Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)

Свт. Аѳанасій Великій, архіеп. Александрійскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, славный защитникъ православнаго ученія о Сынѣ Божіемъ противъ лжеученія Арія, стяжавшій себѣ имя «Отца Православія». Родился въ Александріи въ 293 г. Будучи еще отрокомъ, подражая епископу, крестилъ своихъ сверстниковъ-язычниковъ по христіанскому обряду. Чрезъ это сталъ извѣстенъ еп. Александру, который взялъ его къ себѣ и, воспитавъ въ страхѣ Божіемъ, въ 319 г. посвятилъ въ санъ діакона. Вмѣстѣ со св. Александромъ присутствовалъ на первомъ Вселенскомъ Соборѣ, гдѣ явился однимъ изъ главныхъ противниковъ Арія. Послѣ смерти свт. Александра, епископствовалъ въ Александріи съ 326 по 373 годъ. По проискамъ аріанъ, пять разъ былъ удаляемъ изъ Александріи (провелъ въ изгнаніяхъ 17 лѣтъ, 6 мѣсяцевъ и 10 дней). Доблестный исповѣдникъ и страдалецъ за истину, онъ сталъ идеаломъ духовнаго пастыря, давъ своимъ высокимъ служеніемъ образецъ архипастырской дѣятельности и борьбы за вѣру. Послѣ многихъ трудовъ и гоненій, мирно скончался въ Александріи въ 373 г. Послѣ себя оставилъ многочисленныя сочиненія, которыя можно раздѣлить на 1) апологетическія, 2) догматико-полемическія, 3) догматико-историческія, 4) экзегетическія, 5) нравоучительныя и 6) пасхальныя посланія. Объ этихъ сочиненіяхъ преп. Косма Фаранскій († VI в.) замѣчаетъ, что если встрѣтится тебѣ гдѣ-нибудь изрѣченіе св. Аѳанасія и не имѣешь бумаги, чтобы записать его, то «запиши его хотя бы на своей одеждѣ» («Лугъ духовный», гл. 40). Память свт. Аѳанасій Великаго — 2 (15) мая и 18 (31) января.

Творенія свт. Аѳанасія Великаго

ТВОРЕНІЯ ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО, АРХІЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРІЙСКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 2-е. Сергіевъ Посадъ, 1902).

5. ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНІЕ (341 г.).

Помѣстнымъ сослужителямъ, возлюбленнымъ господамъ, Аѳанасій желаетъ о Господѣ радоваться.

1) Чтó потерпѣли мы, это ужасно и невыносимо; нѣтъ возможности и памяти передать это достойнымъ того образомъ. Но чтобы скорѣе можно было выразумѣть ужасъ совершившагося, за лучшее призналъ я привести на память сказаніе изъ Писанія. Однажды мужъ левитинъ, женѣ котораго нанесено было поруганіе (а она была евреянка и изъ колѣна Іудина), увидѣвъ чрезмѣрность злодѣянія, и пораженный беззаконіями, на какія противъ него отважились, какъ повѣствуетъ божественная книга Судей (гл. 19), раздробивъ тѣло жены на части, послалъ во всѣ колѣна Израилевы, чтобы всѣ убѣдились — въ этомъ злодѣяніи видѣть обиду не ему одному, но всѣмъ вообще, и если будутъ сострадательны, отмстили, а если останутся равнодушными, на себѣ понесли стыдъ, какъ ставшіе уже участниками въ причиненіи обиды. Посланные извѣстили о случившемся; и всякій слытавшій и видѣвшій сказалъ: никогда не бывало ничего подобнаго съ того дня, какъ вышли сыны Израилевы изъ земли египетской. Почему подвиглись всѣ колѣна Израилевы, и всѣ, какбы сами потерпѣли обиду, собрались противъ преступниковъ. Наконецъ, учинившіе беззаконіе были преслѣдованы войною и стали для всѣхъ отверженными; потому что собравшіеся не смо/с. 277/трѣли на единоплеменность, но имѣли въ виду преступленіе.

