Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

57. Письмо къ Януарію и прочимъ епископамъ нумидійскимъ о крещеніи еретиковъ.

Кипріанъ, Либералъ, Калдоній, Юній, Примъ, Цецилій, Поликарпъ, Никомедъ, Феликсъ, Марруцій, Сукцессъ, Лукіанъ, Гоноратъ, Фортунатъ, Викторъ, Донатъ, Луцій, Геркуланъ, Помпоній, Димитрій, Квинтъ, Сатурнинъ, Маркъ, другой Сатурнинъ, другой Донатъ, Рогаціанъ, Седатъ, Тертуллъ, Гортенсіанъ, еще иный Сатурнииъ и Сацій — Януарію, Сатурнину, Максиму, Виктору, другому Виктору, Кассію, Прокулу, Модіану, Циттану, Гаргилію, Евтихіану, другому Гаргилію, другому Сатурнину, Немезіану, Нампулу, Антоніану, Рогаціану и Гонорату — братьямъ желаютъ здоровья.

/с. 275/ Всѣ мы вмѣстѣ, на соборѣ, прочли, возлюбленнѣйшіе братья, ваше письмо. Въ немъ вы спрашиваете: слѣдуетъ ли крестить тѣхъ, которые, по видимому, крещены у еретиковъ и раскольниковъ, — когда они обращаются къ единой истинной каѳолической Церкви? Хотя относительно этого предмета вы и сами тамъ придерживаетесь вѣрно и твердо каѳолическаго правила, однако, такъ какъ вы почли нужнымъ, по общей любви, спросить о томъ и насъ, то мы изложимъ вамъ наше мнѣніе, мнѣніе не новое, но давно уже постановленное нашими предшественниками, которое мы соблюдаемъ совершенно согласно съ вами. Именно, мы думаемъ и принимаемъ за вѣрное, что никто не можетъ быть крещенъ на сторонѣ, внѣ Церкви, потому что въ святой Церкви установлено одно крещеніе и Господь говоритъ въ Писаніи: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себѣ кладенцы сокрушенныя, иже не возмогутъ воды содержати (Іер. 2, 13). И опять божественное писаніе даетъ слѣдующее наставленіе: отъ воды чуждія ошайся, и отъ источника чуждаго не пій (Прит. 9, 19). Итакъ вода должна быть прежде очищена и освящена священникомъ, чтобы при крещеніи она могла омыть грѣхи человѣка крещаемаго. Господь такъ говоритъ чрезъ пророка Іезекіиля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся отъ всѣхъ нечистотъ вашихъ, и отъ всѣхъ кумировъ вашихъ; и очищу васъ, и дамъ вамъ сердце ново, и духъ новъ дамъ вамъ (Іезек. 36, 25). Какимъ же образомъ можетъ очистить и освятить воду, кто самъ нечистъ, — въ комъ нѣтъ Святаго Духа и къ кому относятся слѣдующія слова Господа: и всякое, ему же прикоснется нечистый, нечисто будетъ (Числ. 19, 22)? Или какимъ образомъ крещающій можетъ даровать отпущеніе грѣховъ, самъ не имѣя возможности внѣ Церкви оставить ихъ? Эту истину подтверждаетъ и самый вопросъ, предлагаемый при крещеніи. Когда мы говоримъ: «вѣришь ли въ жизнь вѣчную /с. 276/ и въ оставленіе грѣховъ чрезъ святую Церковь?» то разумѣемъ, что отпущеніе грѣховъ можетъ быть даровано только въ Церкви и что грѣхи не могутъ быть оставляемы у еретиковъ, у которыхъ нѣтъ Церкви. Итакъ утверждающіе, что еретики могутъ крестить, должны или измѣнить вопросъ, или признать истину, — если только они не приписываютъ и Церкви тѣмъ, у коихъ, по увѣренію ихъ, есть крещеніе.

