Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 8-й.

ТВОРЕНІЯ ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛІЯ ВЕЛИКАГО, АРХІЕПИСКОПА КЕСАРІИ КАППАДОКІЙСКІЯ.
(Часть 4-я. Изданіе 1-е. М., 1846).

БЕСѢДЫ.

БЕСѢДА 2.
О постѣ 2-я.

Сказано: утѣшайте, священницы, люди, глаголите во уши Іерусалиму (Иса. 40, 1.). Таково свойство слова, что его достаточно и къ усиленію стремленія въ прилежныхъ, и къ возбужденію охоты въ нерадивыхъ и лѣнивыхъ. Посему военачальники, поставивъ войско въ строй, предъ вступленіемъ въ битву говорятъ увѣщательныя рѣчи, и увѣщаніе имѣетъ такую силу, что во многихъ производитъ часто даже презрѣніе смерти. А искусные въ тѣлесныхъ упражненіяхъ и обучающіе онымъ молодыхъ людей, когда выводятъ борцевъ на поприще для подвиговъ, много убѣждаютъ ихъ въ необходимости трудиться для вѣнцевъ, и многіе, внявъ убѣжденіямъ, не щадятъ тѣла изъ соревнованія о побѣдѣ. Потому и мнѣ, который Христовыхъ воиновъ устрояю на брань противъ невидимыхъ враговъ, и подвижниковъ благочестія воздержаніемъ приготовляю къ вѣнцамъ правды, необходимо увѣщательное слово.

Итакъ чтó говорю я, братія? Кто упражняется въ военномъ дѣлѣ, кто занимается тѣлесными у/с. 19/пражненіями, тѣмъ свойственно укрѣплять свою плоть обиліемъ пищи, чтобъ съ бóльшими силами приниматься за труды; но у кого нѣсть брань къ крови и плоти, но къ началомъ, ко властемъ, къ міродержителемъ тмы сея, къ духовомъ злобы (Ефес. 6, 12.), тѣмъ необходимо приготовляться къ подвигу воздержаніемъ и постомъ. Ибо елей умащаетъ борца, а постъ укрѣпляетъ подвижниковъ благочестія. Поэтому, сколько отнимешь у плоти, столько придашь душѣ, чтобъ сіять ей духовнымъ здравіемъ; потому что не тѣлесными силами, но постоянствомъ души и терпѣніемъ въ скорбяхъ одерживается побѣда надъ невидимыми врагами.

Полезенъ постъ во всякое время для подъемлющихъ его; потому что на постящагося не смѣютъ нападать демоны, охранители же жизни нашей — Ангелы дѣятельнѣе пребываютъ съ тѣми, которые очистили душу постомъ. Но гораздо болѣе полезенъ онъ нынѣ, когда во всей вселенной возвѣщается о немъ проповѣдь. И нѣтъ ни одного острова, ни твердой земли, ни города, ни народа, ни отдаленнаго края, гдѣ не была бы слышна сія проповѣдь; напротивъ того, и воинскіе станы, и путешественники, и мореплаватели, и купцы, всѣ равно слышатъ и съ радостію принимаютъ повелѣніе. Посему никто не исключай себя изъ списка постящихся, въ который вносятся всѣ роды людей, всѣ возрасты, всѣ различія чиновъ. Ангелы въ каждой церкви записываютъ постящихся. Смотри же, ради кратковременнаго наслажденія яствами, не лишись ангельской записи, и предъ /с. 20/ тѣмъ, который набираетъ воиновъ, не окажись виновнымъ въ побѣгѣ изъ воинскаго строя. Меньше опасности, если кого обличатъ, что бѣжалъ съ сраженія безъ щита, нежели когда окажется, что бросилъ великое оружіе — постъ. Богатъ ты? Не преобидь поста, не удостоивъ дать ему мѣсто за своей трапезою; не отсылай его изъ своего дома, съ безчестіемъ заставивъ потерпѣть презрѣніе отъ сластолюбія, чтобъ постъ не оговорилъ тебя со временемъ предъ Законоположникомъ постовъ и въ видѣ наказанія не наложилъ на тебя бóльшаго воздержанія отъ пищи, по причинѣ или тѣлеснаго недуга, или другаго какого печальнаго обстоятельства. Бѣдный не издѣвайся надъ постомъ; потому что давно онъ у тебя въ домѣ и за твоимъ столомъ. А женщинамъ столько же свойственно и естественно поститься, какъ и дышать. Дѣти, какъ цвѣтущія растенія, да орошаются водою поста. Для старцевъ легкими дѣлаетъ труды давнее знакомство съ постомъ; потому что труды, дознанные долговременною привычкой, дѣлаются менѣе скучными для упражняющихся въ нихъ. Путешественникамъ выгодный спутникъ — постъ; ибо какъ роскошь заставляетъ обременять себя тяжестями и носить съ собою нужное для наслажденія; такъ постъ дѣлаетъ ихъ легкими и свободными въ дѣйствіи. Притомъ, когда предписанъ дальній походъ, воины запасаются необходимымъ, а не тѣмъ, чтó служитъ къ роскоши, и намъ, которые выходимъ противъ невидимыхъ враговъ и послѣ побѣды надъ ними поспѣшаемъ къ горнему отечеству, не гораздо ли болѣе прилично, какъ живущимъ /с. 21/ въ воинскомъ станѣ, довольствоваться самымъ необходимымъ? Злопостражди, яко добръ воинъ (2 Тим. 2, 3.), и подвизайся законно, чтобъ тебѣ быть увѣнчаннымъ, зная, что всякъ подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится (1 Коринѳ. 9, 25.).

