Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

61. Письмо къ Помпею, противъ письма Стефана о крещеніи еретиковъ.

Кипріанъ брату Помпею желаетъ здоровья.

Хотя все, что должно сказать о крещеніи еретиковъ, уже вполнѣ изложено нами въ тѣхъ письмахъ, съ которыхъ списки мы переслали тебѣ, любезнѣйшій братъ; однако такъ какъ ты пожелалъ узнать еще и то, что отписалъ ко мнѣ на мои письма братъ нашъ Стефанъ, то я посылаю тебѣ списокъ и съ его отвѣта. Прочитавши его, ты еще яснѣе увидишь заблужденіе того, кто усиливается защищать дѣло еретиковъ противъ Христіанъ и Церкви Божіей. Ибо ко многому, или слишкомъ высокомѣрному, или вовсе не относящемуся къ дѣлу, или самому себѣ противорѣчащему, — чтó неискусно и необдуманно онъ написалъ ко мнѣ, — онъ вздумалъ присовокупить между прочимъ и слѣдующія слова: «итакъ, если кто отъ какой бы то нибыло ереси обратится къ вамъ, то да не вводится при этомъ ничего новаго, /с. 302/ кромѣ того, что предано, т. е. да совершается надъ таковымъ одно возложеніе рукъ въ знакъ покаянія, такъ какъ и сами еретики всякаго обращающагося къ нимъ отъ другой ереси, взаимно не крестятъ, а только пріобщаютъ». Онъ запрещаетъ крестить всякаго, обращающагося отъ какой бы то ни было ереси; это значитъ, что, по его мнѣнію, крещеніе всѣхъ еретиковъ праведно и законно. А такъ какъ всякая особенная ересь имѣетъ и свое особенное крещеніе и свои разнообразные грѣхи; то онъ, пріемлющій крещеніе всѣхъ, тѣмъ самымъ пріемлетъ въ нѣдра свои и совокупныя преступленія всѣхъ. Онъ заповѣдуетъ «да не вводится ничего новаго, кромѣ того, что предано»; — какъ будто вводитъ что-нибудь новое тотъ, кто, держась единства, защищаетъ единое крещеніе, принадлежащее единой Церкви, а не тотъ, кто, забывая о единствѣ, защищаетъ ложь и заразу чуждаго кропленія. «Ничего, говоритъ, да не вводится новаго, кромѣ того, что предано». Но откуда же таковое преданіе? Происходитъ ли оно отъ Господней и евангельской власти, или отъ повелѣній и посланій апостольскихъ? Ибо то надобно дѣлать, что содержится въ Писаніи, какъ свидѣтельствуетъ и говоритъ Самъ Богъ Іисусу Навину: да не отступитъ книга закона сего отъ устъ твоихъ, и да поучаешися въ ней день и нощь, да уразумѣеши творити вся писанная (Іис. Нав. 1, 8). Равнымъ образомъ Господь нашъ, посылая апостоловъ Своихъ, повелѣваетъ имъ крестить народы и научать соблюдать все что Онъ заповѣдалъ (Матѳ. 28, 20). Итакъ, если въ Евангеліи заповѣдуется, или въ посланіяхъ и дѣяніяхъ апостольскихъ содержится такое повелѣніе, чтобы обращающіеся отъ какой бы то ни было ереси не были крещаемы, а только совершалось надъ ними въ знакъ покаянія одно возложеніе рукъ; то божественное и святое преданіе сіе должно соблюдаться. Если же напротивъ еретики повсюду называются тамъ не иначе, какъ противниками и антихристами, если они выставляются /с. 303/ людьми, которыхъ нужно удаляться, развращенными и отъ самихъ себя осужденными: то почему же намъ не должно осуждать тѣхъ, кои, по свидѣтельству апостоловъ, сами собою осуждены? Да не возноситъ же никто хулу на апостоловъ, будто они одобряли крещенія еретическія, или вступали въ общеніе съ еретиками безъ крещенія, когда они писали о еретикахъ такимъ образомъ, — и при томъ въ такое время, когда самыя свирѣпыя еретическія язвы еще не появились на свѣтѣ, — когда не возникалъ съ Понта и Маркіонъ Понтійскій, котораго наставникъ Кердонъ пришелъ въ Римъ, при бывшемъ тогда, девятомъ въ Римѣ, епископѣ Гигинѣ, — Маркіонъ, который, ставши послѣдователемъ Кердона, и увеличивши его преступленія новыми, безстыднѣе и стремительнѣе всѣхъ прочихъ еретиковъ началъ изрыгать хулы на Бога Отца Создателя, и съ большею противъ всѣхъ злостію и жестокостію вооружилъ святотатственнымъ оружіемъ еретическую ярость противъ воинствующей Церкви. Если же, какъ извѣстно, послѣ временъ апостольскихъ возникли ереси гораздо многочисленнѣйшія и худшія, а между тѣмъ совершенно нигдѣ не заповѣдано и не написано, чтобы еретикъ принимаемъ былъ въ общеніе чрезъ одно только возложеніе рукъ; и если крещеніе только одно, и именно то, которое у насъ въ Церкви, и по божественному благоволенію дано одной только Церкви: — то что это за упорство, что за предубѣжденіе — предпочитать преданіе человѣческое распоряженію божественному, не обращая вниманія на то, что Богъ гнѣвается и негодуетъ всякій разъ, когда человѣческое преданіе преступаетъ и обходитъ божественныя заповѣди; какъ Онъ громко говоритъ о семъ чрезъ Пророка Исаію: Людіе сіи устнами своими почитаютъ Мя, сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене; всуе же почитаютъ Мя, учаще заповѣдямъ и ученіямъ человѣческимъ (Ис. 29, 13)! Да и Господь въ Евангеліи съ такою же укоризною и обличеніемъ /с. 304/ говоритъ: вы отметаете заповѣдь Божію, да преданіе ваше соблюдете (Мар. 7, 9). Памятуя объ этомъ и блаженный Апостолъ съ своей стороны увѣщеваетъ и научаетъ насъ говоря: аще ли кто инако учитъ, и не приступаетъ къ здравымъ словесемъ Господа нашего Іисуса Христа и ученію Его, разгордѣся, ничтоже вѣдый; ...отступай отъ таковаго (1 Тим. 6, 3. 4. 5).