Необходимо также тому, кто крещенъ, быть и помазану, чтобы, принявъ помазаніе, онъ могъ содѣлаться помазанникомъ Божіимъ и имѣть въ себѣ благодать Христову. Крещенные же помазываются елеемъ, освященнымъ на алтарѣ, гдѣ совершается евхаристія; но кто не имѣлъ ни алтаря, ни церкви, тотъ не могъ освятить и вещества елея. А если, какъ извѣстно, у еретиковъ не возможно ни освященіе елея, ни совершеніе евхаристіи, то не можетъ у нихъ быть и духовнаго помазанія. Мы должны помнить сказанное въ Писаніи: елей грѣшнато да не намаститъ главы моея (Псал. 140, 5). Духъ Святый прежде далъ таковое предостереженіе для того, чтобы никто, вышедшій изъ границъ и заблуждающій отъ истиннаго пути, не принималъ помазанія у еретиковъ, противниковъ Христовыхъ, да и какую молитву можетъ принесть за крещеннаго святотатственный и грѣшный священникъ, когда написано: грѣшники Богъ не послушаетъ; но аще кто Богочтецъ есть и волю Его творитъ, того послушаетъ (Іоан. 9, 31)? Кто можетъ дать то, чего самъ не имѣетъ? Или какъ можетъ совершать духовное самъ потерявшій Духа Святаго? Поэтому долженъ быть крещенъ и обновленъ тотъ, кто приходитъ къ Церкви не очищеннымъ, чтобы внутри освятиться ему чрезъ святыхъ, по писанію: святи будите, яко Азъ святъ есмь Господь Богъ вашъ (Лев. 19, 2); чтобы ему, впадшему въ заблужденіе и принявшему погруженіе на сторонѣ, въ истинномъ и церковномъ крещеніи отложить и /с. 277/ тотъ грѣхъ, что онъ, приходя къ Богу и ища для того священника, по заблужденію, обратился къ святотатцу.

Наконецъ соглашаться на то, что у еретиковъ и раскольниковъ есть крещеніе, значитъ одобрять ихъ крещеніе, такъ что здѣсь не можетъ быть одна часть ничтожна, а другая сильна. Кто могъ крестить, тотъ могъ дать и Святаго Духа. Если же не можетъ дать Святаго Духа, потому-что находясь внѣ Церкви не пребываетъ съ Духомъ Святымъ; то не можетъ и крестить приходящаго; такъ какъ и крещеніе одно и Духъ Святый одинъ и Церковь, по началу и требованію единства (origine et ratione unitatis) основанная Христомъ Господомъ на Петрѣ, одна. Отсюда слѣдуетъ, что такъ какъ у нихъ все ничтожно и лживо, то мы и не должны одобрять ничего, совершеннаго ими; ибо можетъ ли быть точнымъ и вѣрнымъ предъ Богомъ что-либо совершаемое тѣми, коихъ Господь въ Евангеліи выставляетъ, какъ Своихъ враговъ и противниковъ, говоря: иже нѣсть со Мною, на Мя есть; и иже не собираетъ со Мною, расточаетъ (Лук. 11, 23)? И блаженный Апостолъ Іоаннъ, охраняя повелѣнія и заповѣди Господни, въ посланіи своемъ замѣтилъ: слышасте, яко антихристъ грядетъ, и нынѣ антихристи мнози быша; отъ сего разумѣемъ, яко послѣдній часъ есть. Отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ; аще бы отъ насъ были, пребыли убо быша съ нами (1 Іоан. 2, 18. 19). Изъ этого мы должны заключить и понять, — могутъ ли дать благодать Христову тѣ, которые суть противниками Господа и названы антихристами. Такимъ образомъ мы, пребывающіе съ Господомъ, соблюдающіе Его единство и, по удостоенію Его, проходящіе священническое служеніе Его въ Церкви, должны отринуть, отвергнуть и почитать нечестивымъ все, совершаемое противниками Его и антихристами; — должны тѣмъ, которые обращаясь отъ заблужденія и нечестія познаютъ истинную вѣру одной Церкви, преподать /с. 278/ вполнѣ таинства божественной благодати и истину единства и вѣры. Желаемъ вамъ, возлюбленнѣйшіе братья, всегда здравствовать.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 274-278. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.