Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

62. Письмо къ Магну, о крещеніи Новаціанъ и о получившихъ крещеніе въ болѣзни.

Кипріанъ сыну Магну желаетъ здоровья.

По своей благочестивой внимательности, ты, возлюбленнѣйшій сынъ, спрашиваешь у нашей мѣрности совѣта, должноли въ числѣ прочихъ еретиковъ, крестить и освящать въ каѳолической церкви законнымъ, истиннымъ и единственнымъ крещеніемъ и тѣхъ, которые приходятъ отъ Новаціана, послѣ его языческой бани. На это, сколько внушаетъ намъ понятіе нашей вѣры, также святость и истина божественныхъ писаній, мы скажемъ, что всѣ вообще еретики не имѣютъ никакой власти и права. Почему нельзя и не должно дѣлать исключенія для Новаціана, тѣмъ болѣе, что онъ, находясь внѣ церкви и дѣйствуя противъ мира и любви Христовой, долженъ быть считаемъ между противниками и антихристами. Ибо, когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ Своемъ Евангеліи свидѣтельствовалъ, что Его противники — тѣ, которые не съ Нимъ; то не означалъ какой-нибудь видъ ереси, но показалъ, что Его противники вообще всѣ тѣ, которые не съ Нимъ, и которые, не собирая съ Нимъ, расточаютъ стадо Его говоря: иже нѣсть со Мною на Мя есть и иже не собираетъ со Мною, расточаетъ (Лук. 11, 23). Также и блаженный апостолъ Іоаннъ не отличалъ какой-нибудь ереси или раскола и не представлялъ въ частности нѣкоторыхъ отдѣлившихся; но всѣхъ отступившихъ отъ Церкви и дѣйствующихъ противъ Церкви назвалъ антихристами, говоря: слышасте яко антихристъ грядетъ, и нынѣ антихристы мнози быша: отъ сего разумѣваемъ яко послѣдній часъ есть. Отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ: аще бы отъ насъ были, пребыли убо быша съ нами (1 Іоан. 2, 18, 19). Отсюда очевидно, что противниками Господа /с. 312/ и антихристами суть всѣ тѣ, о коихъ извѣстно, что они отступили отъ любви и единства каѳолической церкви. И еще Господь въ Евангеліи Своемъ дѣлаетъ слѣдующее постановленіе: аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебѣ, якоже язычникъ и мытарь (Мат. 18. 17). Если же тѣ, которые не слушаютъ Церкви, почитаются язычниками и мытарями; то гораздо болѣе должно считать между язычниками и мытарями возмутителей и враговъ выдумывающихъ ложные алтари, недозволенное священство, святотатственныя жертвы и обольстительныя названія [1]; когда по приговору Господа нужно судить, какъ о язычникахъ и мытаряхъ, о тѣхъ, которые менѣе согрѣшаютъ и только не слушаютъ Церкви.

А что Церковь одна, это возвѣщаетъ Духъ Святый въ Пѣсни пѣсней, говоря отъ лица Христова: едина есть голубица моя, совершенная моя, едина есть матери своей, избранна есть родившей ю (Пѣс. пѣс. 6, 8); и о ней же опять говоритъ: вертоградъ заключенъ, сестра моя, невѣста, источникъ запечатлѣнъ, кладязь воды живы (Пѣс. пѣс. 4, 12. 15). Если же невѣста Христова, которая есть Церковь, есть вертоградъ заключенный; то заключеннаго нельзя открывать чужимъ истороннимъ. Если она источникъ запечатлѣнъ; то ни пить изъ него, ни запечатлѣться имъ не можетъ тотъ, кто, будучи поставленъ внѣ, не имѣетъ доступа къ источнику. Если она есть единственный кладязь воды живой, — находящійся внутри, то поставленный внѣ не можетъ освящаться и оживляться отъ той воды, все употребленіе и питіе которой уступлено находящимся внутри. И Петръ, показывая, что Церковь одна, и что креститься могутъ только тѣ, которые находятся въ Церкви, тоже замѣтилъ, сказавши: въ Ковчегѣ Ноевомъ мало, сирѣчь осмь /с. 313/ душъ спасошася отъ воды; его же воображеніе нынѣ и насъ спасаетъ крещеніе (1 Петр. 3, 20. 21), доказывая тѣмъ и свидѣтельствуя, что единый ковчегъ Ноя былъ прообразомъ единой Церкви. Если тогда, въ томъ крещеніи, которымъ были заглажены и очищены грѣхи міра, могъ быть спасенъ водою кто-либо, не бывши въ ковчегѣ Ноя, то и теперь можетъ оживотворяться чрезъ крещеніе не принадлежащій къ Церкви, коей одной предоставлено крещеніе. Апостолъ Павелъ, возвѣщая тоже самое еще открытѣе и яснѣе, пишетъ къ Ефесянамъ и говоритъ: Христосъ возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятитъ ю, очистивъ банею водною (Ефес. 5, 25. 26). Если Церковь, которую любитъ Христосъ и которая очищается его банею, одна; то какимъ образомъ тотъ, кто не въ Церкви, можетъ быть любимъ Христомъ или омыться и очиститься Его банею? А если одна Церковь имѣетъ жизненную воду и власть крещенія и омовенія человѣка, то тотъ, кто говоритъ, что у Новаціана можетъ кто-нибудь получить крещеніе и освященіе, пусть прежде докажетъ и научитъ, что Новаціанъ принадлежитъ къ Церкви или начальствуетъ въ Церкви. Церковь одна, а будучи одна, она не можетъ быть и внутри и внѣ. Если она у Новаціана; то не была у Корнелія. Если же она была у Корнелія, который наслѣдовалъ епископу Фабіану, по законному посвященію и котораго, кромѣ чести священства, Господь прославилъ и мученичествомъ; то Новаціанъ не принадлежитъ къ Церкви и тотъ, кто, презрѣвши евангельское и апостольское преданіе, никому не наслѣдуя, произошелъ отъ самаго себя, не можетъ считаться епископомъ, не можетъ ни коимъ образомъ имѣть Церковь и обладать ею не посвященный въ Церкви. А что Церковь не можетъ ни быть внѣ себя, ни разсѣчься или раздѣлиться въ противность себѣ, но что она представляетъ единство нераздѣльнаго и цѣлостнаго дома, это объясняетъ свидѣтельство св. Писанія, гдѣ о таинствѣ /с. 314/ пасхи и агнца (означавшаго Христа) написано: въ дому единомъ да снѣтся и не изнесите мясъ вонъ изъ дому (Исх. 12, 46). Тоже, какъ видимъ, выражено и въ сказаніи о Раавѣ, которая также представляла образъ Церкви; ей заповѣдано и сказано: отца твоего и матерь твою и братію твою и весь домъ отца твоего да собереши къ себѣ въ домъ твой. И будетъ всякъ, иже аще изыдетъ изъ дверей дому твоего вонъ, самъ себѣ повиненъ будетъ (Іис. Нав. 2, 18. 19). Здѣсь таинственно возвѣщается, что въ одномъ только домѣ, т. е. въ Церкви, должны собираться тѣ, кои готовятся къ побѣдѣ и желаютъ избѣжать погибели міра, а кто изъ собранныхъ выйдетъ вонъ, т. е. получивши благодать въ Церкви отступитъ и выйдетъ изъ Церкви, тотъ будетъ самъ себѣ повиненъ, т. е. самаго себя долженъ винить за свою погибель, и таковаго, по ясному ученію и заповѣди апостола Павла, надлежитъ избѣгать, какъ еретика развращеннаго, согрѣшающаго и само-осужденнаго (Тим. 3, 11). Господь, внушая намъ, что единство происходитъ отъ божественной власти, утверждаетъ и говоритъ: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30), и направляя свою Церковь къ таковому единству прибавляетъ: и будетъ едино стадо и единъ пастырь (Іоан. 10, 16). Если же стадо едино, то какимъ образомъ можетъ причисляться къ стаду тотъ, кто не числится въ стадѣ? Или, какимъ образомъ можетъ считаться пастыремъ тотъ, кто, при существованіи пастыря управляющаго въ Церкви Божіей по преемству посвященія, оказывается чужимъ и стороннимъ, — кто, никому не наслѣдуя, начиная отъ самаго себя, будучи врагомъ Господня мира и божественнаго единства, не обитаетъ въ домѣ Божіемъ, т. е. въ Божіей Церкви, въ которой обитаютъ только согласные и единодушные, какъ говоритъ въ псалмахъ Духъ Святый: Богъ вселяетъ единомысленныя въ домъ (Пс. 67, 7)? Далѣе, и самое таинство жертвы Господней указываетъ на христіанское единодушіе, скрѣпленное /с. 315/ твердою и нераздѣлимою любовію. Ибо, когда Господь называетъ тѣломъ Своимъ хлѣбъ, составленный изъ соединенія многихъ зеренъ; то тѣмъ указываетъ, что народъ нашъ, котораго онъ принялъ образъ, составляетъ одно цѣлое; и когда кровью Своею называетъ вино выжатое изъ виноградныхъ кистей и многихъ ягодъ и сдавленное въ одно, то тѣмъ означаетъ, что и стадо наше также составлено изъ смѣшенія многихъ, скрѣпленныхъ въ одно. Если Новаціанъ соединенъ съ симъ Господнимъ хлѣбомъ, если онъ пріобщился чашѣ Христовой; то можно полагать, что и онъ можетъ имѣть благодать единаго церковнаго крещенія, если при томъ будетъ извѣстно, что онъ держится единства Церкви. Наконецъ какъ нераздѣлимо таинство единства, какъ безнадежны и какъ великую казнь заслуживаютъ себѣ отъ гнѣва Божія тѣ, кои производятъ расколъ, и, оставивши епископа, поставляютъ себѣ внѣ инаго лжеепископа, — это возвѣщаетъ св. Писаніе въ книгахъ царствъ, гдѣ говорится, что десять колѣнъ отдѣлились отъ колѣнъ Іудина и Веніаминова и оставивши своего царя, поставили себѣ инаго, внѣ: и разгнѣвася Господь на все сѣмя Израилево и поколеба я, и даде я въ руки расхищающимъ я, дондеже отверже я отъ лица Своего; яко отторжеся Израиль отъ дому Давидова и поставиша себѣ царя Іеровоама, сына Наватова (4 Цар. 17, 20. 21). Говорится, что Господь разгнѣвался и предалъ ихъ погибели за то, что они отдѣлились отъ единства и поставили себѣ другаго царя. И гнѣвъ Господень противъ произведшихъ расколъ былъ такъ великъ, что даже, когда человѣкъ Божій былъ посланъ къ Іеровоаму, чтобы обличить грѣхи его и предсказать ему будущее мщеніе; то ему запрещено было вкушать у нихъ хлѣбъ и пить воду. А когда тотъ не соблюлъ сего и, вопреки повелѣнію Божію, обѣдалъ съ ними; то тотчасъ былъ пораженъ величіемъ суда Божія: на возвратномъ пути напалъ на него левъ, и, искусавъ его, лишилъ жизни. И кто же послѣ /с. 316/ его осмѣлится сказать, что спасительная вода крещенія и небесная благодать могутъ быть общи у насъ съ раскольниками, съ которыми не должны быть общими ни земная пища, ни мірское питіе? Еще большій свѣтъ разумѣнія проливаетъ на это Господь въ Своемъ Евангеліи показывая, что тѣхъ, которые тогда отдѣлились отъ колѣнъ Іудина и Веніаминова и оставивши Іерусалимъ удалились въ Самарію, должно считать между чуждыми и язычниками. Ибо, посылая въ первый разъ Своихъ учениковъ на служеніе спасенія, Онъ заповѣдалъ и сказалъ: на путь языкъ не идите и во градъ Самарійскій не внидите (Мат. 10, 5). Посылая сперва къ Іудеямъ, повелѣваетъ обходить языковъ; а прибавляя, что должно обходить и городъ Самарянскій, гдѣ были раскольники, показываетъ, что раскольники тоже, что и язычники.

