Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

42. Письмо къ Корнелію о злодѣяніяхъ Новата.40. Письмо къ Корнелію поздравительное съ обращеніемъ исповѣдниковъ.

Кипріанъ брату Корнелію желаетъ здоровья.

Ты поступилъ и рачительно, и съ любовію, возлюбленнѣйшій братъ, поспѣшивши послать къ намъ аколуѳа Никифора, чтобы онъ и возвѣстилъ намъ достославную радость о возвращеніи исповѣдниковъ, и сообщилъ /с. 146/ самыя полныя свѣдѣнія о новыхъ зловредныхъ замыслахъ Новаціана и Новата къ нападенію на Христову Церковь [1]. Ибо послѣ того, какъ на канунѣ прибыло сюда вредоносное еретическое скопище, само уже погибшее и замышляющее погубить тѣхъ, кто къ нему пристанетъ, — на слѣдующій день подоспѣлъ Никифоръ съ вашимъ письмомъ, — изъ котораго мы и сами узнали, и другимъ стали сообщать и внушать, что Еваристъ, бывшій епископомъ, не остался даже и міряниномъ, что онъ, отчужденный отъ каѳедры и народа и изгнанный изъ Церкви Христовой, блуждаетъ по другимъ отдаленнымъ областямъ, и самъ, потерявъ истину и вѣру, старается увлечь къ тому и другихъ себѣ подобныхъ, — а Никостратъ, лишившись священнаго діаконскаго сана, похитивши святотатственнымъ обма/с. 147/номъ церковныя деньги, и утаивши достояніе вдовъ и сиротъ, не столько желалъ побывать въ Африкѣ, сколько въ сознаніи своихъ грабительствъ и безчестныхъ преступленій бѣжать оттуда, изъ Рима. И теперь, отступникъ и бѣглецъ Церкви, — какъ будто перемѣна страны составляетъ и перемѣну человѣка, — онъ выдаетъ и провозглашаетъ себя исповѣдникомъ, тогда какъ невозможно ни называться, ни на самомъ дѣлѣ быть уже исповѣдникомъ тому, кто отвергся Церкви Божіей. Если апостолъ Павелъ говоритъ: «сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь, и прилѣпится къ женѣ своей, и будета два въ плоть едину; тайна сія велика есть, азъ же глаголю во Христа и во Церковь» (Еф. 5, 31. 32); если, говорю, это вѣщаетъ блаженный апостолъ и святымъ гласомъ своимъ свидѣтельствуетъ о единствѣ между Христомъ и Церковію, связанномъ неразрывными узами: то какъ можетъ быть со Христомъ тотъ, кто не пребываетъ съ невѣстою Христовою, не находится въ Церкви Его? Или какимъ образомъ возметъ на себя заботу управленія и руководствованія Церкви тотъ, кто ограбилъ и обманулъ Церковь Христову? О Новатѣ нечего было оттуда и сообщать намъ: по преимуществу мы должны описать вамъ Новата. Это человѣкъ, всегда увлекающійся новизною, съ скупостью ненасытною, неистовымъ хищничествомъ, надутый спѣсью и глупостью надменной гордости; онъ всегда былъ здѣсь на дурномъ счету у епископовъ; священники общимъ голосомъ осудили его, какъ всегдашняго еретика и вѣроломца; онъ всегда любопытствуетъ, чтобы совершить предательство, употребляетъ ласкательства, чтобы /с. 148/ обмануть, никогда не бываетъ вѣренъ въ любви; это поджога и пламя для возбужденія пожаровъ раздора, вихрь и буря для кораблекрушеній вѣры, врагъ покоя, противникъ тишины, непріятель мира, и только по удаленіи его отъ васъ, то есть, по удаленіи бури и вихря, послѣдовала тамъ отчасти тишина; славные и добрые исповѣдники, которые, будучи подстрекаемы имъ, отступили отъ Церкви, возвратились къ Церкви послѣ того, какъ онъ удалился изъ Рима. Это все тотъ же Новатъ, который у насъ возжегъ первое пламя несогласія и раскола, который здѣсь отторгнулъ нѣкоторыхъ изъ братій отъ епископа, который, во время самого гоненія, извращая умы братьевъ, былъ для насъ новымъ нѣкоторымъ гоненіемъ. Это онъ, который Фелициссима, слугу своего, безъ моего согласія и вѣдома, по своему злоумышленію и гордости, поставилъ діакономъ и съ своими замыслами отправившись въ Римъ, для разоренія Церкви, тоже усиливался и тамъ произвесть подобное, отторгая отъ клира часть народа, разрывая согласіе братства, дружнаго и соединенаго взаимною любовію. А какъ Римъ, по своей обширности, долженъ имѣть преимущество предъ Карѳагеномъ, то онъ и произвелъ тамъ дѣла большія и большей важности. Здѣсь онъ, въ противность Церкви, поставилъ діакона, тамъ поставилъ епископа. И пусть никто этому не удивляется въ такихъ людяхъ. Злые всегда безумно уносятся своимъ неистовствомъ и, совершивши преступленія, возбуждаются самымъ сознаніемъ преступнаго ума. Да и не могутъ оставаться они въ Церкви Божіей, такъ какъ не соблюли боготворнаго и церковнаго благочи/с. 149/нія ни въ образѣ своего дѣйствованія, ни въ кротости нравовъ. Ограбленныя имъ сироты, обманутыя вдовы и утаенныя церковныя деньги, — требуютъ тѣхъ для него наказаній, какія усматриваемъ въ его неистовствѣ. Отецъ его умеръ на улицѣ отъ голода, и умершій даже потомъ не погребенъ отъ него. Утроба жены поражена его пятою, и дитя вытѣснено преждевременными родами, угрожавшими смертью матери. И онъ осмѣливается теперь осуждать руки приносящихъ жертвы идоламъ, когда ноги его, которыми убитъ раждавшійся сынъ, гораздо нечестивѣе! Это сознаніе преступленій еще прежде приводило его въ страхъ, и потомъ онъ былъ увѣренъ, что не только будетъ изгнанъ изъ сонма священниковъ, но и отлученъ отъ причащенія. По настоянію братьевъ уже наступалъ день разслѣдованія, и мы занялись бы его дѣломъ, если бы не предварило гоненіе, которое онъ встрѣтилъ въ какомъ-то желаніи избѣгнуть осужденія и обратить его въ свою пользу, и совершивши все это, онъ запуталъ дѣло такъ, что тотъ, кому слѣдовало быть изверженнымъ и исключеннымъ изъ Церкви, предварилъ судъ священниковъ произвольнымъ удаленіемъ, какъ будто предупредить приговоръ значитъ избѣжать наказанія. Относительно же прочихъ обольщенныхъ имъ братьевъ, о которыхъ болѣзнуемъ, мы усердно стараемся, чтобы они избѣгли погибельнаго сообщества съ лукавымъ, чтобы спаслись отъ смертоносныхъ козней возмутителя, чтобъ взыскали опять Церкви, изъ которой онъ заслуженно изгнанъ, по божественному промыслу; и мы увѣрены, что они могутъ возвратиться при помощи Господа, по /с. 150/ Его милосердію. Ибо никто и не можетъ погибнуть, кромѣ того, кто явно обреченъ погибели, такъ какъ Господь говоритъ въ Своемъ евангеліи: всякъ садъ, егоже не насади Отецъ Мой небесный, искоренится. Кто не насажденъ въ заповѣдяхъ Бога Отца и внушеніяхъ Его, тотъ одинъ можетъ отступить отъ Церкви, тотъ одинъ, оставивши епископовъ, можетъ остаться въ неистовствѣ съ раскольниками и еретиками. Прочихъ же соединитъ съ нами милосердіе Бога Отца и снисхожденіе Христа, Господа нашего. и наше терпѣніе. Желаю тебѣ, братъ возлюбленнѣйшій, всегда быть въ добромъ здоровьи.