Но не должно оставлять безъ вниманія и того, чтó пришло мнѣ на мысль недавно, пока говорилъ я сіе, — а именно: мірскимъ воинамъ, по мѣрѣ трудовъ, увеличиваютъ выдачу жизненныхъ припасовъ; а духовные воины, чѣмъ у кого меньше пищи, тѣмъ больше имѣютъ достоинства. Ибо какъ шлемъ нашъ — различной природы съ тлѣннымъ; вещество послѣдняго — мѣдь, а нашъ составленъ изъ надежды спасенія (1 Солун. 5, 8.); и щитъ у нихъ сдѣланъ изъ дерева и кожи, а у насъ щитомъ твердыня вѣры; мы облечены и бронею правды (Ефес. 6, 14.), а они носятъ на себѣ какую-то кольчугу; и мечемъ нашимъ при защитѣ служитъ мечъ духовный, а они защищаются мечемъ желѣзнымъ: такъ, очевидно, не однѣ и тѣ же снѣди придаютъ силу тѣмъ и другимъ; но насъ укрѣпляютъ догматы благочестія, а для нихъ нужно насыщеніе чрева. Итакъ, поелику возвращающійся кругъ времени привелъ къ намъ сіи многожеланные дни, пріймемъ ихъ съ радостію, какъ древнихъ своихъ воспитателей, чрезъ которыхъ Церковь воздоила насъ для благочестія. Потому, намѣреваясь поститься, не будь унылъ по-іудейски, но покажи себя веселымъ по-евангельски (Матѳ. 6, 16.), не оплакивая скудость желудка, но радуясь душею о духовныхъ наслажденіяхъ. Ибо знаешь, что плоть похотствуетъ на /с. 22/ духа, духъ же на плоть (Гал. 5, 17.). Поелику же сія другъ другу противятся; отнимемъ у плоти ея наслажденіе, пріумножимъ же душевную силу, чтобъ, съ помощію поста одержавъ побѣду надъ страстями, увѣнчаться намъ вѣнцами воздержанія.

