Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

НРАВСТВЕННЫЯ СЛОВА
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.

О будущемъ судѣ.

Когда ты, о человѣкъ! восхощешь на какой-либо грѣхъ устремиться, тогда помысли страшное оное и нестерпимое Христово судище, въ которомъ предсѣдитъ на престолѣ высокомъ и превознесенномъ Судія: предстоитъ же Ему всякая тварь, трепещущи при славномъ явленіи Его, и мы всѣ предстанемъ на испытаніе содѣянныхъ нами. Потомъ многія беззаконія въ житіи сотворшему страшные и грозные предстанутъ Ангели огнемъ зряще, огнемъ дышуще ради нечестиваго произволенія, лицемъ же нощи подобящеся злобы ради и человѣконенавидѣнія. Напослѣдокъ представь въ умѣ твоемъ глубочайшую пропасть, тьму непроницаемую, огнь несвѣтящій, и во тьмѣ опалительную силу имущій, но свѣта лишенный. Сверхъ сего вообрази червей родъ нѣкій ядовитый, и плоти снѣдающій, который всегда ястъ, и никогда насыщенъ быть не можетъ, нестерпимыя болѣзни угрызеніями своими причиняя: наконецъ вообрази всѣхъ сихъ лютѣйшее мученіе, то есть, поношеніе и студъ вѣчный. Симъ страхомъ подвизаемь, аки броздою нѣкоею отъ злыя похоти востягай душу твою. Кто непрестанно размышляетъ о дни, о нощи и часѣ, въ которомъ вся тварь предстанетъ Судіи, имѣя воздать отвѣтъ въ дѣлахъ своихъ, и всегда поучается своему предъ неумытнымъ судилищемъ оправданію, сей или совсѣмъ ничего, или весьма /с. 162/ мало согрѣшаетъ; потому что грѣхъ отъ удаленія страха Божія бываетъ: а которые ясно воображаютъ будущее наказаніе, тѣхъ всегдашній страхъ впадать въ беззаконныя дѣйствія или помышленія не попущаетъ.

Доблественные подвижники Божіи мужественно во всю свою жизнь съ невидимыми врагами бравшіеся, когда избѣгнутъ отъ всѣхъ ихъ нападеній, тогда находясь при концѣ жизни отъ князя вѣка сего испытуются съ тѣмъ, чтобы, естьли найдетъ ихъ отъ сраженія уязвленныхъ, или знаки нѣкоторые и образъ грѣха воспріявшихъ, къ нему отдаться: естьли же явятся неуязвленны, и знаменія побѣды непричастны, аки непреодолимымъ и свободнымъ отъ Христа покой пріяти. Сія же и Самъ Господь свидѣтельствуетъ, рекшій во время Своего страданія: нынѣ грядетъ сего міра князь, и во Мнѣ не имать ничесоже. (Іоан. XIV, 30.) Но Онъ, понеже не сотворилъ грѣха, сего ради глаголетъ, яко въ Немъ не имать ничесоже; для человѣка же довольно и того, когда съ дерзновеніемъ возможетъ изрещи: грядетъ князь міра сего, и во мнѣ малое нѣчто имѣти будетъ. Помышляй убо, о человѣче! о страшныхъ оныхъ отъ Бога грѣшнымъ опредѣленныхъ казняхъ, то есть, егда помрачатся звѣзды, и померкнетъ солнце, луна уже просвѣщаема не будетъ: (Матѳ. XXIV, 29.) егда молніи возблещутъ, и громы страшно разсядутся, егда надъ главою сущій воздухъ помраченъ будетъ, дабы отвсюду неутѣшною мукою терзаемы были тѣ, кои гнѣву преданы суть. (Прем. Сол. V, 18 и 21.) Вся тварь служащи Создателю ожесточится /с. 163/ противу неправедныхъ на ихъ мученіе, а кроткою сотворится благотворенія ради уповавшихъ на Него. Якоже бо радость на небеси бываетъ о единомъ грѣшницѣ кающемся; (Луки IV, 10.) тако негодованіе и печаль отступающихъ чрезъ грѣхъ отъ Создателя. Тогда огнь діаволу и аггеломъ его уготованный пресѣкается гласомъ Господнимъ. Да поелику двѣ суть силы во огнѣ, то есть, палящая и свѣтящая, лютость и мученіе огня достойнымъ сожженія останется: свѣтлость же и блистаніе веселящимся радости достояніемъ будетъ, такъ что огнь мученія несвѣтлъ, свѣтъ же упокоенія не палящъ будетъ. Ниже да сумнишися въ семъ, о человѣкъ! понеже при воздаяніи за содѣянная нами въ жизни раздѣлено будетъ естество огня, котораго свѣтъ въ наслажденіе праведнымъ, а сила жженія грѣшнымъ въ наказаніе опредѣлены будутъ: ужаснѣе же тьмы и огня вѣчнаго есть оный срамъ, съ которымъ будутъ во вѣкъ пребывать грѣшники, всегда во очесѣхъ имѣя плотскаго грѣха слѣды, которыя, аки отъ нѣкія неизгладимыя краски, въ памяти души вѣчно пребудутъ. Не многіе же приступить возмогли къ истинному свѣту, и открыть тайная; а по откровеніи сихъ съ непостыднымъ лицемъ отступити. Подлинно отвращеніе и удаленіе Бога, всѣхъ чаемыхъ мукъ геенскихъ тяжчае и несноснѣе есть для претерпѣвающаго оное такъ, какъ лишеніе свѣта во очеси, хотя бы не было никакой другой боли. Положимъ, что ктолибо все человѣковъ благополучіе съ самаго начала свѣта словомъ изобразивъ, во едино совокупилъ бы: однако и тогда бы нашелъ, что /с. 164/ оно съ наималѣйшею частію оныхъ благъ (будущія жизни) сравниться не можетъ, а все здѣшнее добро достоинствомъ отъ самаго малѣйшаго изъ оныхъ благъ несравненно далѣе отстоитъ, нежели тѣнь и сонъ отъ истины. Или да приличнѣйшее употреблю сравненіе: колико во всемъ душа превосходнѣе есть тѣла, толикое и между обѣими жизньми есть различіе.