Если же кто возразитъ, что Новаціанъ соблюдаетъ тотъ же законъ, какой соблюдаетъ каѳолическая церковь, креститъ тѣмъ же знаменіемъ, какъ и мы — знаетъ того же Бога Отца, того же Сына Христа, того же Духа Святаго, и что поэтому онъ можетъ пользоваться властію крестить, такъ какъ по видимому онъ не различается отъ насъ и въ вопросѣ при крещеніи; то пусть знаетъ всякій возражающій это, у насъ съ раскольниками не одинъ законъ знаменія и не одинъ и тотъ же вопросъ. Когда они говорятъ: вѣруешь ли въ отпущеніе грѣховъ и въ жизнь вѣчную — чрезъ святую Церковь? То лгутъ въ самомъ вопросѣ, потому что у нихъ нѣтъ Церкви. А такъ какъ они собственными словами исповѣдуютъ, что отпущеніе грѣховъ можетъ быть дано только чрезъ св. Церковь; то, не имѣя ея, показываютъ, что тамъ и грѣхи не могутъ быть отпущены. И то, что они, какъ говорятъ, знаютъ того же какъ и мы Бога-Отца, того же Сына Христа, того же Духа Святаго, нисколько не можетъ оправдывать ихъ. Вѣдь Корей, Даѳанъ и Авиронъ знали того же Бога, что и священникъ Ааронъ и Моисей; /с. 317/ живя подъ однимъ закономъ и исповѣдуя туже вѣру, они призывали единаго истиннаго Бога, Котораго должно было почитать и призывать: однако же когда преступили предѣлы, поставленные мѣстомъ служенія своего, и вопреки священнику Аарону, получившему законное священство, по удостоенію Божію, и посвященію Господню, — присвоили себѣ власть священнодѣйствовать; то тотчасъ за недозволенныя усилія потерпѣли наказаніе, бывъ поражены казнію свыше, — и жертвы, принесенныя не благочестно и не законно, вопреки праву божественнаго распоряженія, не могли быть ни дѣйствительными, ни полезными. Самыя кадильницы, въ которыхъ незаконно былъ принесенъ ѳиміамъ, какъ для того, чтобы впредь не были въ употребленіи у священниковъ, такъ еще болѣе для напоминанія потомкамъ божественнаго гнѣва и мщенія, требовавшаго отъ нихъ исправленія, — переплавленныя и очищенныя, по повелѣнію Божію, обращаются въ гибкія доски и придѣлываются къ алтарю, въ память, говоритъ божественное писаніе: сынамъ израилевымъ, яко да не ктоже пріидетъ иноплеменникъ, еже нѣсть отъ сѣмени Аарона, еже возложити ѳиміамъ предъ Господемъ и да не будетъ якоже Корей (Числ. 6, 40). И однако они (Корей, Даѳанъ и Авиронъ) не произвели раскола, не выходили вонъ изъ стана и не возмущались безстыдно и незаконно противъ священниковъ Божіихъ, какъ это дѣлаютъ нынѣ тѣ, кои расторгая Церковь и возмущаясь противъ мира и единства Христова, стараются установить у себя каѳедру, восхитить первенство и присвоить себѣ право крещенія и священнодѣйствія. Какъ же они, противники Божіи, могутъ успѣть въ своихъ дѣйствіяхъ, или незаконными усиліями получить отъ Бога то, что имъ недозволено? Почему покровительствующіе Новаціану и прочимъ того же рода раскольникамъ напрасно утверждаютъ, что можетъ кто-либо быть крещенъ и освященъ спасительнымъ крещеніемъ тамъ, гдѣ, какъ извѣстно, крещающій не имѣетъ /с. 318/ власти крестить. Судъ Божій противъ подобной дерзости становится еще понятнѣе изъ того, что за содѣянное преступленіе, какъ находимъ, опредѣлено наказаніе не только вождямъ и виновникамъ, но и участникамъ, если только они не отдѣлятся отъ общенія съ злыми. Господь изрекаетъ слѣдующее повелѣніе чрезъ Моисея: отступите отъ кущъ человѣкъ жестокосердыхъ сихъ и не прикоснитеся ко всѣмъ, елика суть имъ, да не погибнете купно во всемъ грѣсѣ ихъ (Числ. 16, 26). И какъ угрожалъ чрезъ Моисея такъ и исполнилъ Господь: всѣ не отдѣлившіеся отъ Корея, Даѳана и Авирона тотчасъ получили наказаніе за нечестивое общеніе. Этотъ примѣръ очевидно доказываетъ, что пріобщаются винѣ и наказанію всѣ тѣ, кои, по нечестивому безразсудству, будутъ въ общеніи съ раскольниками, вопреки начальникамъ и священникамъ. Тоже Духъ Святый свидѣтельствуетъ чрезъ пророка Осію, когда говоритъ: требы ихъ яко хлѣбъ жалости имъ: вси ядущіи тыя осквернятся (Ос. 9, 4), научая, то есть, и показывая, что съ виновниками соединятся и въ наказаніи всѣ тѣ, кои осквернятся ихъ грѣхомъ. Какія же могутъ быть заслуги предъ Богомъ у тѣхъ, которымъ свыше опредѣляются наказаніе? Или какимъ образомъ могутъ оправдать и освятить крещаемаго тѣ, которые будучи врагами священниковъ, усиливаются присвоить себѣ чужое и недозволенное, — то что не уступлено имъ ни по какому праву?

