Церковный календарь
Новости


2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 102-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 101-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 100-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 99-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 98-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 97-е (1975)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 13-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 12-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 11-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 10-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

НРАВСТВЕННЫЯ СЛОВА
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.

О смиренномудріи и тщеславіи.

Не возможно тому, который не хощетъ нижшаго и послѣдняго предъ всѣми занять мѣста, или укоряему сущу удержаться отъ гнѣва, или оскорбляему долготерпѣніемъ одолѣти искушенія. Кто до крайняго дошелъ смиренія, тотъ и въ укореніи болѣе самъ свою худость осуждаетъ, и отъ безчестныхъ словъ не можетъ духомъ смутиться. Но естьли порицаемь будетъ убожествомъ, то самъ знаетъ, что онъ нищъ, во всемъ убогъ, и повсядневнаго подаянія отъ Господа требуетъ: естьли же худородіемъ и незнатностію родителей упрекаемь будетъ; то еще прежде о томъ свѣдѣніе имѣетъ въ душѣ своей, что онъ отъ бренія созданъ, словомъ сказать: великъ у Бога тотъ, кто смиряетъ себе предъ ближнимъ, и обвиненія, хотя бы онѣ были ложны, на себя безъ устыдѣнія пріемлетъ, дабы велію пользу, то есть, миръ подать брату. Поелику не меньше трудно въ нещастіи сохранить равнодушіе, какъ и въ щастіи не превознесться. Горделивому чѣмъ болѣе угождаютъ, тѣмъ паче умножается въ немъ надменіе. Смиренному и униженному духу пристойны суть очи печальные, и въ землю поникшіе, видъ нерачительный, власы неукрашенные, одежда несвѣтлая, дабы то, что творятъ плачущіе со усиліемъ, само собою на насъ видимо было. Одеждѣ должно быть препоясанной, препоясаніе же не выше чрева да будетъ; поелику /с. 210/ сіе обыкновенно женщинамъ: ниже слабое, такъ чтобъ разслабляться одеждѣ; потому что сіе есть знакъ нерадѣнія. Хожденіе да будетъ не медлительное, чтобъ не показать разслабленія душевнаго; также ни быстрое и стремительное, чтобъ тѣмъ не изъявить безумныхъ стремленій души. Намѣреніе одѣянія едино да будетъ, то есть, чтобъ одежда тѣлу отъ хлада и отъ зноя была покрываломъ способнымъ и довольнымъ. Не должно требовать одежды красиваго цвѣту, ниже тонкой и мягкой. Ибо во одеждѣ разбирать цвѣтъ подобно есть женскому украшенію, о которомъ жены много пекутся, чужимъ цвѣтомъ ланиты и власы свои украшая. Но и толстотою, такой надобно одеждѣ быть, чтобъ не требовать другой къ согрѣянію тѣла. Равнымъ образомъ и обувь да будетъ малоцѣнная, но безъ недостатка нужду исполняющая. Подлая и презрѣнная душа занимаетъ себя всегда пустыми и негодными вещами, страсти славолюбія возбуждающими, Тщеславнымъ же нарицаю я того, который токмо ради прославленія своего въ сей жизни что-нибудь говоритъ, или дѣлаетъ: кто, напримѣръ, творитъ милостыню для того единственно, чтобы его прославляли; и такъ получаетъ себѣ чрезъ сіе награду, впрочемъ нѣтъ въ немъ милосердія, ни щедрости. Подобно представляющій себе цѣломудреннымъ токмо во угожденіе людямъ, не есть въ самой вещи цѣломудръ. Поелику не добродѣтели ищетъ, но