Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

34. Письмо къ народу о пяти пресвитерахъ, приставшихъ къ возмущенію Фелициссима.

Кипріанъ всему народу желаетъ здоровья.

Возлюбленнѣйшіе братья! Хотя Врицій, вѣрнѣйшій и пречестный пресвитеръ, также Рогаціанъ и Нумидикъ пресвитеры исповѣдники, прославившіеся по удостоенію Господа, равно и діаконы — мужи добрые и отъ всего сердца преданные церковному служенію, съ прочими сослужителями, лично заботятся о васъ съ полнымъ усердіемъ, и не престаютъ постоянными увѣщаніями укрѣплять каждаго, и спасительными совѣтами наставлять и вразумлять падшихъ: однако и я, сколько могу, даю вамъ совѣты, и, какъ могу, навѣщаю васъ письменно. Да, возлюбленнѣйшіе братья, письменно: потому что зложелательство нѣкоторыхъ пресвитеровъ содѣлали то, что до Пасхи мнѣ нельзя было пріити къ вамъ, такъ какъ они, помня свои замыслы и сохраняя прежнюю злобу не только противъ моего епископства, но даже противъ вашего выбора и суда Божія, возобновляютъ свои прежніе нападки на насъ и при обычныхъ ухищреніяхъ снова строятъ святотатственные ковы. Впрочемъ, когда мы и не хотѣли и не желали, когда прощали и молчали, они, по божественному промыслу, понесли заслуженное ими наказаніе, такъ что, не бывъ извержены нами, сами себя извергли, сами въ собственномъ сознаніи произнесли прговоръ противъ себя, вашимъ и божественнымъ судомъ изобличенные въ заговорѣ и нечестіи, сами себя добровольно изгнали изъ Церкви. Теперь стало явно, откуда получило начало /с. 122/ злоумышленіе Фелициссима и при какихъ пособіяхъ укоренялось. Эти-то пресвитеры давно соблазняли и побуждали нѣкоторыхъ исповѣдниковъ не быть въ согласіи съ своимъ епископомъ, не придерживаться церковнаго благочинія съ вѣрою и въ мирѣ, по заповѣдямъ Господнимъ, не сохранять славы своего исповѣдничества чистымъ и непорочнымъ житіемъ. Какъ будто имъ было мало разстроить умы нѣкоторыхъ исповѣдниковъ и вооружить противъ священства Божія часть увлеченнаго братства: теперь они обратились съ тлетворнымъ своимъ обольщеніемъ къ падшимъ, чтобы больныхъ, уязвленныхъ, и по тяжести своего паденія всего менѣе способныхъ къ принятію здравыхъ совѣтовъ и всего менѣе твердыхъ, отвратить отъ леченія своей болѣзни, и чтобы оставленіемъ молитвъ и прошеній, которыми надлежало долго и постоянно умилостивлять Господа, привесть ихъ къ пагубной безпечности ложнымъ обѣщаніемъ обманчиваго мира. Но умоляю васъ, братья, — бодрствуйте противъ ухищреній діавола и, заботясь о своемъ спасеніи, какъ можно усерднѣе противодѣйствуйте смертоносному обману. Это другое гоненіе, другое преслѣдованіе. Пять этихъ пресвитеровъ не иное что, какъ пять тѣхъ зачинщиковъ, которые недавно соединились было съ правителями — въ подписи повелѣнія, имѣвшаго цѣлью поколебать вѣру нашу и извращеніемъ истины опутать смертоносными ковами довѣрчивыя сердца братьевъ. И теперь тоже, и теперь злоумышленіе пяти пресвитеровъ, соединенныхъ съ Фелициссимомъ, опять направлено къ пагубѣ спасенія, — къ тому, чтобы не /с. 123/ обращаться съ молитвою къ Богу, чтобы отвергшій Христа не умолялъ того, кого отвергъ, чтобы виновный въ преступленіи не приносилъ покаянія, чтобы не умилостивлять Господа чрезъ епископовъ и священниковъ, — но по оставленіи священниковъ Господа, вопреки евангельскому благочинію, постановить новое преданіе святотатственнаго устава; чтобы, тогда какъ мы, а равно исповѣдники, и римскіе клирики, и всѣ епископы, поставленные въ нашей области и за моремъ, однажды согласились не поставлять ничего новаго по дѣлу о падшихъ, доколѣ не соберемся вмѣстѣ, и, по взаимномъ совѣщаніи, не произнесемъ суда, съ одной стороны