Мы не удивляемся, если они сами стоятъ за свое нечестіе. Ибо всякій, по необходимости, защищаетъ то, что дѣлаетъ и не хочетъ уступить легкой побѣдѣ, хотя бы и зналъ, что дѣлаемое имъ не дозволено. Но то удивительно, даже болѣе, досадно и прискорбно, что христіане заступаются за антихристовъ и что внутри самой церкви стоятъ противъ церкви нарушители вѣры и предатели церкви. Тѣхъ, которые, хотя въ иномъ упорны и непонятливы, однако признаютъ, что всѣ еретики и раскольники не имѣютъ Духа Святаго и потому, хотя могутъ крестить, /с. 319/ однако не могутъ давать Святаго Духа, мы задержимъ на этомъ, чтобы показать, что не имѣющіе Святаго Духа рѣшительно не могутъ и крестить. Въ самомъ дѣлѣ, въ крещеніи каждому отпускаются грѣхи; а Господь утверждаетъ и возвѣщаетъ въ Своемъ Евангеліи, что грѣхи могутъ отпускать только тѣ, которые имѣютъ Святаго Духа.

Посылая, послѣ воскресенія, Своихъ учениковъ, Онъ говоритъ имъ: якоже посла Мя Отецъ и Азъ посылаю вы. И сіе рекъ, дуну и глагола имъ: пріимите Духъ Святъ. Имъ же отпустите грѣхи отпустятся и имъ же держите держатся (Іоан. 20, 21-23). Это мѣсто показываетъ, что крестить и давать отпущеніе грѣховъ можетъ только тотъ, кто имѣетъ Святаго Духа. Наконецъ Іоаннъ, предназначенный крестить Самаго Господа нашего Іисуса Христа, принялъ Святаго Духа прежде, когда былъ еще во чревѣ матери, чтобы извѣстно и явно было, что никто не можетъ крестить, кромѣ тѣхъ, которые имѣютъ Святаго Духа. И такъ покровительствующіе еретикамъ и раскольникамъ пусть отвѣчаютъ намъ: имѣютъ ли сіи Святаго Духа, или не имѣютъ? Если имѣютъ; то для чего на крещаемыхъ тамъ, когда приходятъ къ намъ, возлагается рука для низведенія на нихъ Святаго Духа, Который конечно былъ бы полученъ тамъ, гдѣ и могъ быть дарованъ, если бы онъ былъ тамъ? Если же, погруженные внѣ, еретики и раскольники не имѣютъ Святаго Духа, и потому у насъ возлагается рука, чтобы здѣсь приняли то, чего тамъ нѣтъ и что потому не можетъ быть дано; то очевидно, что и отпущеніе грѣховъ не можетъ быть дано чрезъ тѣхъ, о коихъ извѣстно, что они не имѣютъ Святаго Духа. И по сему должны быть крещаемы крещеніемъ Церкви рѣшительно всѣ приходящіе къ Христовой Церкви отъ противниковъ и антихристовъ, чтобы могли получить отпущеніе грѣховъ по божественному распоряженію и евангельской истинѣ и содѣлаться храмами Божіими.

/с. 320/ Ты спрашиваешь еще, возлюбленный сынъ, моего мнѣнія относительно тѣхъ, которые получаютъ благодать Божію въ болѣзни и немощи: должно ли ихъ почитать законными христіанами, когда они не омыты, но только облиты спасительною водою? Въ этомъ отношеніи скромность и смиреніе наше ни кого не предупреждаетъ своимъ мнѣніемъ, предоставляя всякому думать какъ угодно и поступать какъ думаетъ. Мы, сколько разумѣетъ мѣрность наша, полагаемъ, что благодѣянія Божіи ни въ чемъ не могутъ быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо меньше тамъ, гдѣ съ полною вѣрою, и принимающаго и подающаго, пріемлется то, что черпается изъ божественныхъ даровъ. Въ спасительномъ таинствѣ грѣховныя язвы не такъ омываются, какъ нечистоты кожи и тѣла въ мірской и плотской банѣ, гдѣ для того, чтобы омыть и очистить все тѣло, нужны бываютъ селитряный цвѣтъ съ прочими снадобьями, ванна и водоемъ. Иначе омывается сердце вѣрующаго; иначе очищается умъ человѣка чрезъ заслугу вѣры. Въ спасительныхъ таинствахъ, въ случаѣ крайней необходимости по щедротѣ Божіей, и въ сокращеніи даруется отъ Господа вѣрующимъ все. И потому ни кого не должно смущать, когда видятъ, что больные принимаютъ божественную благодать чрезъ окропленіе или облитіе, тѣмъ болѣе, что Священное Писаніе говоритъ чрезъ пророка Іезекіиля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся отъ всѣхъ нечистотъ вашихъ и отъ всѣхъ кумировъ вашихъ; и очищу васъ, и дамъ вамъ сердце ново и Духъ новъ дамъ вамъ (Іезек. 36, 25. 6). Тоже въ книгѣ Числъ: кто не чистъ будетъ до вечера, сей да очистится (водою) въ день третій и въ день седьмый и чистъ будетъ; аще же не очистится ею въ день третіи и въ день седьмый, нечистъ будетъ и потребится душа та отъ Израиля, яко вода окропленія не воскропися нань (Числ. 19, 10. 12. 13). И еще: и рече Господь къ Моисею глаголя: поими левиты отъ среды /с. 321/ сыновъ Израилевыхъ и да очистиши я. И сице да сотвориши имъ очищеніе ихъ: покропиши на нихъ воду очищенія (Числ. 8, 5. 6. 7). И еще: вода окропленія очищеніе есть (Числ. 19, 9). Отсюда явно, что и окропленіе воды дѣйствуетъ на подобіе спасительной бани, и когда это бываетъ въ Церкви, при чистой вѣрѣ и принимающаго и дающаго, то все можетъ восполниться и совершиться величіемъ Господнимъ и истинною вѣры. А что нѣкоторые называютъ таковыхъ нехристіанами, а «клиниками» (т. е. больными, которые не могутъ встать съ постели и ходить); то я не понимаю, откуда они заимствуютъ это названіе; развѣ читая очень много и тайное они нашли этихъ «клиниковъ» у Гиппократа или Сорана. Мнѣ извѣстенъ «клиникъ» изъ Евангелія (Іоан. 6) и я знаю, что этому разслабленному и немощному, въ теченіи долгаго времени лежавшему въ постели, болѣзнь ни сколько не помѣшала достичь вполнѣ небесной крѣпости и онъ, благостію Господнею, не только былъ поднятъ съ одра, но и самъ, съ обновленными и оживленными силами, понесъ свой одръ. И потому, сколько намъ дано разумѣть вѣрою и мыслить, мое мнѣніе таково, что всякаго кто получилъ божественную благодать въ Церкви, по закону и праву вѣры, должно почитать законнымъ христіаниномъ. И если кто считаетъ ихъ ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они только облиты спасительною водою; то все же пусть не обольщаютъ ихъ, заставляя креститься, по освобожденіи отъ тяготы болѣзни и выздоровленіи. Не могутъ быть крещаемы тѣ, которые уже освящены церковнымъ крещеніемъ: такъ для чего же соблазнять ихъ въ ихъ вѣрѣ и благости Господней? Или они и получили Господню благодать, но только сокращенною и меншею мѣрою дарованія Божественнаго и Святаго Духа, такъ что можно считать ихъ христіанами, но равнять съ прочими не должно? Напротивъ, Духъ Святый дается не мѣрою, но на каждаго вѣрующаго изливается весь. Если день равно раждается /с. 322/ для всѣхъ; если солнце на всѣхъ разливаетъ одинакій и равный свѣтъ: то не тѣмъ ли болѣе съ одинакою равномѣрностію Христосъ, солнце и истинный день, обильно въ Своей Церкви изливаетъ свѣтъ вѣчной жизни? Въ книгѣ Исхода (16) мы видимъ совершеніе таинства сего равенства, когда манна сходила съ неба и, въ прообразѣ будущихъ, указывала на питаніе хлѣба небеснаго и на пищу грядущаго Христа. Ибо тамъ всѣ равно, безъ различія пола или возраста собирали по гомору. Отсюда очевидно, что благость Христова и слѣдующая потомъ небесная благодать, равно всѣмъ раздѣляется, что дарованіе духовной благодати безъ разности половъ, безъ различія лѣтъ, безъ лицепріятія, изливается на весь народъ Божій. Правда, таже духовная благодать, которая въ крещеніи равно пріемлется вѣрующими, потомъ поведеніемъ и дѣйствіями нашими, или уменшается или умножается, подобно тому, какъ въ Евангеліи сѣмя Господне равно сѣятся, но, по различію почвы, иное истощается, а иное умножается въ разнообразномъ изобиліи, принося плодъ въ тридцать, шестьдесятъ или сто разъ большій (Мат. 13, 3-8). Каждый изъ вѣрующихъ призывается къ динарію: такъ для чего же человѣческимъ толкованіемъ уменьшать то, что Богъ раздаетъ поровну? Если же кто смущается тѣмъ, что нѣкоторые изъ крещаемыхъ больныхъ еще искушаются нечистыми духами: то пусть ему будетъ извѣстно, что упорное нечестіе діавола имѣетъ силу только до спасительной воды; а въ крещеніи онъ теряетъ весь ядъ своего нечестія. Примѣръ этого мы видимъ въ царѣ Фараонѣ, который, долго упорствуя и пребывая въ своемъ вѣроломствѣ, могъ противостоять и превозмогать до тѣхъ поръ, пока не подошелъ къ водѣ; когда же вошелъ въ нее, то былъ побѣжденъ и погибъ. Между тѣмъ оное море было таинствомъ крещенія; какъ это объясняетъ блаженный апостолъ Павелъ, говоря: не хощу же васъ не вѣдѣти, братіе, яко отцы наши вси подъ облакомъ быша и вси /с. 323/ сквозѣ море проидоша, и вси въ Моисеа крестишася во облацѣ и въ мори, и прибавляетъ: сія же образы намъ быша (1 Коринѳ. 10, 1. 2. 6). Тоже и нынѣ дѣлается; когда заклинатели человѣческимъ словомъ и божественною властію бичуютъ, жгутъ и мучатъ діавола, то часто онъ говоритъ, что выйдетъ и отпуститъ людей Божіихъ, но обманывая своею рѣчью, продолжаетъ дѣйствовать, какъ и Фараонъ когда-то, съ тою же ложью упорства и обмана. Когда же приступаютъ къ спасительной водѣ и освященію крещеніемъ; то здѣсь, какъ мы должны знать и вѣрить, діаволъ подавляется и человѣкъ, посвященный Богу, дѣлается свободнымъ по божественной благости. Ибо какъ змѣи и скорпіоны, которые имѣютъ силу на сушѣ, будучи опущены въ воду теряютъ свою силу и не могутъ удерживать своего яда; такъ и духи злобы, называемые скорпіонами и змѣями, и однако по данной отъ Бога власти попираемые нами, не могутъ долѣе пребывать въ тѣлѣ человѣка, въ которомъ, по крещеніи и освященіи его, начинаетъ обитать Духъ Святый. Это наконецъ мы испытываемъ и на самомъ дѣлѣ: тѣ, кои, въ случаѣ крайней необходимости, крещены и получили благодать въ болѣзни, освобождаются отъ нечистаго духа, безпокоившаго ихъ прежде, и живутъ въ Церкви достохвально и досточестно, со дня на день болѣе и болѣе преуспѣвая въ умноженіи небесной благодати, чрезъ приращеніе вѣры. И напротивъ, часто нѣкоторые изъ крестившихся здоровыми, если потомъ стали грѣшить, бываютъ мучимы возвратившимся нечистымъ духомъ. Изъ чего ясно открывается, что діаволъ изгоняется въ крещеніи вѣрою вѣрующаго, а если потомъ вѣра ослабѣваетъ — возвращается. Послѣ сего не уже ли справедливо будетъ мнѣніе тѣхъ, которые осквернившихся языческою водою внѣ Церкви у противниковъ и антихристовъ почитаютъ крещенными, а крещающихся въ Церкви признаютъ получившими снисхожденіе и божественную благодать въ мень/с. 324/шей мѣрѣ? Справедливо ли придавать еретикамъ такую честь, чтобы приходящихъ оттуда и не спрашивать омыты ли они или облиты, клиники ли они или перипатетики; а у насъ уменьшать цѣлость истины вѣры и оспаривать у церковнаго крещенія его величіе и святость? Я отписалъ на письмо твое, возлюбленнѣйшій сынъ, сколько была въ состояніи сдѣлать это наша малая мѣрность, и показалъ какъ мы, посильно, думаемъ, никому не навязывая своего мнѣнія; всякій предстоятель воленъ распорядиться по своему усмотрѣнію, имѣя отдать отчетъ Господу въ своемъ дѣйствіи, какъ пишетъ и говоритъ въ своемъ посланіи къ Римлянамъ блаженный апостолъ Павелъ: кійждо насъ о себѣ слово дастъ Богу, не ктому убо другъ друга осуждаемъ (Рим. 14, 12. 13). Желаю тебѣ, возлюбленнѣйшій сынъ, всегда здравствовать.