Прекрасное же и законное преданіе предлагаетъ братъ нашъ Стефанъ своимъ ученіемъ! на приличный же намъ авторитетъ указываетъ онъ, когда въ томъ же мѣстѣ письма своего прибавляетъ еще: «такъ какъ и сами еретики всякаго обращающагося къ нимъ отъ другой ереси, взаимно не крестятъ, а только пріобщаютъ!» До такого-то несчастія унижена Церковь Божія и невѣста Христова, что она должна подражать примѣрамъ еретиковъ; что при совершеніи небесныхъ таинствъ свѣтъ ея ученія долженъ замѣняться тьмою, и Христіане должны дѣлать то, что дѣлаютъ антихристы. Какая это слѣпота, какое лукавство душевное — не хотѣть познать единства вѣры, происходящаго по преданію отъ Бога Отца и Господа Бога нашего Іисуса Христа! Ибо если у еретиковъ нѣтъ Церкви, потому что она одна и дѣлиться не можетъ, — если у нихъ нѣтъ и Духа Святаго, потому что Онъ также одинъ, и не можетъ быть у нечестивыхъ и чуждыхъ: то, конечно, у нихъ не можетъ быть и крещенія, которое состоитъ въ томъ же единствѣ, потому что оно не можетъ быть отдѣлено ни отъ Церкви, ни отъ Духа Святаго.