славою отъ того происходящею уловляется. Ананія прежде не имѣлъ принужденія обѣщавать Богу своего стяжанія; но когда желаніе человѣческой славы побудило его принесть сіе въ даръ Господу, чтобы /с. 211/ всѣмъ во удивленіе была его щедрость: тогда за то только, что утаилъ часть цѣны, столь ужасное воздвигъ на себя Господне негодованіе, (котораго служитель Петръ былъ,) что и времяни къ покаянію получить не могъ. Тако противляяйся надменнымъ Господь, и грѣшныхъ даже до земли смиряяй, Самъ обѣщаваетъ укротити возношеніе гордыхъ; а тѣмъ самымъ не попущаетъ имъ подобитися діаволу, яко отцу гордыни, и творитъ ихъ учениками Своими, глаголя: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь, и смиренъ сердцемъ. (Матѳ. Х1, 20.) Но почто ты высокомудрствуешь, о человѣкъ, когда поражаешь народы, и грады низвергаешь? ужели ли и сѣкира гордиться должна тѣмъ, что высочайшія древеса на землю повергаетъ, и пила, которая твердыя и крѣпкія древеса раздѣляетъ? однако же ни сѣкира безъ помощи рукъ посѣкаетъ, ниже пила безъ влекущаго ее раздѣлить можетъ. Когда узришъ согрѣшающа ближняго твоего, то не на грѣхъ токмо его взирай, но помысли, колико онъ сдѣлалъ, или дѣлаетъ добра? и такъ многократно обрящешь, что онъ гораздо лучше тебя, когда всѣ его дѣла испытуешь, а не нѣкоторую только часть оныхъ разсмотришь. Ниже Самъ Богъ по части испытуетъ человѣка: Азъ бо, глаголетъ, дѣла и помышленія ихъ гряду собрати. (Исаіи LXVI, 18.) И Іосафата наказуя нѣкогда за содѣянный имъ грѣхъ, помянулъ и о добродѣтели его глаголя: но токмо словеса благая обрѣтошася въ тебѣ. (2 Парал. XIX, 3.) Смиренномудріе грѣшника часто отъ многихъ грѣховъ избавляетъ. Не оправдывай себе предъ другими, дабы оправдавшись самъ предъ собою, /с. 212/ предъ Богомъ не былъ осужденъ. Мыслишь ли ты, что какое-либо добро сдѣлалъ? благодари Бога, и не возносися предъ ближнимъ. Ибо чѣмъ упользовалъ ты ближняго, когда вѣру исповѣдалъ, или за имя Христово изгнаніе претерпѣлъ, или постническіе труды понесъ? не иному польза, но тебѣ самому. Страшись, дабы подобнымъ образомъ и ты не былъ низверженъ, какъ діаволъ, который возгордѣвшись предъ человѣкомъ, палъ отъ человѣка, и преданъ сталъ въ подножіе попранному; кратко сказать, помни истинную оную притчу: Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать. (Іаков. IV, 6.) Содержи всегда въ сердцѣ своемъ оное Господне изреченіе: всякъ возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется. (Луки XIV, 11.) Не буди себѣ самому судія неправедный, ниже по пристрастію себе испытуй, когда что доброе мнишься имѣть, тое на судъ поставляя, грѣхи же свои вовсе забывая. Не величайся тѣмъ, что нынѣ добро творишь; ниже то, что прежде злѣ содѣлалъ, самъ себѣ прощай: но когда настоящее въ тебѣ раждаетъ гордость, то прошедшее приведи на память, и такъ отстанешь отъ нечувственнаго надмѣнія. Подлинно самое труднѣйшее есть дѣло познавать самаго себя, поелику не токмо око взирающее на внѣшняя, на самаго себя воззрѣть не хощетъ; но и самый умъ нашъ смотря прилѣжно на чужіе грѣхи, медленно къ познанію собственныхъ погрѣшностей приступаетъ. Не будь суровъ въ выговорахъ, ниже скоро и съ смущеніемъ духа обличай, (ибо сіе показуетъ дерзость,) ниже за малые поступки ожидай, акибы совершенно праведенъ /с. 213/ самъ былъ. Въ прегрѣшеніи сущихъ пріемли, духовнѣ исправляй ихъ, какъ Апостолъ поучаетъ: блюди себе, да