По поводу разногласія своего съ Римскимъ епископомъ Стефаномъ относительно крещенія еретиковъ, Кипріанъ писалъ, между прочимъ, и къ Фирмиліану, епископу Кесаріи Каппадокійской, вѣроятно переславъ ему списки и съ прочихъ своихъ писемъ о спорномъ предметѣ. Фирмиліанъ не замедлилъ слѣдующимъ отвѣтомъ:

Фирмиліанъ Кипріану, брату въ Господѣ, желаетъ здоровья. Чрезъ посланнаго вами, возлюбленнѣйшаго нашего Рогаціана, діакона, мы получили, любезнѣйшій братъ, ваше письмо и отъ всего сердца возблагодарили Господа за то, что, по Его устроенію, мы, отдаленные другъ отъ друга тѣломъ, такъ близки духомъ, какъ будто не только находимся въ одной области, но и живемъ вмѣстѣ въ одномъ и томъ же домѣ. Это и прилично сказать, потому — что духовный домъ Божій одинъ. Пророкъ говоритъ: яко будетъ въ послѣдняя дни явлена гора Господня, и домъ Божій на версѣ горъ (Иса. 2, 2). Сходящіеся въ этотъ домъ съ радостію объединяются, такъ что /с. 325/ Псалмопѣвецъ просилъ отъ Господа, еже жити въ дому Господни вся дни живота (Псал. 26, 4). Изъ этого и изъ другаго мѣста видно, что святые обнаруживаютъ великое стремленіе воли сходиться вмѣстѣ. Сказано: се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ? (Псал. 132, 1). Единеніе, миръ и согласіе доставляютъ величайшее удовольствіе не только людямъ вѣрнымъ, признающимъ истину, но и самымъ ангеламъ небеснымъ, для которыхъ, по слову Господа, радость бываетъ о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 10) и возвращающемся къ союзу единства. Этого конечно не было бы сказано объ ангелахъ, живущихъ на небѣ, еслибы они — радующіеся нашему единенію — сами не были соединены съ нами; напротивъ, они конечно скорбятъ, когда видятъ разногласіе въ мысляхъ и разность въ стремленіяхъ, — какъ будто надлежитъ призывать одного и того же Бога, только не всѣмъ вмѣстѣ, а отдѣльно и врозь, и не имѣть ни взаимной бесѣды, ни общей рѣчи. Стефана мы можемъ благодарить развѣ за то, что его жестокость помогла намъ опытно узнать вѣру и мудрость вашу. Но если чрезъ Стефана мы получили таковое благодѣяніе; то это еще не значитъ, что Стефанъ сдѣлалъ что-нибудь достойное названія благодѣянія и заслуживающее благодарность. Вѣдь вѣроломство и предательство Іуды, съ какимъ онъ нечестиво дѣйствовалъ противъ Спасителя, не составляетъ его заслуги и нельзя сказать, будто онъ сталъ виною толикихъ благъ, что чрезъ него міръ и народы получили избавленіе страданіемъ Господа. Но пройдемъ пока молчаніемъ дѣйствія Стефана, чтобы воспоминаніемъ дерзости и гордости его не причинить себѣ продолжительной досады на его дурные поступки.