Знаете, братія, это сказаніе и подробности дѣла, изображенныя въ Писаніи. Я не намѣренъ распространяться объ этомъ болѣе; потому что пишу людямъ знающимъ, и спѣшу вашему благоговѣнію указать на событія настоящія, которыя важнѣе и тѣхъ. Ибо для того и упомянулъ объ этомъ сказаніи, чтобы, тогдашнее сравнивъ съ настоящимъ, и уразумѣвъ, сколько послѣднее превосходитъ жестокостію древнее, вознегодовали вы еще болѣе, нежели израильтяне на тогдашнихъ беззаконниковъ; потому что лютость гоненій, воздвигнутыхъ на насъ, гораздо выше; и бѣдствіе левита маловажно въ сравненіи съ тѣмъ, на что нынѣ отваживаются противъ Церкви; лучше же сказать, этого и не слышно было никогда во вселенной, и никто не извѣдывалъ подобныхъ золъ. Тогда поругана была одна женщина и одинъ левитъ потерпѣлъ насиліе; а теперь поругана цѣлая Церковь, оскорблено святилище и, что еще важнѣе, благочестіе гонимо нечестіемъ. Тогда каждое колѣно Израилево, видя отторгнутый членъ одной женщины, приходило въ ужасъ; а теперь видимы расторгнутые члены цѣлой Церкви, и посланные, частію къ вамъ, а частію къ другимъ, извѣщаютъ о поруганіи и обидѣ, какія претерпѣли они.

Потому, умоляю, подвигнитесь и вы, какъ будто обида нанесена не намъ однимъ, но и вамъ; пусть каждый подастъ помощь, какъ будто и самъ страждетъ, чтобы не повредились въ скоромъ времени и правила церковныя, и вѣрованіе Церкви; потому что — въ опасности теперь то и другое, если Богъ вскорѣ чрезъ васъ не исправитъ допущенныхъ безпорядковъ, и Церковь не будетъ защищена. Не теперь даны правила и уставы церквамъ, но прекрасно и твердо преданы Отцами нашими; не теперь началась вѣра, но /с. 278/ отъ Господа перешла къ намъ чрезъ учениковъ Его. Посему да не погибнетъ въ настоящіе дни, чтó соблюдалось въ церквахъ издревле и до насъ, и да не будетъ взыскано съ насъ, что ввѣрено было намъ. Подвигнитесь, братія; потому что вы — строители таинъ Божіихъ, и видите, какъ расхищаются онѣ другими. Подробности услышите отъ письмоподателей; а я поспѣшилъ изобразить кратко, чтобы въ подлинности узнать вамъ, что никогда не бывало еще ничего подобнаго съ Церковію, со дня, какъ вознесшійся Спаситель заповѣдалъ ученикамъ, сказавъ: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19).

2) А что въ отношеніи ко мнѣ и къ Церкви сдѣлано противузаконно, это было такъ: По обычаю собирались мы мирно, народъ радовался нашимъ собраніямъ, и всѣ преуспѣвали въ житіи по Богу, сослужители мои въ Египтѣ, Ѳиваидѣ и Ливіи, сохраняли любовь и миръ и другъ къ другу и ко мнѣ; вдругъ египетскій епархъ обнародываетъ писанія, имѣющія видъ указа, что нѣкто Григорій изъ Каппадокіи поступаетъ моимъ преемникомъ, по царской волѣ. Такой слухъ всѣхъ привелъ въ смятеніе; это было нѣчто новое и въ первый только разъ слышимое. Народъ тѣмъ паче сталъ сходиться въ церкви, а чрезъ это еще болѣе узнали, что ни сами они, ни епископъ, ни пресвитеръ, и ни другой кто вообще, никогда не приносили на меня жалобъ; съ Григоріемъ же видѣли однихъ аріанъ, узнали, что и самъ онъ — аріанинъ, присланный Евсевіевыми единомышленниками. А вы знаете, братія, что единомышленники Евсевіевы всегда были покровителями и сообщниками нечестивой ереси аріанствующихъ, и чрезъ нихъ всегда строили мнѣ козни, и были виновниками удаленія моего въ Галлію. Поэтому народъ справедливо вознегодовалъ, всѣ вопіяли, свидѣтельствуясь дру/с. 279/гими судіями и цѣлымъ городомъ, что; поелику не было на меня никакой жалобы отъ священнослужителей, сдѣлано же это въ поруганіе мнѣ еретиками аріанами, то явное это нововведеніе и нарушеніе церковныхъ законовъ.

Если бы и дѣйствительно имѣла силу какая нибудь на меня жалоба; то не аріанину, не кому либо изъ держащихся аріанскихъ мудрованій, но — по церковнымъ правиламъ и по слову Павлову, — собравшемуся народу и тѣмъ, которые пріяли власть отъ Духа, съ силою Господа нашего Іисуса Христа (1 Кор. 5, 4), надлежало законно все изслѣдовать и произвести, въ присутствіи изъявляющихъ свое требованіе мірянъ и клириковъ; постороннему же, при содѣйствіи аріанъ, какбы купивъ имя епископа, гдѣ не просили, не имѣли въ намѣреніи и вовсе не знали дѣла, не должно было вторгаться въ церковь, по предстательству и принужденію мірскихъ судей. Ибо все это нарушаетъ церковныя правила и вынуждаетъ язычниковъ хулить и подозрѣвать, что поставленія совершаются у насъ не по Божественному закону, а вслѣдствіе купли и по ходатайству.