Если же дѣйствительность крещенія приписываютъ величію имени, такъ что всякаго крещеннаго во имя Іисуса Христа, гдѣ бы то нибыло и какъ бы то нибыло, по сему самому считаютъ уже обновленнымъ и освященнымъ; то почему же тамъ во имя того же Христа не совершается надъ крещеннымъ и возложеніе рукъ для пріятія Святаго Духа? Почему же одина/с. 305/ковое величіе одного и того же имени неоказываетъ той же силы и въ возложеніи рукъ, какую приписываютъ ему въ освященіи крещенія? Если кто, возродившись внѣ Церкви, могъ содѣлаться Храмомъ Божіимъ; то почему же нельзя бы ему содѣлаться и Храмомъ Духа Святаго? Вѣдь кто, сложивши съ себя грѣхи въ крещеніи, освятился и духовно преобразился въ новаго человѣка, чрезъ то содѣлался уже способнымъ и къ пріятію Святаго Духа. Апостолъ говоритъ: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27); и такъ кто, крестившись у еретиковъ, можетъ облечься во Христа, тотъ тѣмъ болѣе можетъ получить и Святаго Духа, Христомъ посланнаго. Иначе если бы крещенный внѣ Церкви, могъ облечься въ Христа, а получить Святаго Духа не могъ; то посланный сталъ бы больше пославшаго. А впрочемъ развѣ можно или облечься во Христа безъ Духа, или Духу отъ Христа отдѣлиться? — При томъ второе рожденіе, коимъ раждаемся мы во Христѣ чрезъ купель возрожденія, есть рожденіе духовное; и потому не явную ли также нелѣпость утверждаютъ, когда говорятъ, что можно родиться духовно у еретиковъ, гдѣ сами же не признаютъ бытія Духа? Ибо очистить грѣхи и освятить человѣка одна вода безъ Духа Святаго конечно не можетъ. И такъ имъ предлежитъ одно изъ двухъ: или согласиться, что тамъ, гдѣ по ихъ мнѣнію, есть крещеніе, присутствуетъ и Духъ Святый, или же гдѣ нѣтъ Святаго Духа, тамъ не признавать и крещенія, потому что крещеніе не можетъ быть безъ Святаго Духа. Какъ же, послѣ этого, думаютъ и утверждаютъ, что и не родившіеся въ Церкви могутъ быть сынами Божіими? А что крещеніе есть таинство, въ которомъ ветхій человѣкъ умираетъ, а раждается новый, — это объясняетъ и доказываетъ блаженный апостолъ, говоря: спасé насъ банею возрожденія (Тит. 3, 5). Если же въ бани т. е. въ крещеніи совершается возрожденіе; то какимъ образомъ ересь, небудучи невѣстою Хри/с. 306/стовою, можетъ раждать чрезъ Христа сыновъ Богу? Нѣтъ, одна Церковь, совокупленная и соединенная со Христомъ, духовно раждаетъ сыновъ, какъ опять говоритъ тотъ же апостолъ: Христосъ возлюби Церковь и себе предаде за ню, да освятить ю, очистивъ банею водною (Ефес. 5, 25. 26). Но если Церковь есть та возлюбленная и невѣста Христова, которую одну Христосъ освящаетъ и очищаетъ банею Своею, то очевидно, что ересь, какъ не невѣста Христова, не можетъ ни освящаться, ни очищаться Его банею, а потому и раждать сыновъ Божіихъ ей совершенно не возможно. Притомъ раждающійся раждается не чрезъ возложеніе рукъ, когда онъ пріемлетъ Святаго Духа, но въ крещеніи церковномъ, а Святаго Духа пріемлетъ уже родившись, какъ это совершено было и надъ первымъ человѣкомъ Адамомъ; Богъ сперва образовалъ его изъ персти, а потомъ уже вдунулъ въ лице его дыханіе жизни (Быт. 2, 7). Ибо не можетъ Духъ быть принятъ, если не будетъ прежде пріемлющаго. Если же рожденіе христіанъ совершается въ крещеніи; а рожденіе и освященіе крещенія есть у одной только невѣсты Христовой, которая одна можетъ производить духовно и раждать сыновъ Богу; то гдѣ же, отъ кого и для кого родился тотъ, кто не есть сынъ Церкви, чтобы онъ могъ имѣть отцемъ своимъ Бога, неимѣвши прежде матерію своею Церкви? Но если такимъ образомъ не только ни одна ересь, но даже и расколъ какой-либо, не можетъ имѣть у себя освященія спасительнаго крещенія; то къ чему же братъ нашъ Стефанъ простеръ свое жестокое упорство до того, что даже и крещенію Маркіона, Валентина, Апеллеса и прочихъ хулителей Бога Отца, вздумалъ усвоять силу раждать чадъ Богу, утверждая, что и тамъ во имя Іисуса Христа дается отпущеніе грѣховъ, гдѣ изрыгаются хулы на Отца и Господа Бога Христа? Въ такомъ случаѣ, любезнѣйшій братъ, по чувству самой вѣры и уваженія къ тому священному званію, которое мы проходимъ, /с. 307/ намъ должно разсмотрѣть: можетъ ли оправдаться въ день суда тотъ священникъ Божій, который соглашается, одобряетъ и признаетъ крещеніе богохульниковъ, когда Господь съ угрозою говоритъ: И нынѣ заповѣдь сія къ вамъ священницы: аще не услышите и аще не положите на сердцахъ вашихъ, еже дати славу Имени Моему, глаголетъ Господь Вседержитель, то послю на вы клятву и проклену благословеніе ваше (Мал. 2, 1. 2)? Итакъ пріобщающійся крещенію Маркіонову вѣдаетъ славу Богу? Воздаетъ славу Богу, кто признаетъ, что и у богохульниковъ даруется отпущеніе грѣховъ? воздаетъ славу Богу, кто утверждаетъ, что и отъ прелюбодѣйцы и блудницы, внѣ церкви, раждаются чада Богу? Воздаетъ славу Богу, кто, не держась единства и истины, происходящей отъ божественнаго закона, защищаетъ ереси противъ Церкви? Воздаетъ славу Богу, кто, ставши другомъ еретиковъ а врагомъ христіанъ, считаетъ нужнымъ удаляться отъ тѣхъ священниковъ Божіихъ, кои защищаютъ истину Христову и единство Церкви? Если такъ воздается слава Богу, и такъ чтители и священники Его сохраняютъ страхъ Божій, и благочиніе; то бросимъ же оружіе, отдадимся въ плѣнъ, предадимъ діаволу постановленія Евангелія, распоряженіе Христа, величіе Божіе! пусть уничтожатся и таинства Божественнаго воительства; пусть предадутся и знамена небесныхъ становъ; пусть Церковь уступитъ свое мѣсто и покорится еретикамъ, свѣтъ — тьмѣ, вѣра — изувѣрству, разумъ — заблужденію, безсмертіе — смерти, любовь — ненависти, истина — лжи, Христосъ — антихристу! — По истинѣ, отъ того-то каждодневно и возникаютъ расколы и ереси, отъ того-то все гуще и обильнѣе они и разрастаются; отъ того-то размножаясь змѣиными отростками, все сильнѣе и сильнѣе и выставляютъ они противъ Церкви Божіей силу своего яда, что заступничествомъ нѣкоторыхъ придается имъ важность и крѣпость, что крещеніе ихъ защищается, что вѣра и истина предается, и то, что со/с. 308/вершается внѣ Церкви противъ Церкви, защищается въ нѣдрахъ самой же Церкви.

