Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 38-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 37-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 36-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 35-я (1922)
2019-07-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 78-я (1956)
2019-07-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 77-я (1956)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 50-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 49-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 48-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 47-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 24 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

56. Письмо къ клиру и народу испанскому о Василидѣ и Марціанѣ.

Кипріанъ, Цецилій, Примъ, Поликарпъ, Никомедъ, Лукиліанъ, Сунцесъ, Седатъ, Фортунатъ, Януарій, Секундинъ, Помпоній, Гоноратъ, Викторъ, Аврелій, Сацій, Петръ, другой Януарій, Сатурнинъ, другой Аврелій, Венантій, Квіэтъ, Рогаціанъ, Тенаксъ, Феликсъ, Фавстъ, Квинтъ, другой Сатурнинъ, Луцій, Винцентій, Либозъ, Геминій, Маркеллъ, Ямбъ, Адельфій, Викторинъ и Павелъ присвитеру Феликсу и народу, находящемуся въ городахъ Легіанѣ и Астуринѣ, также діакону Лелію и народу эмеритскому, братьямъ о Господѣ желаютъ здоровья.

Собравшись вмѣстѣ, мы прочли ваше письмо, любезнѣйшіе братья, которое вы, по чистотѣ вашей вѣры и страху Божію, прислали къ намъ съ нашими соепископами Феликсомъ и Сабиномъ, извѣщая насъ, что Василидъ и Марціалъ, какъ оскверненные идолопоклонническими записями и сознавшіеся въ постыдныхъ дѣлахъ, не должны носить епископскаго сана и проходить служеніе Божія священства; при этомъ вы выразили желаніе имѣть на то нашъ отвѣтъ и при вашемъ сколько справедливомъ, столько же и неизбѣжномъ безпокойствѣ, получить поддержку въ участіи нашемъ и выраженіи нашего мнѣнія. Но на такое ваше желаніе отвѣчаютъ не столько наши совѣты, сколько божественныя заповѣди: давно уже и небеснымъ словомъ опредѣлено и закономъ Божіимъ предписано, кто и каковы должны /с. 268/ быть тѣ, которые служатъ олтарю и совершаютъ божественныя жертвы. Въ книгѣ Исхода Богъ даетъ повелѣніе Моисею въ слѣдующихъ словахъ: жерцы же приступающіи ко Господу Богу да освятятся, да не когда погубитъ отъ нихъ Господь (Исх. 19, 22); и опять: и егда приходятъ служити къ жертвеннику святыни, да не наведутъ на ся грѣха, да не умрутъ (Исх. 28, 43). Также въ книгѣ Левитъ Богъ повелѣваетъ и говоритъ: человѣкъ, аще будетъ на немъ порокъ, да не приступитъ приносити дары Бога своего (Лев. 21, 17). Такъ какъ это возвѣщаютъ и предписываютъ намъ божественныя заповѣди, то необходимо повиноваться имъ: въ подобныхъ дѣлахъ человѣческое снисхожденіе не должно руководствоваться лицепріятіемъ, да оно и не можетъ ничего никому удѣлить тамъ, гдѣ препятствуетъ тому божественное велѣніе, преподающее законъ. Мы не должны забывать, что сказалъ Господь іудеямъ устами пророка Исаіи, обличая ихъ и негодуя за то, что презрѣвши божественныя заповѣди они послѣдовали ученію человѣческому: людіе сіи, говоритъ Господь, устнами своими почитаютъ Мя, сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене; всуе же почитаютъ Мя, учаще заповѣдемъ человѣческимъ и ученіемъ (Исаі. 29, 13); тоже самое Господь повторяетъ въ Евангеліи, присовокупляя: оставльше заповѣдь Божію, держите преданія ваша (Мар. 7, 8).