Мы весьма обрадовались, узнавъ, что относительно настоящаго вопроса вы распорядились по правилу истины и мудрости Христовой; мы возблагодарили Бога, нашедши въ братьяхъ, столь далеко живущихъ отъ насъ, такое единодушіе съ нами въ вѣрѣ и истинѣ. Благодать Божія сильна связать и скрѣпить союзомъ любви и единства даже то, что раздѣлено на землѣ весьма значительнымъ, по-видимому, разстояніемъ; подобно тому, какъ божественная же сила связала союзомъ единомыслія Іезекіиля и Даніила, жившихъ позже и раздѣленныхъ большимъ промежуткомъ времени отъ Іова и Ноя, жившихъ прежде, такъ что, будучи раздѣлены временемъ, они руководились однимъ и тѣмъ же божественнымъ вдохновеньемъ. Тоже /с. 326/ мы замѣчаемъ нынѣ и въ васъ: отдѣленные отъ насъ далекими странами, вы доказали, что чувствомъ и духомъ вы соединены съ нами. Все это производится божественнымъ единствомъ. Такъ какъ Господь, обитающій въ насъ, одинъ и тотъ же; то Онъ вездѣ и соединяетъ Своихъ союзомъ единства. Отъ того-то во всю землю изыде вѣщаніе (Псал. 18, 5) посланниковъ Господнихъ, быстро пронесшихся духомъ единства. Напротивъ, такъ какъ вовсе не могутъ прійти въ единеніе тѣ души, которыя отдѣлились отъ единства Божія; то мало пользы отъ того, что нѣкоторые близки къ себѣ и соединены тѣломъ, если они не связаны сердцемъ и умомъ. Сказано: се удаляющіи себе отъ Тебе, погибнутъ (Псал. 72, 27). И таковые подвергнутся суду Господа по заслугамъ, такъ какъ они отступились отъ словъ Того, Который молитъ Отца о единствѣ и говоритъ: якоже Ты, Отче, во Мнѣ и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ (Іоан. 17, 21). Что касается до насъ, то мы приняли ваше писаніе, какъ бы свое собственное, и читали его не бѣгло, но по нѣсколько разъ, чтобы удержать въ памяти. И не безполезно, но и спасительно будетъ или повторить тоже для утвержденія истины, или кое-что прибавить для увеличенія доказательства. Впрочемъ, если мы и прибавимъ что-нибудь, то прибавимъ не потому, что вами мало объ этомъ было сказано, а потому, что слово божественное превышаетъ природу человѣческую и душа не можетъ воспріять всего въ совершенной полнотѣ. Затѣмъ-то и пророковъ такъ много, чтобы разнообразная божественная мудрость была распредѣлена на многихъ; затѣмъ-то и повелѣвается замолчать первому пророчествующему, если другому будетъ откровеніе (1 Кор. 14, 30). По той же причинѣ и у насъ признано необходимымъ — собираться ежегодно старѣйшинамъ и начальникамъ вмѣстѣ, для распоряженій по дѣламъ ввѣреннымъ нашему попеченію, для рѣшенія важнѣйшихъ общимъ совѣтомъ, для преподанія, въ покаяніи, врачевства братьямъ падшимъ и послѣ спасительной бани уязвленнымъ отъ діавола, — чтобы они чрезъ насъ не столько получали оставленіе грѣховъ, сколько приводились къ уразумѣнію своихъ прегрѣшеній и побуждались полнѣе удовлетворить Господу. Но — посланникъ, котораго вы къ намъ прислали, спѣшитъ отправиться обратно къ вамъ; да и зимнее время понуждаетъ къ этому: и потому мы отвѣчаемъ на ваше письмо, сколько можемъ.

/с. 327/ И во-первыхъ, что касается словъ Стефана, будто апостолы запрещали крестить обращающихся отъ ереси и предали это для соблюденія потомкамъ; то вы весьма полно отвѣтили на нихъ, замѣтивъ, что нѣтъ такого глупца, который повѣрилъ бы, будто такъ предали апостолы: всѣ эти нечестивыя и мерзкія ереси возникли послѣ. Такъ, Маркіонъ, ученикъ Кердона, гораздо позже апостольскихъ временъ ввелъ святотатственное преданіе противъ Бога, а сообщникъ его въ богохульствѣ Апеллесъ прибавилъ къ тому много новаго, болѣе враждебнаго вѣрѣ и истинѣ; Валентинъ и Василидъ своими преступными лжами воздвигли брань на Церковь Божію тоже далеко позже вѣка апостольскаго; и другіе еретики, какъ извѣстно, стали потомъ распространять, каждый по своему толку, свои превратныя ученія и нелѣпыя выдумки. Явно, что всѣ они осуждены отъ самихъ себя, — что прежде дня суднаго они произнесли сами на себя неизбѣжный приговоръ. Итакъ, кто признаетъ ихъ крещеніе, тотъ не поставляетъ ли приговора надъ собою вмѣстѣ съ ними и не осуждаетъ ли самаго себя, становясь ихъ сообщникомъ? — А что Римляне не во всемъ сохраняютъ начальныя преданія и напрасно ссылаются на авторитетъ апостоловъ, — можно видѣть изъ того, что у нихъ замѣчаются нѣкоторыя разности въ празднованіи дней Пасхи и во многихъ другихъ таинствахъ богослуженія: тамъ не все соблюдается такъ, какъ въ Іерусалимѣ. Да и въ другихъ весьма многихъ областяхъ многое измѣняется по различію мѣстъ и названій и однакоже это никогда не нарушало мира и единства каѳолической церкви, какъ это дерзнулъ сдѣлать нынѣ Стефанъ, прерывая съ вами миръ, который его предшественники всегда хранили во взаимной съ вами любви и уваженіи, и произнося хулу на апостоловъ, будто это предали они, — которые въ своихъ посланіяхъ проклинали еретиковъ и заповѣдали удаляться отъ нихъ! Изъ этого очевидно, что преданіе, которое заступается за еретиковъ и признаетъ у нихъ крещеніе, принадлежащее одной только Церкви, есть преданіе человѣческое.

Во-вторыхъ, вы хорошо отвѣтили и на ту часть письма Стефана, гдѣ онъ говоритъ: «еретики и сами согласны въ крещеніи и приходящихъ къ нимъ отъ другихъ ересей не крестятъ, а только пріобщаютъ», и потому будто и мы должны также поступать. Хотя вы достаточно доказали, что смѣшно подражать заблуждающимся; однако для полноты мы прибавляемъ къ тому слѣдующее: не удивительно, /с. 328/ если такъ поступаютъ еретики, которые, разноглася между собою въ предметахъ менѣе важныхъ, совершенно сходятся въ важнѣйшихъ, напр., въ хуленіи Творца и въ выдумкѣ какихъ-то сновидѣній и призраковъ неизвѣстнаго Бога, — они конечно могутъ быть согласны и въ суетности своего крещенія также, какъ согласны въ отверженіи истины божества. Но долго было бы отвѣчать на всѣ ихъ нелѣпыя бредни порознь, и потому мы скажемъ кратко: тѣ, которые не признаютъ истиннаго Бога Отца, не могутъ признавать истины ни Сына, ни Духа Святаго, слѣдовательно и выдумывающіе новыя пророчества не могутъ имѣть ни Отца, ни Сына, ни Святаго Духа, тѣмъ болѣе, что если спросить ихъ: какого они проповѣдуютъ Христа? они скажутъ въ отвѣтъ: того, который послалъ духа, говорившаго чрезъ Монтана и Приску; а какъ въ этихъ, по нашему замѣчанію, былъ не духъ истины, а духъ заблужденія, то отстаивающіе лживое пророчество ихъ противъ вѣры Христовой не могутъ имѣть Христа. Да и прочіе еретики, отдѣлившіеся отъ Церкви Божіей, не могутъ имѣть ни сколько власти и благодати: вся власть и благодать предоставлена Церкви, гдѣ предсѣдательствуютъ старѣйшины, имѣющіе власть крестить, возлагать руки и распоряжаться; а еретику не позволено ни распоряжаться, ни возлагать руки, ни крестить, ни совершать что-либо святое и духовное, такъ какъ онъ чуждъ духовной и боготворной святости. Давно уже мы, сошедшись изъ Галатіи, Киликіи и другихъ ближайшихъ областей, на соборѣ въ Иконіи, что въ Фригіи, постановили твердо держаться таковаго мнѣнія о еретикахъ и отстаивать его, когда обнаружится сомнѣніе относительно этаго предмета. Пусть же Стефанъ и его поборники, утверждающіе, что въ крещеніи еретиковъ можетъ происходить отпущеніе грѣховъ и второе рожденіе, поразсудятъ и поймутъ, что духовное рожденіе безъ Духа не возможно; и потому-то блаженный апостолъ Павелъ, крещенныхъ отъ Іоанна, когда еще не былъ посланъ Духъ Святый, снова крестилъ крещеніемъ духовнымъ и тогда же возложилъ на нихъ руки, да пріимутъ Святаго Духа. Но если Павелъ, послѣ крещенія Іоаннова, въ другой разъ, какъ видимъ, крестилъ своихъ учениковъ; то не ужели мы усумнимся крестить тѣхъ, которые обращаются къ Церкви отъ ереси, послѣ незаконнаго и нечестиваго тамошняго омовенія? Развѣ Павелъ былъ менѣе этихъ епископовъ, о которыхъ идетъ теперь рѣчь, такъ что они могутъ приходящимъ /с. 329/ даровать Святаго Духа чрезъ одно рукоположеніе, а Павелъ крещеннымъ отъ Іоанна не могъ дать Святаго Духа чрезъ одно рукоположеніе, а долженъ былъ прежде крестить ихъ крещеніемъ Церкви?