согласнаго съ благочиніемъ, а съ другой — раствореннаго милосердіемъ, — чтобы и тутъ противодѣйствовать нашему рѣшенію и возмутительными замыслами нпспровергнуть все священническое достоинство и власть. Какъ для меня мучительно, возлюбленнѣйшіе братья, что я не могу лично самъ находиться при васъ, самъ посѣтить каждаго, самъ предложить вамъ слова ободренія, по ученію Господа и Его Евангелія! Не довольно было двухлѣтняго уже моего изгнанія и прискорбнаго отлученія отъ лицъ и взоровъ вашихъ, — непрерывной скорби и стенаній, которыя при постоянномъ моемъ сѣтованіи терзаютъ меня одинокаго; недостаточно было дневныхъ и ночныхъ слезъ о томъ, что священнику, избранному вами съ такою пламенною любовію, нельзя ни привѣтствовать, ни обнять васъ. Здѣсь къ томленію нашего духа прибавилась большая скорбь отъ того, что, несмотря на крайнюю необходимость, не могу поспѣшить къ вамъ, изъ опасенія, /с. 124/ чтобы чрезъ козни и ухищренія вѣроломныхъ, приходъ нашъ не произвелъ тамъ большаго смятенія, — и чтобы епископъ, обязанный заботиться о мирѣ и спокойствіи всѣхъ, самъ не подалъ видимаго повода къ возмущенію и снова не усилилъ преслѣдованія. Но и отсюда, возлюбленнѣйшіе братья, и отсюда предостерегаю и совѣтую: не давайте безразсудно вѣры пагубнымъ словамъ, не соглашайтесь скоро на льстивыя рѣчи, чтобы не принять вамъ тьмы вмѣсто свѣта, ночи вмѣсто дня, глада вмѣсто пищи, жажды вмѣсто питія, яда вмѣсто лѣкарства, смерти вмѣсто жизни. Да не соблазняютъ васъ ни лѣта ихъ, ни достоинство: они, подражая древнему распутству двухъ старцевъ, которые старались обольстить и обезчестить цѣломудренную Сусанну (Дан. 13, 20), также стараются нарушить чистоту Церкви прелюбодѣйнымъ ученіемъ и исказить евангельскую истину. Господь взываетъ къ намъ, говоря: не слушайте словесъ пророковъ, иже пророчествуютъ вамъ и прельщаютъ васъ: видѣніе отъ сердца своего глаголютъ, а не отъ устъ Господнихъ; глаголютъ отвергающимъ Мя: миръ будетъ вамъ (Іерем. 23, 16. 17). Но мира не приносятъ тѣ, кои сами не имѣютъ мира. Обѣщаютъ возвратить и снова призвать въ Церковь падшихъ тѣ, кои сами отпали отъ Церкви.

Одинъ есть Богъ и одинъ Христосъ, и Церковь одна, и каѳедра, основанная по слову Господа на камнѣ, одна (Мат. 16, 18). Нельзя ставить другаго алтаря и новаго священства тамъ, гдѣ есть одинъ алтарь и одно священство. Кто инуду собираетъ, расточаетъ (Лук. 11, 23). Прелюбодѣйно, нечестиво, святотатственно /с. 125/ основывать что-либо на человѣческомъ буйствѣ, чтобы ниспровергнуть порядокъ божественный. Слѣдуя предостереженію и наставленію Господа: вожди суть слѣпи слѣпцемъ: слѣпецъ же слѣпца аще водитъ, оба въ яму впадутъ (Мат. 15, 14), удаляйтесь отъ общенія съ подобными людьми и избѣгайте рѣчей ихъ, какъ рака и заразы (2 Тим. 2, 17). Они препятствуютъ молитвамъ вашимъ, которыя вы съ нами денно и нощно изливаете предъ Господомъ, чтобы умилостивить Его правосудіе; препятствуютъ слезамъ вашимъ, которыми вы омываете содѣянное прегрѣшеніе; препятствуютъ миру, котораго вы съ вѣрою и упованіемъ испрашиваете у милосердаго Бога, и не знаютъ, что въ Писаніи сказано: и пророкъ той, или видяй сонъ, да умретъ, глагола бо, еже прельстити тя отъ Господа Бога твоего (Второз. 