Имѣя это въ виду и размышляя объ этомъ тщательно и благочестиво, при поставленіи священниковъ, мы должны избирать предстоятелей непорочныхъ и чистыхъ, которые, достойно и свято принося жертвы Богу, были бы услышаны въ своихъ молитвахъ, возносимыхъ о спасеніи людей Божіихъ. Въ писаніи сказано: грѣшники Богъ не послушаетъ; но аще кто Богочтецъ есть и волю Его творитъ, того послушаетъ (Іоанн. 9. 31); поэтому со всѣмъ тщаніемъ и безпристрастнымъ изслѣдованіемъ надлежитъ избирать на священство Божіе только тѣхъ, о коихъ знаемъ, что они будутъ услышаны Богомъ. Да не /с. 269/обольщаетъ себя народъ мыслію, будто онъ можетъ быть свободенъ отъ грѣховной заразы, имѣя общеніе съ священникомъ-грѣшникомъ и своимъ согласіемъ способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Угрозою, возвѣщенною чрезъ пророка Осію: требы ихъ яко хлѣбъ жалости имъ, вси ядущіи тыя осквернятся (Ос. 9, 4), божественный судъ научаетъ и показываетъ, что всячески становятся причастны грѣху всѣ, которые осквернились жертвою нечистаго и неправеднаго священника; тоже самое показано и въ книгѣ Числъ, когда Хорей, Даѳанъ и Авиронъ, возставши на священника Аарона, присвоили себѣ право приносить жертвы: и тамъ Богъ чрезъ Моисея повелѣлъ народу отдѣлиться отъ нихъ, чтобы, связавшись съ нечестивыми, онъ самъ не заразился тѣмъ же нечестіемъ: отступите, говоритъ, отъ кущъ человѣкъ жестокосердыхъ сихъ, и не приконитеся ко всѣмъ, елика суть имъ, да не погибнете купно во всемъ грѣсѣ ихъ (Числ. 16, 26). Итакъ народъ, повинующійся божественнымъ заповѣдямъ и боящійся Бога, долженъ отдѣлиться отъ грѣшника предстоятеля и не участвовать въ жертвоприношеніи святотатственнаго священника, тѣмъ болѣе, что онъ имѣетъ власть избирать священниковъ достойныхъ и низлагать недостойныхъ. Богомъ, мы знаемъ, постановлено, чтобы священникъ былъ избираемъ въ присутствіи народа предъ глазами всѣхъ, и чтобы его достоинство и способность были подтверждаемы общественнымъ судомъ и свидѣтельствомъ. Такъ въ книгѣ Числъ Господь повелѣваетъ Моисею: возми Аарона, брата твоего и Елеазара сына его, и возведи ихъ на Оръ гору предъ всѣмъ сонмомъ; и совлецы Аарону ризы его, и облецы Елеазара сына его, и Ааронъ приложився да умретъ тамо (Числ. 20, 25. 26). Предъ всѣмъ сонмомъ повелѣваетъ Господь поставить священника, то-есть, учитъ и показываетъ, что поставленіе священника не иначе должно быть совершаемо, какъ съ вѣдома предстоящаго народа, чтобы при/с. 270/сутствующіе могли и открыть преступленія злыхъ, и возвѣстить заслуги добрыхъ, и чтобы такимъ образомъ поставленіе было справедливо и законно, какъ основанное на общемъ приговорѣ и судѣ. Тоже, по общественному наставленію, было наблюдаемо и въ послѣдствіи; въ дѣяніяхъ апостольскихъ читаемъ, что Петръ, когда надлежало избрать апостола на мѣсто Іуды, обратился съ рѣчью къ народу: воставъ Петръ, сказано, посредѣ ученикъ рече: бѣ же именъ народа вкупѣ, яко сто и двадесятъ (Дѣян. 1, 16). Тоже, какъ замѣчаемъ, соблюдали апостолы и при поставленіи не только епископовъ и священниковъ, но и діаконовъ; о чемъ и написано въ ихъ дѣяніяхъ: призвавше же дванадесятъ множество ученикъ, рѣша (Дѣян. 6, 2). Такъ внимательно и осторожно, при собраніи всего народа, было совершаемо это дѣло для того, чтобы кто-либо недостойный не поступилъ на служеніе алтарю и на священническое мѣсто. Конечно, иногда избираются и недостойные, однако же не по волѣ Божіей, а по человѣческому предубѣжденію; но что слѣдствія такого незаконнаго и неправеднаго избранія непріятны Богу, — объ этомъ Онъ самъ свидѣтельствуетъ чрезъ пророка Осію, говоря: сами себѣ царя поставиша, а не Мною (Ос. 8, 4).