Многіе изъ сихъ словесъ Священнаго Писанія: единъ біенъ будетъ много, другій же біенъ будетъ мало, (Луки XII, 47.) заключаютъ, что казнь грѣшниковъ конецъ имѣть будетъ. Сіе же не о продолженіи или скончаніи времени, но о различіи мукъ глаголется. Когда бо Господь глаголетъ, яко грѣшные пойдутъ въ муку вѣчную, праведные же въ жизнь вѣчную; (Матѳ. XXV, 46.) а иногда повелѣваетъ грѣшнымъ, итти въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его; нѣкогда же и геенну огненную наименуя, прилагаетъ сіе: идѣже червь ихъ не умираетъ, и огнь не угасаетъ; (Матѳ. IX, 44.) паки когда и чрезъ Пророка о многихъ глаголетъ, что червь ихъ не скончается, и огнь ихъ на угаснетъ: когда (говорю) таковая и симъ подобная на многихъ мѣстахъ Священнаго Писанія обрѣтаются, то сіе есть едино отъ козней діавольскихъ, то есть, что нѣкоторые отъ человѣкъ, акибы забывая множайшія изреченія Господни, дабы съ большимъ дерзновеніемъ грѣшить, конецъ мученія для себя вымышляютъ. Естьли будетъ когдалибо конецъ вѣчныя муки, то слѣдуетъ быть и вѣчнаго живота скончанію. Когда же о вѣчной жизни помыслити сего не хощемъ, то каковымъ образомъ мученію вѣчному приписывати /с. 165/ сіе возможно? Поелику реченіе сіе, вѣчный, къ обѣимъ равно прилагается: идутъ бо, рече, сіи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный. (Матѳ. XXV, 46.) Подобно и сіи словеса: біенъ будетъ мало, и біенъ будетъ много, (Луки XII, 17.) не конецъ, а различіе мукъ означаютъ. Когда Богъ, праведный Судія есть, не токмо благимъ, но и злымъ, воздающій комуждо по дѣломъ его: то слѣдуетъ иному огня неугасимаго быти достойну, и сего или легчайшаго или зѣльнѣе палящаго; другому же червія неумирающаго, сего же паки, или меньшую, или жесточайшую скорбь причиняющаго по достоинствамъ каждаго; иному паки геенны достойнымъ сотвориться, различныя мученія имущей, и иному тьмы кромѣшныя, гдѣ единъ въ плачѣ токмо, другой же и съ скрежетомъ зубовъ тяжчайшихъ ради болѣзней пребывать будетъ. Также и кромѣшная тьма явно показуетъ, что есть нѣкая и внутренняя: и изъ сихъ словесъ, во днѣ ада, (Притч. IX, 18.) въ притчахъ глаголемыхъ, явствуетъ, что суть нѣкіи хотя такожде во адѣ, но не во днѣ ада, чтобъ легчайшее чувствовать мученіе. Впрочемъ не мню, чтобъ я для тебя вымышлялъ какіялибо ложныя страшилища, какъ нѣкоторыя матери обыкновенно поступаютъ съ младенцами неутѣшно и безъ всякой вины плачущими, и вымышленными какими ни есть повѣстьми ихъ кроткими содѣлываютъ. Нѣтъ! сіе не баснь, но вселѣпыя словеса, давно уже гласомъ Божіимъ предвозвѣщенныя, и ты вѣруй, что будетъ нѣкогда подробное содѣянныхъ нами въ жизни сей испытаніе. Ты оскорбилъ брата твоего, тогоже и самъ ожидай. Похитилъ имѣніе у нижшихъ себе, билъ /с. 166/ убогихъ, посрамилъ укореніемъ, оклеветалъ, солгалъ, чужымъ бракамъ навѣтовалъ, клятву преступилъ, предѣлы отцевъ премѣнилъ, на стяжаніе сирыхъ наступилъ, вдовицъ оскорбилъ, настоящую сладость благамъ обѣщаннымъ предпочелъ; ожидай возмѣренія сихъ: что каждый сѣетъ, то и пожнетъ. (Галат. VI, 7.) Ежели же что благое ты сдѣлалъ, то и за сіе подобнымъ образомъ ожидай воздаянія.