И такъ, возлюб. братъ, если есть еще въ насъ страхъ Божій, если возмогаетъ еще по прежнему вѣра наша, если мы хранимъ заповѣди Христовы, и защищаемъ нетлѣнную и ненарушимую святость Его невѣсты, если въ сердцахъ и чувствахъ нашихъ еще живутъ слова Господа, говорящаго: Обаче Сынъ человѣческій пришедъ, убо обрящетъ ли вѣру на земли? (Лук. 18, 8); то, какъ вѣрные воины Божіи, съ искреннею вѣрою и благочестіемъ сражающіеся за Бога, постараемся охранить вѣрнымъ мужествомъ своимъ ввѣренный намъ свыше станъ. Незамѣтно вошедшій у нѣкоторыхъ обычай не долженъ служить препятствіемъ къ побѣдѣ и утвержденію истины. Ибо обычай безъ истины есть только старое заблужденіе. Итакъ, оставивши заблужденіе, да послѣдуемъ истинѣ, зная, что и по словамъ Ездры истина всегда побѣждаетъ: Истина же пребываетъ и возмогаетъ во вѣкъ, и оживетъ и обладаетъ во вѣкъ вѣка. И нѣсть у нея пріятія лица, ниже различія, но правая творитъ... и нѣсть въ судѣ ея ничтоже неправедно: и сія крѣпость и царство и власть и величество всѣхъ вѣковъ. — Благословенъ Богъ истины (2 Эздр. 4, 38. 39 и 40). На сію-то истину указывая, Христосъ говоритъ въ своемъ Евангеліи: Азъ есмь истина (Іоан. 14, 6). По сему, если мы во Христѣ и Христосъ въ насъ, если пребываемъ въ истинѣ и истина въ насъ пребываетъ; то будемъ держаться только того, что истинно и справедливо. Если же кто-нибудь гораздо съ большимъ усердіемъ защищаетъ свое неправое и ложное, чѣмъ сочувствуетъ праведному и истинному другаго; то это происходитъ единственно отъ наклонности къ самомнѣнію и высокомѣрію. Сіе-то самое провидя, блаженный апостолъ Павелъ пишетъ къ Тимоѳею и научаетъ, что епископу не слѣдуетъ быть сварливу и охотнику до споровъ, но тиху и учительну (2 Тим. 2, 24. 25). /с. 309/ Учителенъ же тотъ, кто будучи самъ терпѣливъ при изученіи обладаетъ кротостію и тихостію. Ибо и епископу должно не только учить, но и учиться; и тотъ только лучше и научаетъ, кто каждодневно самъ возрастаетъ и преуспѣваетъ въ изученіи лучшаго. Это же самое внушаетъ намъ тотъ же апостолъ Павелъ, когда говоритъ: аще ли иному открыется сѣдящу нѣчто лучшее, первый да молчитъ (1 Кор. 14, 30).