Поэтому приготовь уже себя, чтобъ стать достойнымъ досточтимѣйшаго поста, и сегоднешнимъ пьянствомъ не порти завтрешняго воздержанія. Худое это разсужденіе, лукавая эта мысль: «поелику предвозвѣщенъ намъ пятидневный постъ, то сегодня погрузимся въ пьянство». Никто, намѣреваясь вступить въ законный бракъ съ честною женщиною, не вводитъ напередъ къ себѣ въ домъ наложницъ и непотребныхъ женщинъ; потому что законная жена не потерпитъ жить вмѣстѣ съ развратными. Поэтому и ты, въ ожиданіи поста, не вводи къ себѣ пьянства, этой всенародной блудницы, этой матери безстыдства, смѣхолюбивой, изступленной, склонной къ безчиніямъ всякаго рода; потому что въ душу, оскверненную пьянствомъ, не войдутъ постъ и молитва. Постящагося пріемлетъ Господь внутрь священныхъ оградъ, но не допускаетъ упивающагося, какъ сквернаго, чуждаго святыни. Если завтра прійдешь, издавая отъ себя запахъ вина, и притомъ перегнившаго, то ужели пьянство твое вмѣню тебѣ въ постъ? Разсуждай не о томъ, что недавно не вливалъ ты въ себя вина, но о томъ, что не очистился еще отъ вина. Куда причислю тебя? Къ упивающимся, или къ постникамъ? Предшествовавшее пьянствованіе присвояетъ тебя себѣ, а настоящее неяденіе сви/с. 23/дѣтельствуетъ о постѣ. Пьянство оспориваетъ тебя, какъ своего невольника, и по праву не отступается отъ тебя, представляя ясныя доказательства твоего рабства, — именно запахъ вина, оставшійся въ тебѣ, какъ въ бочкѣ. Такъ первый день поста не будетъ у тебя истинно постнымъ; потому что въ тебѣ хранятся остатки упоенія. А гдѣ начатки подозрительны, тамъ, очевидно, и все теряетъ цѣну. Піяницы царствія Божія не наслѣдятъ (1 Коринѳ. 6, 10.). Если упившись приступаешь къ посту; чтó тебѣ пользы въ постѣ? Ибо, если пьянство заключаетъ для тебя царство, полезно ли уже будетъ тебѣ поститься? Не видишь ли, что опытные въ объѣзживаніи коней, назначенныхъ для ристанія коней, когда ожидаютъ дня ристанія, приготовляютъ къ сему тѣмъ, что не даютъ имъ корма? А ты намѣренно обременяешь себя объяденіемъ. Столько превосходишь чревоугодіемъ и безсловесныхъ! Обремененное чрево не только къ скорости бѣга, но и къ сну не способно; потому что, стѣсняемое множествомъ принятой пищи, не даетъ лежать спокойно, но принуждаетъ часто ворочаться съ одного бока на другой.

Постъ охраняетъ младенцевъ, уцѣломудриваетъ юнаго, дѣлаетъ почтеннымъ старца; ибо сѣдина, украшенная постомъ, достойнѣе уваженія. Постъ — самое приличное убранство женщинъ, узда въ цвѣтѣ лѣтъ, охраненіе супружества, воспитатель дѣвства. Таковы частныя услуги поста у каждаго въ домѣ. Но кáкъ упорядочиваетъ онъ жизнь нашу въ обществѣ? Вдругъ цѣлый городъ и цѣлый народъ приводитъ къ благочинію, утишаетъ крики, /с. 24/ изгоняетъ ссору, заставляетъ умолкнуть укоризну. Какой учитель своимъ приходомъ останавливаетъ такъ мгновенно шумъ дѣтей, какъ наступившій постъ утишаетъ волненіе въ городѣ? Какой любитель невоздержанія появлялся во время поста? Какое распутное сборище составлялось постомъ? Нѣжныя усмѣшки, блудническія пѣсни, неистовыя пляски вдругъ удаляются изъ города, изгнанныя постомъ, какъ строгимъ какимъ-то судіею. Если бы всѣ приняли его въ совѣтники касательно дѣлъ своихъ, ничто не препятствовало бы тогда быть глубокому миру въ цѣлой вселенной: народы не возставали бы другъ на друга; воинства не вступали бы между собою въ сраженія. Когда владычествовалъ бы постъ; тогда не ковали бы оружія, не собирали бы судилищъ, не содержались бы иные въ узахъ; однимъ словомъ: въ пустыняхъ не было бы грабителей, въ городахъ — клеветниковъ, на морѣ — разбойниковъ. Если бы всѣ были учениками поста; то, по слову Іова, вовсе не было бы слышно гласа собирающаго дань (Іов. 3, 18.). Жизнь наша не была бы такъ многоплачевна и исполнена унынія, если бы постъ былъ главнымъ правителемъ нашей жизни. Ибо, какъ очевидно, онъ научилъ бы всѣхъ не только воздержанію отъ яствъ, но и совершенному удаленію и отчужденію отъ сребролюбія, любостяжательности и всякаго порока, по истребленіи которыхъ ничто не препятствовало бы намъ проводить жизнь въ глубокомъ мирѣ и душевномъ безмятежіи.