Далѣе, нелѣпо и то, что не считаютъ нужнымъ спрашивать: кто крестилъ? на томъ основаніи, что крещенный чрезъ одно произношеніе именъ Святыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, могъ получить благодать. Но это будетъ, по словамъ апостола Павла, премудрость въ совершенныхъ (1 Кор. 2, 6). А кто же въ Церкви тотъ совершенный и премудрый, который сталъ бы защищать и вѣрилъ, будто одно голое произношеніе именъ довлѣетъ для отпущенія грѣховъ и для освященія крещенія? Все это конечно приноситъ пользу, но только тогда, когда и крещающій имѣетъ Святаго Духа и самое крещеніе совершается не безъ Духа. Но говорятъ, что крещающійся какимъ бы то ни было образомъ, на сторонѣ, можетъ достигнуть благодати умомъ своимъ и вѣрою, — мнѣніе безъ сомнѣнія смѣшное: будто можетъ низвесть на себя не правый умъ освященіе праведныхъ, или ложная вѣра истину вѣрующихъ! Господь ясно показываетъ, что не всѣ, произносящіе имя Христово, бываютъ услышаны, не всѣ чрезъ произношеніе могутъ получить сколько-нибудь благодати; Онъ говоритъ: мнози пріидутъ во имя Мое, глаголюще: яко Азъ есмь, и мнози прельстятъ (Марк. 13, 6). Между лжепророкомъ и еретикомъ нѣтъ никакой разности: одинъ обманываетъ именемъ Бога или Христа, а другой таинствомъ крещенія; и тотъ и другой основываются на лжи, чтобы обольщать людскія воли.

Я хочу разсказать вамъ одинъ случай, бывшій у насъ, который относится къ настоящему предмету. Почти за двадцать два года предъ симъ, послѣ временъ Императора Александра, произошли здѣсь многія смуты и бѣдствія, касавшіяся или всѣхъ людей, или въ частности Христіанъ; было весьма много и частыхъ землетрясеній, произведшихъ не малыя опустошенія въ Каппадокіи и Понтѣ, гдѣ нѣкоторые города совершенно разрушены и поглощены разверзавшеюся землею. Изъ-за этого было воздвигнуто тяжкое гоненіе на насъ — Христіанъ, которое сдѣлалось еще тяжелѣ оттого, что возникло нечаянно послѣ продолжительнаго спокойствія, при внезапномъ и необычайномъ бѣдствіи, смутившемъ народъ. Въ то время правителемъ нашей области былъ Сереніанъ, гонитель злой и жестокій. Когда /с. 330/ вѣрующіе, находясь въ страшномъ замѣшательствѣ и боясь гоненія, убѣгали въ разныя мѣста и оставляя свое отечество переходили въ другія части области (а переходить можно было потому, что это гоненіе было не общее, а мѣстное), — явилась здѣсь какая-то женщина, которая, будучи въ изступленіи, выдавала себя за пророчицу, будто бы дѣйствующую по внушенію Святаго Духа. Главные демоны такъ управляли ея дѣйствіями, что она долго увлекала и обманывала братство, совершая чудныя и необычайныя дѣла; она даже предсказала, что произведетъ землетрясеніе, — не потому, чтобы демоны были столь сильны, что могли бы приказать землѣ трястись или привесть въ безпорядокъ стихіи, но потому, что нечистый духъ, предвидя и зная, что послѣдуетъ землетрясеніе, предваряетъ будто онъ сдѣлаетъ то, что на самомъ дѣлѣ только предвидитъ. Такими лжами и похвальбами она покоряла умы такъ, что ей повиновались и слѣдовали за нею, куда приказывала и вела; въ жестокую зиму эта женщина ходила по снѣгу босыми ногами и отъ такой ходьбы ни сколько не испытывала ни боли, ни поврежденія; говорила, что спѣшитъ въ Іерусалимъ, откуда будто бы и пришла. Здѣсь, какъ потомъ открылось, она обольстила одного простаго пресвитера и діакона, которые и пристали къ ней. Но вскорѣ противосталъ ей одинъ изъ заклинателей, мужъ испытанной честности и всегда строго соблюдавшій церковное благочиніе; онъ, будучи къ тому подвигнутъ многими, сильными въ вѣрѣ и достохвальными братьями, рѣшился смирить обдержавшаго женщину нечистаго духа, который за нѣсколько предъ симъ ловко намекнулъ, что прійдетъ какой-то противникъ, невѣрный искуситель. Заклинатель, вдохновенный благодатію Божіею мужественно противосталъ ему и обнаружилъ, что этотъ духъ, котораго считали святымъ, есть духъ самый негодный. А между тѣмъ та женщина, много чрезъ наважденіе и чары демонскія сдѣлавшая для обольщенія вѣрующихъ, дерзала даже часто подражать совершенію евхаристіи, освящая хлѣбъ съ приличнымъ моленіемъ и принося жертву Господу не безъ таинства обычнаго славословія; она тоже крестила многихъ, употребляя обычныя и законныя слова вопроса, такъ что, по-видимому, нисколько не отступала отъ церковнаго правила. Такъ что же мы скажемъ о ея крещеніи, которымъ, чрезъ женщину, крестилъ самъ негодный демонъ? Не уже ли Стефанъ и его поборники одобрятъ это крещеніе? а тѣмъ болѣе то, гдѣ не было /с. 331/ даже ни знаменія Троицы, ни законнаго и церковнаго вопроса? Можно ли повѣрить, что даровано отпущеніе грѣховъ и правильно совершилось возрожденіе чрезъ спасительное омовеніе тамъ, гдѣ все имѣло видъ истины, а только производилось по дѣйствію демона? А можетъ быть защитники еретическаго крещенія отстаиваютъ и то, что демонъ, именемъ Отца и Сына и Св. Духа, могъ даровать благодать крещенія; потому что у еретиковъ тоже заблужденіе, тотъ же демонскій обманъ, такъ какъ у нихъ нѣтъ вовсе Святаго Духа. Стефанъ усиливается доказать, что и при еретическомъ крещеніи даруетъ освященіе присущій тамъ Христосъ. Но если справедливы слова апостола: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27); то конечно кто тамъ во Христа крестился, тотъ и облекся во Христа; а если облекся во Христа, то могъ получить и Святаго Духа, посланнаго Христомъ, — развѣ у еретиковъ, быть можетъ, и есть Христосъ, облекающій въ Духа, да Духа Святаго нѣтъ тамъ!

Теперь и остальное, что вами изложено во всей полнотѣ, пробѣжимъ кратко, потому что возлюбленнѣйшій нашъ Рогаціанъ діаконъ весьма спѣшитъ къ вамъ. Намъ слѣдуетъ спросить тѣхъ, которые защищаютъ еретиковъ: какое у нихъ крещеніе, — тѣлесное или духовное? Если тѣлесное, то они крещеніемъ нисколько не отличаются отъ іудеевъ, употребляющихъ его просто для обыкновеннаго омовенія нечистотъ. Если же духовное; то какъ оно можетъ быть у тѣхъ, у которыхъ нѣтъ Святаго Духа? И потому вода, которою тамъ крещаются, служитъ только для тѣлеснаго омовенія, а не для таинства крещенія. Если бы крещеніе еретическое могло служить для совершеннаго обновленія, — для втораго рожденія; то крещаемыхъ у еретиковъ надлежало бы признавать не еретиками, а чадами Божіими, потому что вторымъ рожденіемъ, бываемымъ въ крещеніи, раждаются Божіи чада. Но невѣста Христова, которая одна только раждаетъ чадъ Божіихъ, есть одна, — это каѳолическая Церковь. У Христа нѣтъ многихъ невѣстъ, и потому апостолъ говоритъ: обручихъ васъ единому мужу дѣву чисту представити Христови (2 Кор. 11, 2). Въ другомъ мѣстѣ Писанія сказано: слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, — и возжелаетъ царь доброты твоея (Псал. 44, 11. 12). И еще: гряди отъ Ливана невѣсто, пріиди и прейди изъ начала вѣры (Пѣс. /с. 332/ пѣс. 4, 8). Тоже: внидохъ въ вертоградъ Мой сестро Моя невѣсто (Пѣс. пѣс. 5, 1). Мы видимъ, что вездѣ упоминается объ одномъ только лицѣ; слѣдовательно невѣста только одна. А какъ еретическое скопище не есть одно съ нами; то оно не есть и невѣста, но подложница и любодѣица и слѣд. не можетъ раждать чадъ Божіихъ. Развѣ, — какъ думаетъ Стефанъ, ересь раждаетъ только и предлагаетъ, а предложенныхъ принимаетъ Церковь и тѣхъ, коихъ не раждала, воспитываетъ, вмѣсто своихъ, тогда какъ она матерію чужихъ дѣтей быть не можетъ! — Христосъ, Господь нашъ, ясно показываетъ, что невѣста у Него одна и объясняя таинство таковой единичности говоритъ: иже нѣсть со Мною, на Мя есть; и иже не собираетъ со Мною, расточаетъ (Лук. 11, 23). Если же съ нами Христосъ, а еретики не суть съ нами, то очевидно, что они противники Христа; и если мы собираемъ со Христомъ, а они не собираютъ съ нами, то нѣтъ сомнѣнія, что они расточаютъ.