13, 5). Никто, возлюбленнѣйшіе братья, да не совратитъ васъ съ пути Господня. Никто васъ — христіанъ да не отторгнетъ отъ Евангелія Христова. Никто сыновъ Церкви да не похититъ у Церкви. Пусть погибнутъ одни они, захотѣвшіе погибнуть. Пусть пребудутъ внѣ Церкви одни они, отпадшіе отъ Церкви. Одни они, возставшіе на епископовъ, да не будутъ съ епископами. Пусть одни они потерпятъ наказаніе, которое прежде по вашему приговору, а нынѣ по суду божественному, заслужили своимъ злоумышленіемъ и злобою. Господь предостерегаетъ насъ въ Евангеліи Своемъ, говоря: отметаете заповѣдь Божію, да преданіе ваше соблюдете (Марк. 7, 9). Тѣ, кои отметаютъ заповѣдь Божію и стараются утвердить свое преданіе, да будутъ смѣло и рѣшительно отвергнуты вами. Для /с. 126/ падшихъ довольно одного паденія. Пусть никто своимъ обманомъ не препятствуетъ желающимъ востать. Никто да не повергаетъ еще глубже и да не угнетаетъ лежащихъ, за которыхъ мы молимся, чтобы они воздвигнуты были рукою и мышцею Божіею. Никто полуживыхъ, и умоляющихъ о дарованіи имъ прежняго здоровья, да не лишаетъ надежды на совершенное выздоровленіе. Никто да не погашаетъ совершенно свѣта спасительнаго пути у тѣхъ, которые блуждаютъ во мракѣ своего паденія! Апостолъ научаетъ, говоря: аще кто инако учитъ, и не приступаетъ къ здравымъ словесемъ Господа нашего Іисуса Христа и ученію Его, разгордѣвся, отступай отъ таковаго (1 Тим. 6, 35). Опять же онъ говоритъ: никтоже васъ да льститъ суетными словесы, сихъ бо ради грядетъ гнѣвъ Божій на сыны непокоривыя; не бывайте убо сопричастницы симъ (Еф. 5, 6. 7). Да не будетъ того, чтобы вы, обольщенные пустыми словами, сдѣлались участниками въ ихъ нечестіи. Прошу васъ, удаляйтесь отъ таковыхъ, и полагайтесь на совѣты наши, такъ какъ мы желаемъ, чтобы вы, по милосердію Божію, снова возвратились въ нѣдра Церкви, и испрашиваемъ у Бога мира прежде матери, а потомъ и дѣтямъ ея. Съ молитвами и прошеніями нашими соединяйте и свои прошенія и молитвы; къ слезамъ нашимъ прилагайте свои слезы. Бѣгайте волковъ, которые отлучаютъ овецъ отъ пастыря. Избѣгайте ядовитыхъ рѣчей діавола, который отъ начала міра былъ всегда лукавъ и лживъ: онъ лжетъ, чтобы обольстить, — льститъ, чтобы вредить, — предлагаетъ блага, чтобы причинить зло, — обѣщаетъ жизнь, чтобы /с. 127/ умертвить. Теперь ясны его рѣчи и явны злоухищренія: онъ обѣщаетъ миръ, чтобы нельзя было получить мира, — предлагаетъ спасеніе, чтобы согрѣшившему заградить путь къ спасенію, — обѣщаетъ Церковь, а дѣйствуетъ такъ, чтобы повѣрившій словамъ его вовсе погибъ для Церкви. Теперь-то надобно, возлюбленнѣйшіе братья, и тѣмъ изъ васъ, кои устояли, пребыть мужественными и съ постоянною твердостію хранить славную непоколебимость свою, оказанную вами во время преслѣдованія, и тѣмъ, кои, будучи уловлены врагомъ, пали, вѣрно заботиться, при этомъ вторичномъ испытаніи, о своемъ упованіи и мирѣ, — и чтобы Господь простилъ васъ, не отступать отъ священниковъ Господнихь, потому-что въ Писаніи сказано: и человѣкъ, иже сотворитъ въ гордости, еже не послушати священника или судіи, иже въ тыя дни будетъ, да умретъ человѣкъ той (Второз. 17, 12). Это уже самое послѣднее испытаніе при настоящемъ преслѣдованіи: при покровительствѣ Божіемъ, оно скоро пройдетъ, такъ что послѣ Пасхи и я явлюсь къ вамъ съ моими товарищами; въ ихъ присутствіи, какъ на то мы однажды согласились, можно будетъ, и по вашему усмотрѣнію и по общему нашему совѣщанію, опредѣлить и постановить, что нужно дѣлать. Между тѣмъ всякій, кто, не желая принести покаянія и умилостивить Бога, принялъ сторону Фелициссима и его сообщниковъ и сдѣлался соучастникомъ въ еретическомъ замыслѣ, пусть знаетъ, что послѣ для него невозможно будетъ ни возвратиться въ нѣдра Церкви, ни имѣть общеніе съ епископами и народомъ Христовымъ. Желаю вамъ, /с. 128/ возлюбленнѣйшіе братья, всегда здравствовать и постоянно, вмѣстѣ съ нами, пребывать въ молитвахъ для испрошенія милосердія Божія.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 121-128. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.