Поэтому тщательно надобно хранить и соблюдать то, что по божественному преданію и апостольскому примѣру и соблюдается у насъ и почти во всѣхъ странахъ; для правильнаго поставленія всѣ ближайшіе епископы должны собраться въ ту паству, для которой поставляется предстоятель и избрать епископа въ присутствіи народа, вполнѣ знающаго жизнь и ознакомившагося съ дѣлами избираемаго чрезъ свое обращеніе съ нимъ. Мы знаемъ, что такъ поступлено и у васъ при поставленіи нашего товарища Сабина: ему было дано епископство и на него были возложены руки, вмѣсто Василида, съ согласія всего братства и по опредѣленію епископовъ какъ тѣхъ, кои при томъ присутствовали, такъ и тѣхъ, кои объ немъ писали /с. 271/ къ вамъ. Иэтого поставленія, правильно совершеннаго, не можемъ уничтожить то обстоятельство, что Василидъ по обнаруженіи его преступленій и по разоблаченіи его совѣсти собственнымъ его признаніемъ, отправившись въ Римъ, обманулъ нашего товарища Стефана, не знавшаго по отдаленности о произшедшихъ событіяхъ въ ихъ истинномъ видѣ, — и упросилъ его о несправедливомъ возвращеніи на епископство, котораго былъ лишенъ такъ законно. Это обстоятельство не только не загладило преступленій Василида, но еще умножило ихъ, потому что къ прежнимъ грѣхамъ присоединился еще грѣхъ лжи и обмана. При этомъ мы должны не столько обвинять того, кто по неосторожности вдался въ обманъ, сколько гнушаться тѣмъ, кто обманулъ такъ коварно. Но если Василидъ и могъ обмануть людей, то не можетъ онъ обмануть Бога; ибо написано: Богъ поругаемъ не бываетъ (Галат. 6, 7). Также обманъ нисколько не помогъ и Марціалу; какъ покрытый тяжкими преступленіями, онъ не долженъ носить епископскаго сана, ибо, по заповѣди и слову Апостола, подобаетъ епископу безъ порока быти, яко же Божію строителю (Тит. 1. 7). Итакъ судя по тому, что писали вы, любезнѣйшіе братья, что подтверждаютъ наши товарищи Феликсъ и Сабинъ, а равно что поясняетъ въ своемъ письмѣ другой Феликсъ изъ Цезаравгусты, ревнитель вѣры и защитникъ истины, — Василидъ и Марціалъ напрасно усиливаются удержать за собою епископство: оба они запятнали себя нечестивою идоложертвенною записью; при томъ Василидъ, кромѣ того что запятналъ себя записью, впадши въ болѣзнь произносилъ хулу на Бога, въ чемъ и сознался, и, слагая потомъ съ себя добровольно епископскій санъ, какъ угрызаемый совѣстію, обратился къ принесенію покаянія, умоляя Бога о прощеніи и почитая для себя достаточнымъ, если будетъ допущенъ къ общенію, какъ мірянинъ; а Марціалъ, долго и часто посѣщавшій гнусныя пышныя пиршества язычниковъ въ колле/с. 272/гіи ихъ и въ той же коллегіи, по чужеземному обычаю, положившій сыновей своихъ у мірскихъ гробовъ и похоронившій ихъ съ инородцами, — при публичномъ дѣлопроизводствѣ засвидѣтельствовалъ предъ двухсотеннымъ начальникомъ, что онъ держался идолопоклонства и отвергалъ Христа. Много есть и другихъ тяжкихъ преступленій, въ которыхъ Василидъ и Марціалъ замѣшаны; почему очевидно, что такіе люди и не могутъ начальствовать въ Христовой Церкви и не должны приносить жертвъ Богу, тѣмъ болѣе, что прежде еще товарищъ нашъ Корнелій, священникъ миролюбивый и праведный, по удостоенію Божію почтенный даже мученичествомъ, вмѣстѣ съ нами и всѣми вообще, поставленными повсюду, епископами, опредѣлилъ — допускать подобныхъ людей къ принесенію покаянія, но съ запрещеніемъ поступать имъ въ клиръ и носить священническій санъ.