Представь убо въ мысли твоей, о человѣче! послѣдній оный день; ибо ты одинъ не будешь вѣчно пребывать въ сей жизни: скорбь, тѣсноту, часъ смертный, опредѣленіе Божіе понуждающее тебе, скорыхъ Ангеловъ, душу симъ люто возмущенную, и совѣстію грѣховною горько мучимую, жалостно къ сущимъ здѣсь обращающуюся; представь и неизбѣжную дальнаго онаго путешествія нужду, вообрази въ помышленіи твоемъ послѣдній общаго житія конецъ, егда пріидетъ Сынъ Божій во славѣ Своей: пріидетъ бо, и не премолчитъ. (Псал. XLIX, 3.) То есть, когда пріидетъ судити живыхъ и мертвыхъ, и воздать комуждо по дѣломъ его, когда труба оная великое нѣчто и страшное вострубивши, спящихъ отъ вѣка возбудитъ: И пойдутъ благая сотворшіи въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая въ воскрешеніе суда. Воспомни и Боговидѣніе Даніилово, какъ оно представляетъ предъ очи наши судъ: зряхъ, глаголетъ онъ, дондеже престоли поставишася, и Ветхій деньми сѣде. Рѣка огненная течаше исходящи предъ Нимъ: тысяща тысящь служаху Ему, и тьмы темъ предстояху Ему, судище сѣде, и книги отверзочася. (Даніил. VII, 9 и 10.) благая, злая, явная, /с. 167/ тайная, дѣла, слова, помышленія, вся купно всѣмъ и Ангеламъ и человѣкамъ въ слухъ ясно открывающія. При семъ каковыми быть должно злѣ житіе свое проведшимъ? Гдѣ душа скрыется при очахъ толикихъ зрителеи вдругъ явившись исполненною срама? Каковымъ тѣломъ безчисленныя оныя и нестерпимыя понесетъ наказанія, гдѣ огнь неугасаемый, червь безпрестанно грызущій, дно адово мрачное и страшное, рыданія горькія, сѣтованіе безмѣрное, плачь и скрежетъ зубный, лютости безконечныя? Отъ всѣхъ сихъ по смерти нѣтъ избавленія, нѣтъ ни случая, и никакого способа ко избѣжанію горестныхъ мученій. Отъ сего нынѣ уклониться еще возможно: а доколѣ можемъ, воздвигнемъ сами себя отъ таковаго паденія, да не отчаяваемся о себѣ самихъ, когда отъ злыхъ престанемъ. Сей есть путь спасенія, ежели сами восхощемъ. Тебе взыскуетъ Пастырь добрый, оставивъ незаблуждшія (овцы). Естьли ты себя Ему препоручишь, не умедлитъ, ниже оставитъ Человѣколюбецъ понести тебя на раменахъ своихъ, радуяся, яко обрѣте Свою погибшую овцу. Уже стоитъ Отецъ твой, и ожидаетъ твоего отъ заблужденія возвращенія: обратися токмо, а Онъ тебѣ еще далече сущу, притекши, нападетъ на выю твою, и дружелюбно тебя покаяніемъ очистившагося объиметъ. Естьли кто, мня самъ о себѣ стояти, причтетъ тебѣ въ поносъ, что скоро ты воспріятъ, то Самъ благій Отецъ заступитъ тебя, глаголя: Веселитися подобаетъ и радоватися, яко сей сынъ Мой мертвъ бѣ и оживе, изгиблъ бѣ, и обрѣтеся. Богу слава во вѣки вѣковъ, аминь.

Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 161-167.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.