Примѣчаніе:
[1] Св. Кипріанъ имѣетъ здѣсь въ виду слѣдующее письмо къ нему Корнелія о козняхъ Новаціана съ его соумышленниками:
     «Корнелій — брату Кипріану желаетъ здоровья. — Чтобы вполнѣ заслужить неизбѣжное наказаніе, этотъ преступный человѣкъ, будучи ниспроверженъ силою Божіею, — когда, Максимъ, Лонгинъ и Махей были оттуда изгнаны, возсталъ снова; и я думаю, что уже пришли туда Никостратъ, Новатъ, Еваристъ, Примъ и Діонисій, какъ я высказалъ въ прежнемъ письмѣ къ тебѣ, посланномъ чрезъ исповѣдника Авгенда. И такъ смотрите — пусть всѣ наши соепископы и братья знаютъ, что Никостратъ, виновный во многихъ преступленіяхъ, не только у своей покровительницы по плоти, у которой былъ повѣреннымъ въ дѣлахъ, произвелъ обманы и хищенія, но даже, — что блюдется къ его вѣчному наказанію, — похитилъ не мало и церковнаго достоянія; — а Еваристъ былъ виновникомъ раскола и преемникомъ ему у народа, которымъ прежде управлялъ, вмѣсто его Зетъ сдѣланъ епископомъ. Въ своей злобѣ и ненасытномъ лукавствѣ, Новаціанъ произвелъ здѣсь дѣла, гораздо большія и важнѣйшія тѣхъ, какія онъ тамъ всегда совершалъ между своими. Знай, какихъ вождей и заступниковъ имѣетъ постоянно при себѣ этотъ раскольникъ и еретикъ. Желаю тебѣ, возлюбленнѣйшій братъ, всегда здравствовать».

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 145-150. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.