Да не смущаетъ васъ, возлюбленнѣйшіе братья, если замѣчаете, что въ эти послѣднія времена у нѣкоторыхъ или колеблется сомнительная вѣра, или не твердъ страхъ Божій по неблагочестію ихъ, или нѣтъ миротворнаго согласія. Предсказано же, что все это будетъ въ концѣ вѣка; Господь и апостолы предвозвѣстили, что при кончинѣ міра и за приближеніемъ антихриста все доброе будетъ умаляться, а все злое и непріязненное возрастать. Впрочемъ и въ эти послѣднія времена въ Церкви Божіей сила евангельская еще не упала и крѣпость христіанской доблести и вѣры не ослабла до того, чтобы уже вовсе небыло священниковъ, которые, не подчиняясь этимъ разрушительнымъ обстоятельствамъ и не теряя вѣры, но вполнѣ сохраняя страхъ, отстаивали бы честь божественнаго величія и достоинство священническое. Мы помнимъ и твердо знаемъ, что, когда подчинялись и уступали другіе, Маттаѳія мужественно отстаивалъ законъ Божій (1 Макк. 2, 19. 20), — когда іудеи ослабѣвали и отступали отъ божественнаго закона, Илія стоялъ /с. 273/ и крѣпко ратовалъ (3 Цар. 19, 10), — Даніилъ, не страшась ни беззащитности въ чужой странѣ, ни нападковъ всегдашняго преслѣдованія, часто и мужественно выдерживалъ славное мученичество (Дан. 6, 20), — также три отрока, не убоявшись ни пещи, ни угрозъ, вѣрно противостали огню вавилонскому и въ самомъ своемъ плѣненіи побѣдили царя-побѣдителя (Дан. 3, 12). Пусть обратятъ вниманіе на это всѣ измѣнники-предатели, которые нынѣ начали въ Церкви возставать на Церковь и ослаблять вѣру и истину. У весьма многихъ пребываетъ чистый умъ, непорочная вѣра и душа преданная одному своему Господу и Богу; вѣроломство другихъ не ниспровергаетъ христіанской вѣры, но еще болѣе возбуждаетъ и воспламеняетъ къ славѣ. Блаженный апостолъ Павелъ, поучая, говоритъ: что бо, аще не вѣроваша нѣцыи? Еда невѣрствіе ихъ вѣру Божію упразднитъ? Да не будетъ! да будетъ же Богъ истиненъ, всякъ же человѣкъ ложъ (Рим. 3, 3. 4). Если же всякъ человѣкъ ложъ, а одинъ Богъ истиненъ; то что должны дѣлать мы, рабы и въ особенности священники Божіи, какъ не то, чтобы, оставивши человѣческія заблужденія и лжи и соблюдая заповѣди Господни, пребывать въ истинѣ Божіей? И потому, если между нашими товарищами оказалисъ такіе, которые пренебрегаютъ боготворнымъ благочиніемъ и безразсудно сообщаются съ Василидомъ и Марціаломъ; то это обстоятельство нисколько не должно возмущать вѣры нашей, тѣмъ болѣе, что въ псалмахъ Духъ Святый угрожаетъ таковымъ, говоря: ты же возненавидѣлъ еси наказаніе и отверглъ еси словеса Моя вспять; аще видѣлъ еси татя, теклъ еси съ нимъ, и съ прелюбодѣемъ участіе твое полагалъ еси (Псал. 49, 17. 18). Здѣсь показывается, что становятся сообщниками и участниками въ чужихъ грѣхахъ тѣ, которые были въ союзѣ съ согрѣшающими. Тоже самое говоритъ апостолъ Павелъ въ посланіи: шепотники, клеветники, богомерски, досадители, величавы, горды, обрѣтатели злыхъ, — /с. 274/ они оправданіе Божіе разумѣвше не поняли, что таковая творящіи достойни смерти суть, и не только творящіи, но и соизволяющіи творящимъ (Рим. 1, 30. 32). Говоритъ: яко таковая творящіи достойни смерти суть, — и этимъ ясно подтверждаетъ, что заслуживаютъ смерть и наказаніе не только тѣ, которые худо дѣлаютъ, но и тѣ, которые дѣлающихъ одобряютъ; слѣдовательно находящіеся въ непозволительномъ общеніи съ злыми и не раскаевающимися грѣшниками, оскверняясь сообществомъ съ преступными, не только пріобщаются ихъ винѣ, но не отдѣляются отъ нихъ и въ наказаніи.

Итакъ, возлюбленнѣйшіе братья, похваляя и одобряя благочестивую заботливость вашу о непорочности и вѣрѣ вашей, мы, сколько можемъ, увѣщеваемъ васъ этимъ нашимъ письмомъ: не входите въ святотатственное общеніе съ нечестивыми, запятнавшими себя священниками, но съ благочестнымъ страхомъ храните непорочную и чистую твердость вашей вѣры. Желаю вамъ, возлюбленнѣйшіе братья, всегда здравствовать.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 267-274. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.