и прелюбодѣйства, какъ говоритъ объ этомъ Іеремія: /с. 350/ что плевы къ пшеницѣ? сего ради се Азъ ко пророкамъ рече Господь, иже крадутъ словеса Моя кійждо отъ искренняго своего и прельстиша люди Моя во лжахъ своихъ и въ прелестехъ своихъ (Іер. 23, 28-32). И въ другомъ мѣстѣ у того же пророка читаемъ: и соблудила есть съ каменемъ и съ древомъ и во всѣхъ сихъ не обратися ко мнѣ (Іер. 3, 9. 10). Чтобы и на насъ не пала вина въ таковой татьбѣ и прелюбодѣйствѣ, мы должны поступать осторожно, со страхомъ и благочестіемъ, ибо если мы священники Божіи и Христовы; то я не нахожу, кому намъ преимущественно и послѣдовать, какъ не Богу и Христу, тѣмъ болѣе, что Онъ Самъ въ Евангеліи говоритъ: Азъ есмь свѣтъ міру, ходяй по Мнѣ, не имать ходити во тмѣ, но имать свѣтъ животный (Іоан. 8, 12). Слѣдовательно, чтобы не ходить во тьмѣ, мы должны итти за Христомъ и сохранять Его заповѣди, потому что и Самъ Онъ посылая учениковъ на проповѣдь сказалъ въ другомъ мѣстѣ: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще ихъ блюсти вся, елика заповѣдахъ вамъ (Мат. 28, 18-20). Поэтому если мы хочемъ ходить во свѣтѣ Христовомъ, то, да не отступаемъ отъ заповѣдей Его и наставленій, благодаря Ему за наученіе насъ тому, что мы должны дѣлать въ будущемъ, и за прощеніе прежняго нашего заблужденія, допущеннаго нашимъ невѣдѣніемъ. По Своей благости и любви Онъ болѣе и болѣе просвѣщаетъ сердца наши свѣтомъ истины, за приближеніемъ къ намъ втораго пришествія Его. Итакъ, возлюбленнѣйшій братъ, съ благочестіемъ, съ страхомъ Божіимъ, съ нашимъ званіемъ и долгомъ пастырства согласно соблюдать преданіе Господне въ раствореніи и приношеніи чаши Господней, и по наставленію Господню исправить допущенныя доселѣ нѣкоторыми ошибки, дабы, когда пріидетъ Господь въ славѣ и величіи небесномъ, Онъ нашелъ насъ содержащими /с. 351/ то, что внушалъ намъ, соблюдающими то, чему научилъ и совершающими то, что Онъ Самъ совершалъ. Желаю тебѣ, возлюбленнѣйшій братъ, всегда здравствовать.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 338-351. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.