Мы не можемъ опустить безъ вниманія и того, что сказано вами о Церкви, именно, что это, по словамъ Пѣсни Пѣсней, вертоградъ заключенъ, источникъ запечатлѣнъ, садъ шипковъ съ плодомъ яблочнымъ (4, 12. 13). Какъ же можетъ дать кому-либо живую воду спасительной бани отъ источника, заключеннаго внутри и запечатлѣннаго божественною печатью, тотъ, кто самъ никогда не входилъ въ этотъ вертоградъ и не видѣлъ сада насажденнаго Творцемъ Богомъ? Церковь Христову предъизображалъ таинственно и ковчегъ Ноя, — и она, при общей гибели всѣхъ бывшихъ внѣ, спасла только тѣхъ, которые были внутри ковчега. Это имѣлъ въ виду и апостолъ Петръ, сказавши: его же воображеніе нынѣ и насъ спасаетъ крещеніе (1 Пер. 3, 21), показывая тѣмъ, что какъ тогда не бывшіе вмѣстѣ съ Ноемъ въ ковчегѣ не только не очистились водою, но и погибли въ потопѣ, такъ и нынѣ не находящіеся со Христомъ въ Церкви погибнутъ внѣ, если только не прибѣгнутъ къ единственной спасительной церковной банѣ, чрезъ покаяніе. А каково заблужденіе, какова слѣпота того, кто утверждая, что и въ еретическомъ скопищѣ можетъ быть даровано отпущеніе грѣховъ, не придерживается основанія одной Церкви, которая разъ-на-всегда утверждена Христомъ на «камнѣ», — можно уразумѣть изъ слѣдующаго. Христосъ одному Петру сказалъ: еже аще свяжеши на земли, будетъ связано на небесѣхъ; и еже аще разрѣшиши на /с. 333/ земли, будетъ разрѣшено на небесѣхъ (Матѳ. 16, 19); потомъ читаемъ въ Евангеліи, что Христосъ, когда дунулъ на однихъ апостоловъ, сказалъ имъ: пріимите Духъ Святъ; имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ, и имже держите, держатся (Іоан. 20, 22. 23). Это значитъ, что власть отпускать грѣхи дарована апостоламъ и церквамъ, учрежденнымъ отъ нихъ — посланниковъ Христовыхъ, а за тѣмъ епископамъ, которые наслѣдовали имъ по преемству посвященія. И потому враги одной каѳолической Церкви, въ которой мы находимся, возстающіе на насъ, наслѣдовавшихъ апостоламъ, присвояющіе себѣ, вопреки намъ, незаконное священство и строющіе чуждые алтари, — не святотатственные ли это преступники, подобные Корею, Даѳану и Авирону, которые, подобно имъ, должны понести теперь казнь вмѣстѣ съ своими сообщниками, такъ какъ и тогда вмѣстѣ съ тѣми погибли ихъ соучастники и поборники? Здѣсь я выражу справедливое негодованіе на явное и очевидное безразсудство Стефана, по которому онъ, столько хвалящійся мѣстомъ своего епископства, утверждающій, что онъ держитъ наслѣдіе Петра, на которомъ положены основанія Церкви, — вводитъ много другихъ «камней» и строить новыя зданія многихъ церквей, утверждая своею властію, что и тамъ есть крещеніе. А такъ какъ крещаемые безъ сомнѣнія восполняютъ число Церкви; то одобряющій крещеніе еретиковъ тѣмъ самымъ подтверждаетъ, что и тамъ изъ крещаемыхъ составляется Церковь. И не понимаетъ, что, оставляя столь предательски единство, онъ потемняетъ и какъ бы уничтожаетъ истину Христіанскаго «камня»! Апостолъ говоритъ объ Іудеяхъ, что они, хотя ослѣплены невѣжествомъ и опозорили себя тягчайшимъ преступленіемъ, однако все же имѣютъ ревность Божію; а Стефанъ, хвалящійся тѣмъ, что наслѣдовалъ каѳедру Петрову, нисколько не имѣетъ ревности противъ еретиковъ: онъ уступаетъ имъ не малую, а самую большую власть благодати, говоря и утверждая, что и они чрезъ таинство крещенія омываютъ скверны ветхаго человѣка, даруютъ оставленіе прежнихъ смертныхъ грѣховъ, возрожденіемъ небеснымъ содѣлываютъ чадъ Божіихъ и освященіемъ божественной бани готовятъ къ вѣчной жизни. Но кто уступаетъ и присвоиваетъ еретику такъ много небесныхъ даровъ Церкви, не пріобщается ли и самъ къ тѣмъ, коимъ столько присвоиваетъ и предоставляетъ? Напрасно же онъ сомнѣвается согласиться съ ними и во всемъ остальномъ, /с. 334/ сдѣлаться вполнѣ ихъ соучастникомь, — сходиться вмѣстѣ съ ними, съ молитвами ихъ соединять свои и ставить алтарь и жертву общія. «Много», говоритъ, «имя Христово содѣйствуетъ вѣрѣ и святости крещенія, такъ что кто крещенъ во Христа, тотчасъ получаетъ и благодать Христову». На это можно отвѣчать кратко: если крещеніе во имя Христово внѣ Церкви было сильно для очищенія человѣка; то и возложеніе рукъ во имя Христово могло также имѣть тамъ силу для принятія Святаго Духа. Такимъ образомъ и все прочее, совершаемое еретиками будетъ казаться праведнымъ и законнымъ, если совершается во имя Христово. Но вы въ письмѣ вашемъ ясно доказали, что имя Христово можетъ имѣть силу въ одной только Церкви, которой одной Христосъ предоставилъ власть небесной благодати.

Что касается опроверженія обычая, который хотятъ противопоставить истинѣ: то кто же столь неразуменъ, чтобы обычай сталъ предпочитать истинѣ? Кто не оставитъ тьмы увидѣвши свѣтъ? Развѣ древнѣйшій обычай служитъ сколько-нибудь іудеямъ къ оправданію въ томъ, что они, по пришествіи Христа, т. е. истины, отвергши новый путь истины, остались при старомъ? Впрочемъ вы, Африканцы, можете говорить противъ Стефана, что узнавши истину вы оставили лживый обычай; а мы обычай соединяемъ съ истиною и обычаю Римлянъ противопоставляемъ обычай истины, соблюдая отъ начала то, что предано Христомъ и апостолами. Не помнимъ, когда начался у насъ, но всегда былъ здѣсь соблюденъ тотъ обычай, что мы знаемъ одну только Божію Церковь и признаемъ святое крещеніе одной только святой Церкви. Правда, возникало здѣсь у нѣкоторыхъ сомнѣніе относительно крещенія тѣхъ, которые хотя признаютъ новыхъ пророковъ, однако знаютъ по-видимому того же, что и мы, Отца и Сына. Но мы, разсмотрѣвъ этотъ предметъ со всѣмъ тщаніемъ, на соборѣ въ Иконіи постановили — вовсе отвергать всякое крещеніе, которое совершается внѣ Церкви. А на то, что приводятъ въ защиту еретиковъ изъ посланія Апостола, который сказалъ: аще виною, аще истиною Христосъ проповѣдаемъ есть (Филип. 1, 18), — не лѣпо и отвѣчать, когда очевидно, что Апостолъ въ посланіи своемъ, гдѣ это сказано вовсе не упоминаетъ ни о еретикахъ, ни о крещеніи ихъ, а только говоритъ о братьяхъ, изъ коихъ нѣкоторые говорятъ лицемѣрно, а другіе пребываютъ въ чистой вѣрѣ. Тутъ не нужно многихъ доказательствъ; достаточно прочитать самое посланіе, /с. 335/ чтобы отъ самаго Апостола узнать, что онъ хотѣлъ сказать этимъ. — Но что же, говорятъ, станется съ тѣми, кои, обратившись отъ еретиковъ, приняты безъ церковнаго крещенія? Если они умерли, не успѣвши здѣсь креститься; то они считаются въ числѣ оглашенныхъ и получатъ плодъ истины и вѣры, какой заслужили оставивши заблужденіе, хотя за смертію и не достигли полноты благодати. Если же они остаются еще въ живыхъ; то пусть крестятся крещеніемъ Церкви, чтобы могли получить отпущеніе грѣховъ и не умерли безъ полноты благодати, пребывая, по чужому предубѣжденію, въ прежнемъ заблужденіи. Впрочемъ велико преступленіе, какъ принимаемыхъ такъ и принимающихъ, когда не омывши сквернъ въ церковной бани, не освободившись отъ грѣховъ, бывъ безразсудно приняты въ общеніе, они касаются тѣла и крови Господней! Въ Писаніи сказано: иже аще ястъ хлѣбъ сей, или піетъ чашу Господню недостойнѣ, повиненъ будетъ тѣлу и крови Господни (1 Кор. 11, 27). По нашему разумѣнію, надобно считать не крещенными даже и тѣхъ, которыхъ крестили бывшіе прежде епископами въ каѳолической Церкви, но потомъ отдѣлившіеся и присвоившіе себѣ власть священнодѣйствія. У насъ и соблюдается это такъ, что когда крещенный отъ нихъ приходитъ къ намъ, то, какъ чужой и ничего не получившій, крещается у насъ единственнымъ истиннымъ крещеніемъ каѳолической Церкви и чрезъ жизненную баню получаетъ возрожденіе.