Для благочестивыхъ и простыхъ душъ также легко оставить заблужденіе, какъ найти и открыть истину. Ибо какъ скоро обратимся мы къ источнику и началу Божественнаго преданія; то человѣческое заблужденіе тотчасъ исчезнетъ, а то, что скрывалось во мракѣ и, покрытое облакомъ тьмы, казалось темнымъ, по разсмотрѣніи основанія небесныхъ таинствъ, явится во свѣтѣ истины. Когда водопроводный каналъ, доставлявшій прежде воду въ изобиліи, вдругъ перестанетъ источать воду; то для открытія причины таковаго недостатка не обращаются ли къ источнику, чтобы тамъ узнать: не оскудѣла ли вода отъ засухи жилъ въ самомъ началѣ, или же, вытекая оттуда въ чистотѣ и полнотѣ, перестала течь по срединѣ своего пути и если вода перестала течь непрерывно отъ порчи канала, который прервался и пропускаетъ воду; то исправляютъ и укрѣпляютъ каналъ, чтобы для пользы и питья города вся собранная вода спавъ, доставлялась туда въ такомъ же изобиліи и чистотѣ, какъ она выходитъ изъ своего источника. Это самое должно дѣлать теперь и священникамъ Божіимъ, хранящимъ Божественныя повелѣнія: если въ какомъ-нибудь истина начнетъ колебаться и ослабѣвать; то мы тотчасъ же должны обращаться къ ея Господнему началу евангельскому и апостольскому преданію, и побужденіе нашей дѣятельности должно возникать оттуда же, откуда возникъ самый порядокъ и начало... Но вотъ намъ предано, что и Богъ одинъ, и Христосъ одинъ, и вѣра одна, и надежда одна, и Церковь одна, и крещеніе одно (Ефес. 4, 5), установленное въ одной /с. 310/ Церкви. Если бы теперь кто-нибудь отпалъ отъ этого единства, то таковаго необходимо считать еретикомъ; а кто защищаетъ таковыхъ противъ Церкви, тотъ вооружается противъ таинства божественнаго преданія. Таинство же сего единства мы видимъ выраженнымъ и въ Пѣсни пѣсней отъ лица Самаго Христа, говорящаго: вертоградъ заключенъ, сетра моя, невѣста, источникъ запечатлѣнъ; ...кладязь воды живы; ...садъ съ плодомъ яблочнымъ (Пѣс. пѣс. 4, 12. 13. 15). Если же Церковь Его есть садъ замкнутый и источникъ запечатлѣнный, то какимъ образомъ можетъ войти въ этотъ садъ, или пить изъ его источника тотъ, кто не находится въ Церкви? Также и Петръ доказывая и защищая сіе единство, училъ, что мы можемъ спастись не иначе, какъ чрезъ одно только крещеніе, принадлежащее одной Церкви. Въ ковчегѣ Ноевомъ, говоритъ, мало, сирѣчь, осьмь душь спасошася отъ воды; подобно сему и васъ спасетъ крещеніе (1 Петр. 3, 21). Съ какою краткостію и силою онъ указалъ здѣсь на таинство единства? Ибо какъ во время того всемірнаго крещенія, очистившаго всю древнюю неправду, кто не былъ въ ковчегѣ Ноевомъ, тотъ не могъ и спастись отъ воды; такъ и теперь, кто не крещенъ въ Церкви, въ таинственное подобіе единому ковчегу, основанной на Господнемъ единствѣ, тотъ не можетъ и спастись крещеніемъ.

Итакъ, любезнѣйшій братъ, дознавши и усмотрѣвши ясно истину, будемъ соблюдать и держаться того правила, чтобы всякаго, отъ какой бы кто ереси ни обратился къ Церкви, крестить единственнымъ и законнымъ крещеніемъ Церкви, исключая тѣхъ, кои уже прежде крещены были въ Церкви и крещенными перешли къ еретикамъ. Этихъ послѣднихъ, когда они обращаются, пастырю должно принимать и вводить въ овчарню, откуда они убѣжали, чрезъ одно только возложеніе рукъ, по принесеніи покаянія.

Желаю тебѣ, любезнѣйшій братъ, всегда здравствовать.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 301-310. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.