не и ты искушенъ будеши. (Галат. VI, 1.) Когда мы въ чемъ-либо согрѣшаемъ, отъ увѣщанія лучшими творимся; а когда ни въ чемъ не грѣшимъ, то за что ненавидимы бываемъ? Сего ради совѣтую тебѣ, о человѣкъ! изринуть изъ души твоея мысли, акибы ни съ кѣмъ другимъ въ общеніи ты не имѣешь нужды наипаче потому, что удаляться отъ согласія братіи, не есть дѣло въ любви ходящаго, или заповѣдь Христову исполняющаго. Да не зло брани окрестъ насъ ходящее постигнетъ когда-либо и насъ. И мы купно съ прочими будучи поражены нещастіемъ не будемъ имѣть соболѣзнующихъ о насъ для того, что мы сами во время благополучія нашего не оказали знаковъ сострадательности надъ нещастными. Я совсѣмъ быть незнаемымъ тщуся болѣе, нежели сколько тщеславные пекутся о знатности. Равнымъ образомъ и ты не меньшее попеченіе оказывай о избѣжаніи славы человѣческой, нежели коликое иные о снисканіи оной прилагаютъ. Когда же получилъ ты высокое достоинство, когда всѣ тебя почитаютъ и прославляютъ, будь равенъ подданнымъ. Поелику кто хощетъ имѣть надъ всѣми первенство, тому всѣхъ рабомъ повелѣлъ быть Господь. Великій оный Моѵсей, во всемъ благопокорный и послушнѣйшій, когда посылаемъ былъ къ людямъ, такъ говорилъ: молюся Ти Господи, избери иного, его же послеши. (Исход. IV, 13.) Для сего Богъ вящше его побуждалъ, поелику самымъ отрицаніемъ и немощи своея исповѣданіемъ, достойна быти начальства /с. 214/ себе показалъ. Изрядно убо есть оное увѣщаніе: (Прем. VII, 6.) не ищи быти судія, еда како не возможеши изъяти обиды. Однако же слово Моѵсеево знаменуетъ не вообще отрицаніе тѣхъ, которые отъ мятежниковъ къ пріятію начальства понуждаемы были: ибо не просто глаголетъ, не буду началовождь; но съ приложеніемъ таковымъ, не буду началовождь людемъ симъ. Потомъ и вину сего прилагаетъ: яко языцы ихъ съ беззаконіемъ не покаряются Господеви. Моѵсей убо къ свѣтлости житейской и къ начальству толь многихъ людей призываемь отрицается глаголя: кто есмь азъ, яко пойду къ Фараону царю Егѵпетскому, и изведу люди отъ земли Егѵпетскія? (Тамже III, 11.) И паки: молюся Господи, не способенъ есмь прежде вчерашняго и третіяго дне, ниже отнелѣже началъ еси глаголати рабу Твоему. (Тамже IV, 10.) И еще: молюся, Господи, избери могущаго иного, егоже послеши. (13.) Господь же къ нему глаголетъ: иди и возведи люди сія, и послю Ангела Моего предъ тобою. (Тамже XXXII, 34.) Что на сіе Моѵсей отвѣщаваетъ? молюся, Господи, аще Самъ Ты не идеши съ нами, да не изведеши насъ отсюду. (Тамже XXXIII, 15.) Исаія же напротивъ ничего таковаго не слышавъ, но о единой потребѣ посланія увѣдавъ, волею себя отдалъ на всѣ опасности. Что помышляли сіи мужи? Моѵсей размышлялъ, что людіе грѣшны суть, и требуютъ Того, Который отпущаетъ грѣхи, чего Ангелы сотворить не сильны: казнятъ бо грѣшниковъ Ангели, грѣховъ же прощати не могутъ. Для сего убо да идетъ (Самъ) истинный законоположникъ, всемощный /с. 215/ Спаситель, единъ имѣяй власть отпущати грѣхи. Исаія же по безмѣрной своей любви и усердію не помышлялъ ни мало о томъ, чего бы ему надлежало бояться отъ народа. Сихъ обоихъ дѣйствіямъ мы подражати должны въ надеждѣ полученія вѣчныхъ благъ, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, съ Нимъ же Отцу купно, слава, честь и держава, со святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 209-215.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.