И однако большое различіе между тѣмъ, кто погрѣшилъ не вольно и вынужденный крайнимъ гоненіемъ, и тѣмъ, кто по святотатственной волѣ дерзко возстаетъ на Церковь или злымъ языкомъ произноситъ хулы на Отца и Христа, Творца всего міра. А Стефану не стыдно утверждать, что отпущеніе грѣховъ можетъ быть даровано и тѣми, которые сами опутаны грѣхами? Какъ будто въ домѣ смерти можетъ быть баня спасенія! Къ чему же въ Писаніи сказано: отъ воды же чуждія ошайся, и отъ источника чуждаго не пій (Притч. 9, 18), если ты, оставивъ запечатлѣнный источникъ Церкви, чужую воду признаешъ своею и чужими источниками оскверняешь Церковь? Пріобщаясь крещенію еретиковъ, не пьешь ли ты изъ грязной лужи ихъ и, самъ очищенный церковнымъ освященіемъ, не оскверняешь ли себя прикосновеніемъ къ чужимъ сквернамъ? Подавая еретикамъ свидѣтельство противъ Церкви, не уже ли не /с. 336/ боишься суда Божія, выраженнаго въ Писаніи: свидѣтель лживъ безъ муки не будетъ (Притч. 19, 5)? Да ты хуже всѣхъ еретиковъ: потому-что, когда многіе изъ нихъ, познавши свое заблужденіе приходятъ къ тебѣ, — ты поддерживаешь заблужденіе приходящихъ и, затемняя свѣтъ церковной истины, увеличиваешь тьму еретической ночи; когда они сознаются, что будучи обременены грѣхами они не имѣютъ нисколько благодати и потому обращаются къ Церкви, — ты лишаешь ихъ отпущенія грѣховъ, даруемаго въ крещеніи, говоря, что они крещены уже и внѣ Церкви получили церковную благодать. Или не разумѣешь, что, когда наступитъ день суда, души ихъ взыщутся отъ твоей руки, — взыщутся отъ тебя, который жаждущимъ отказалъ въ церковномъ питіи и для желающихъ жить сталъ причиною смерти. А ты еще и негодуешь! Посмотри, какъ неразумны дерзкіе упреки, дѣлаемые тобою тѣмъ, кои противъ лжи стоятъ за истину! Ибо кто болѣе имѣетъ права негодовать: тотъ ли, кто защищаетъ враговъ Божіихъ, или тотъ, кто за истину Церкви вооружается противъ защитника враговъ Божіихъ? Только неразумные, сварливые и вспыльчивые, по недостатку осмотрительности и слова, легко приходятъ въ гнѣвъ, и ни къ кому не идутъ лучше, какъ къ тебѣ, слова Писанія: мужъ гнѣвливый, воздвизаетъ сваръ, мужъ же ярый прилагаетъ грѣхи (Притч. 29, 22). Ибо сколько споровъ и несогласій завелъ ты со всѣми церквами? Сколь тяжкій грѣхъ приложилъ себѣ, отсѣкши себя отъ такого множества стадъ? Такъ, не обманывайся: ты отсѣкъ самаго себя; потому что отсѣченнымъ поистинѣ надобно считать того, кто отложился отъ общенія съ единствомъ Церкви, и — ты, думая, что можешь отлучить отъ себя всѣхъ, одного себя отлучилъ отъ всѣхъ. Тебя не могла направить на путь истины и мира даже заповѣдь Апостола, который увѣщевая говоритъ: молю убо васъ азъ юзникъ о Господѣ, достойно ходити званія, въ неже звани бысте, со всякимъ смиреномудріемъ и кротостію, съ долготерпѣніемъ, терпяще другъ другу любовію, тщащеся блюсти единеніе Духа въ союзѣ мира. Едино тѣло, единъ Духъ, якоже и звани бысте во единомъ упованіи званія вашего; единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе; единъ Богъ и Отецъ всѣхъ, Иже надъ всѣми и чрезъ всѣхъ, и во всѣхъ насъ (Ефес. 4, 1-6). Какъ тщательно соблюлъ Стефанъ эту заповѣдь /с. 337/ апостольскую, это спасительное наставленіе, сохраняя прежде всего смиреномудріе и кротость! Ибо что можетъ быть смиреномудреннѣе и кротче, какъ войти въ разладъ съ такимъ множествомъ епископовъ, — какъ по поводу разнаго рода несогласій прерывать миръ то съ восточными (мы думаемъ, что это вамъ не безъизвѣстно), то съ вами — южными? А какъ терпѣливо и кротко принялъ онъ епископовъ вашихъ, отправленныхъ къ нему посланниками, когда не допустилъ ихъ къ собесѣдованію съ собою, да сверхъ того, памятуя о взаимномъ уваженіи и любви, приказалъ всему братству не принимать ихъ къ себѣ въ домы, чтобы пришедшихъ лишить не только мира и общенія, но даже и гостепріимнаго крова! Итакъ, отсѣкать себя отъ единенія любви, во всемъ ставить себя для братьевъ чуждымъ, съ упорнымъ бѣшенствомъ возставать противъ таинства и вѣры, — это значитъ соблюсти единеніе Духа въ союзѣ мира! И можетъ ли быть одно тѣло и одинъ Духъ у того, у кого и душа — столь обманчивая, столь непостоянная и измѣнчивая — быть можетъ, не одна? Но прекратимъ рѣчь объ немъ; а лучше разберемъ то, что относится къ сущности настоящаго вопроса. — Тѣ, кои утверждаютъ, что крещенныхъ еретиками надлежитъ принимать такъ, какъ получившихъ благодать законнаго крещенія, говорятъ, что крещеніе и у насъ и у нихъ одно и нѣтъ здѣсь ни въ чемъ разности. Но что говоритъ Апостолъ Павелъ? Единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе, единъ Богъ. Если же и у насъ и у еретиковъ крещеніе одно, то безъ сомнѣнія и вѣра одна; если вѣра одна, то и Господь одинъ; если одинъ Господь, то слѣдуетъ сказать, что и во всемъ есть единство. Но если у еретиковъ есть тоже самое единство, котораго вовсе нельзя ни раздробить, ни раздѣлить; то изъ-за чего же мы споримъ? Для чего называемъ ихъ еретиками, а не Христіанами? Напротивъ, если у насъ и у еретиковъ не одинъ Богъ, не одинъ Господь, не одна Церковь, не одна вѣра, не одинъ Духъ и не одно тѣло; то очевидно, что не можетъ у насъ и крещеніе быть общимъ съ еретиками, съ которыми у насъ ничего нѣтъ общаго. И однако Стефанъ не стыдится оказывать покровительство такимъ противникамъ Церкви и для защищенія еретиковъ разсѣкать братство, да сверхъ того — называть Кипріана лжехристомъ, лжеапостоломъ и коварнымъ дѣлателемъ. Сознавая все это въ себѣ, онъ поспѣшилъ /с. 338/ лживо приписать другому то, что по справедливости должно быть къ нему самому отнесено.

Всѣ мы желаемъ тебѣ, со всѣми африканскими епископами, со всѣмъ клиромъ и со всѣмъ братствомъ, пребыть для всѣхъ насъ въ добромъ здоровьи, чтобы на долго имѣть намъ въ единеніи съ собою тѣхъ, кои всегда и мыслятъ и чувствуютъ одно съ нами.

Примѣчаніе:
[1] Новаціане называли себя чистыми (καθαροι) Epiphan. меч. 59.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 311-338. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.