Но теперь отвергающіе постъ и гоняющіеся за роскошію, какъ за блаженствомъ жизни, ввели /с. 25/ этотъ великій рой золъ, и сверхъ того повреждаютъ собственныя тѣла свои. Замѣть различіе на лицахъ, какими явятся они тебѣ сегодня вечеромъ, и какими — завтра. Сегодня лица надуты, красны, увлажены тонкимъ пóтомъ, глаза такъ же влажны и наглы, по причинѣ внутренняго омраченія лишены вѣрности ощущенія; а завтра лица будутъ спокойны, степенны, пріймутъ естественный цвѣтъ, будутъ выражать самоуглубленіе, и всѣ чувства сдѣлаются вѣрными, потому что не будетъ внутри причины, помрачающей естественныя дѣйствія. Постъ — уподобленіе Ангеламъ, сожитель праведнымъ, обученіе цѣломудренной жизни. Постъ Моисея сдѣлалъ законодателемъ. Плодъ поста — Самуилъ. Постящаяся Анна молилась Богу: Адонаи Господи, Елоі Саваоѳъ! аще призирая призриши на рабу Твою, и даси мнѣ сѣмя мужеско, то дамъ е предъ Тобою въ даръ: вина и сикера не испіетъ до дне смерти его (1 Цар. 1, 11.). Постомъ воздоенъ великій Сампсонъ; и пока не разлученъ былъ съ нимъ постъ, враги падали тысячами, городскія врата исторгались и львы не выдерживали крѣпости рукъ его. Но когда овладѣли имъ пьянство и блудъ, уловленъ онъ непріятелями, и лишенный очей выставленъ на посмѣшище дѣтямъ иноплеменниковъ. Постившійся Илія заключилъ небо на три года и на шесть мѣсяцевъ. Поелику видѣлъ, что отъ пресыщенія раждается много наглости; то по необходимости наложилъ на нихъ невольный постъ — голодъ, и имъ остановилъ безъ мѣры уже разлившійся грѣхъ ихъ, постомъ, какъ бы прижига/с. 26/ніемъ какимъ или сѣченіемъ, прервавъ дальнѣйшее распространеніе зла.

Пріймите постъ, бѣдные: онъ раздѣлитъ съ вами и обитель и трапезу. Пріймите его, рабы: онъ упокоитъ васъ отъ непрерывныхъ трудовъ рабства. Пріймите его, богатые: онъ уврачуетъ васъ отъ вреда, причиняемаго пресыщеніемъ, и чрезъ перемѣну сдѣлаетъ болѣе пріятнымъ пренебрегаемое по привычкѣ. Пріймите его, больные: это матерь здоровья. Пріймите его, здоровые: это охранитель вашей тѣлесной крѣпости. Спроси врачей, и они скажутъ тебѣ, что крайняя степень здоровья всего опаснѣе; посему наиболѣе опытные постомъ истребляютъ излишнее, чтобъ подъ бременемъ утучненной плоти не сокрушились силы. Ибо, воздержаніемъ отъ пищи намѣренно истребивъ, чтó превышало мѣру, даютъ питательной силѣ какой-то просторъ, поддержку и начало къ новому приращенію.

Такъ польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянію тѣла: постъ вездѣ одинаково приличенъ — и въ домахъ и на торжищахъ, и ночью и днемъ, въ городахъ и въ пустыняхъ. Поэтому радостно пріймемъ постъ, который въ столь многихъ случаяхъ доставляетъ намъ блага свои, пріймемъ, по слову Господню, не сѣтующе, якоже лицемѣри (Матѳ. 6, 16.), но не ухищренно показывая душевное веселіе.

И думаю, не столько будетъ мнѣ труда убѣдить васъ къ принятію поста, сколько къ удержанію, чтобъ кто сегодня не впалъ въ гибельныя слѣдствія пьянства; потому что постъ при/с. 27/нимаютъ многіе и по привычкѣ, и изъ стыда другъ передъ другомъ. Но боюсь пьянства, которое охотники до вина берегутъ, какъ отеческое нѣкое наслѣдіе; потому что иные безумцы, какъ бы собираясь въ дальній путь, нагружаются сегодня виномъ на пять дней поста. Кто такъ несмысленъ, чтобъ, не начавъ еще пить, безумствовать уже подобно пьянымъ? Развѣ не знаешь, что чрево не сохраняетъ даннаго ему залога? Оно — самый невѣрный въ договорахъ союзникъ. Это — ничего не сберегающая кладовая. Если многое въ него вложено; то вредъ въ себѣ удерживаетъ, а вложеннаго не сохраняетъ. Смотри, чтобъ тебѣ, когда прійдешь завтра съ пьянства, не было сказано читанное нынѣ: не сицеваго поста Азъ избрахъ, глаголетъ Господь (Ис. 58, 6.). Для чего соединяешь несоединимое? Какое общеніе посту съ пьянствомъ? Чтó общаго между воздержаніемъ и винопитіемъ? Кое сложеніе Церкви Божіей со идолы (2 Кор. 6, 16.)? Ибо храмъ Божій — тѣ, въ которыхъ обитаетъ Духъ Божій, и храмъ идольскій — тѣ, которые чрезъ пьянство принимаютъ въ себя нечистоты невоздержанія. Нынѣшній день — преддверіе поста. Но осквернившійся въ преддверіи не достоинъ войдти во святилище. Ни одинъ слуга, желая прійдти въ милость у своего господина, не употребляетъ въ заступники и примирители его врага. Пьянство — вражда на Бога, а постъ — начало покаянія. Посему, если хочешь чрезъ исповѣдь возвратиться къ Богу, бѣгай пьянства, чтобъ оно еще болѣе не отдалило тебя отъ Бога.

/с. 28/ Впрочемъ для похвальнаго поста не достаточно одного воздержанія отъ яствъ; но будемъ поститься постомъ пріятнымъ, благоугоднымъ Богу. Истинный постъ — удаленіе отъ зла, воздержаніе языка, подавленіе въ себѣ гнѣва, отлученіе похотей, злословія, лжи, клятвопреступленія. Воздержаніе отъ сего есть истинный постъ. Въ этомъ постъ — прекрасное дѣло. Насладимся же Господеви (Псал. 36, 4.) въ поученіи словесамъ Духа, въ воспринятіи спасительныхъ узаконеній, и во всѣхъ ученіяхъ, служащихъ къ исправленію душъ нашихъ.

Будемъ беречься отъ того поста въ тайнѣ, объ избавленіи отъ котораго молитъ пророкъ, говоря: не убіетъ гладомъ Господь души праведныхъ (Притч. 10, 3.); и: не видѣхъ праведника оставлена, ниже сѣмене его просяща хлѣбы (Псал. 36, 25.). Ибо сказалъ сіе не о чувственныхъ хлѣбахъ, зная, что дѣти патріарха нашего Іакова за хлѣбами ходили въ Египетъ, но говоритъ о духовной пищѣ, которою усовершается внутренній нашъ человѣкъ. Да не прійдетъ и на насъ постъ, которымъ грозили Іудеямъ: се бо дніе грядутъ, глаголетъ Господь, и послю на землю сію гладъ, не гладъ хлѣба, ни жажду воды, но гладъ слышанія слова Господня (Амос. 8, 11.). Сей гладъ послалъ на нихъ праведный Судія, когда увидѣлъ, что умъ ихъ томится голодомъ отъ невкушенія ученій истины, а ихъ внѣшній человѣкъ чрезъ мѣру тучнѣетъ и дебелѣетъ. Поэтому во всѣ послѣдующіе дни будетъ угощать васъ Духъ Святый утренними и вечерними веселіями. Никто да /с. 29/ не лишаетъ себя произвольно духовнаго пира. Всѣ причастимся трезвенной чаши, которую Премудрость растворила и равно предложила намъ, чтобъ каждый почерпалъ, сколько можетъ вмѣстить. Ибо раствори чашу свою, и закла своя жертвенная (Притч. 9, 2.), то есть, пищу совершенныхъ, имущихъ чувствія обучена долгимъ ученіемъ въ разсужденіе добра же и зла (Евр. 5, 14.). Напитавшись симъ изобильно, да обрящемся достойными и радости брачнаго чертога о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава во вѣки, аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. Часть четвертая: [Бесѣды.] — М.: Въ типографіи Августа Семена, 1846. — С. 18-29. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 8.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.