3) Итакъ, поставленіе Григорія аріанами было странно и такое имѣло начало. Какія же беззаконія произвело и сколькихъ золъ было причиною всіупленіе его въ Александрію, — объ этомъ можете узнать изъ написаннаго и разспросить у приходящихъ. Когда народъ, при такомъ нововведеніи, изъявилъ свое неудовольствіе, и потому собрался въ церквахъ, чтобы аріанское нечестіе не примѣшалось къ вѣрованію Церкви; Филагрій, который и прежде оскорблялъ Церковь и ея дѣвъ, а теперь сталъ епархомъ египетскимъ, этотъ отступникъ, соотечественникъ Григоріевъ, человѣкъ нечестныхъ нравовъ, а сверхъ того имѣющій заступниками единомышленниковъ Евсевіевыхъ, и потому усильно дѣйствующій противъ Церкви, своими обѣ/с. 280/щаніями, впослѣдствіи исполненными, склоняетъ на свою сторону и раздражаетъ язычниковъ, іудеевъ и людей безпорядочныхъ; и вдругъ напускаетъ ихъ съ мечами и дреколіемъ на народъ въ церквахъ.

А чтó изъ этого вышло, — не легко уже сказать это, да и не возможно вполнѣ изобразить; даже и малой части никто не вспомнитъ безъ слезъ и рыданій. Ибо описаны ли гдѣ у древнихъ такія плачевныя событія? Или, бывало ли когда-нибудь что подобное во время гоненія и войны? Храмъ и святая крещальня объемлются пламенемъ. Вдругъ, въ городѣ жалобы, вопли, плачъ; граждане негодуютъ на случившееся, вопіютъ на градоправителя, и свидѣтельствуютъ о совершаемыхъ насиліяхъ; потому что святыя и непорочныя дѣвы были обнажаемы и терпѣли непозволительные поступки; а которыя противились, тѣхъ жизнь подвергалась опасности; монашествующіе были затоптаны ногами и умирали; въ однихъ бросали свинцовыми кругами, другихъ убивали мечами и дреколіемъ, иные были изранены и избиты. А на святой Трапезѣ какое совершалось нечестіе и беззаконіе! Приносили въ жертву птицъ, жгли сосновую кору, восхваляя своихъ идоловъ, и хуля въ самыхъ церквахъ Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, Сына Бога Живаго; книги Божественнаго Писанія, какія находили въ церкви, жгли; богоубійцы іудеи и безбожные язычники, безъ опасенія входя въ святую крещальню (какая дерзость!), обнажались тамъ, дѣлали и говорили такія мерзости, которыя стыдно и пересказывать. И нѣкоторые нечестивцы, подражая жестокости гоненій, хватали дѣвъ и постницъ, влекли за руки, и влача, принуждали хулить Господа и отрекаться отъ Него; а которыя не отрекались, тѣхъ терзали и топтали ногами.

4) И сверхъ того, дивное и торжественное это вступленіе аріанина Григорія, увеселяясь подобными /с. 281/ бѣдствіями, какбы предлагая воздаяніе и награду за такую беззаконную побѣду язычникамъ, іудеямъ и всѣмъ, такъ поступавшимъ съ нами, предаетъ на разграбленіе церковь. И какъ скоро дозволено было такое беззаконіе и безчиніе, — поступаютъ хуже, чѣмъ на войнѣ, и съ бóльшимъ уже ожесточеніемъ, чѣмъ разбойники. Одни расхищаютъ все, что ни встрѣчалось; другіе грабятъ положенныя нѣкоторыми на сохраненіе вещи; вино, котораго было довольно много, пьютъ, льютъ, уносятъ; стоявшій елей расхищаютъ; двери и рѣшетки беретъ всякій какъ добычу; подсвѣщники влекутъ и въ тоже время кладутъ у ограды; церковныя свѣчи зажигаютъ передъ идолами. Однимъ словомъ, въ церкви грабежъ и убійство.

И злочестивые аріане не стыдились такихъ дѣлъ, но присовокупили еще худшее и болѣе жестокое. Пресвитеры и міряне были терзаемы; дѣвы безъ покрывалъ отводимы были въ судилище къ градоправителю и ввергаемы въ темницу; у иныхъ описывали имѣніе, а самихъ бичевали; возбранялось выдавать хлѣбы священнослужителямъ и дѣвамъ. И все это происходило въ самую святую Четыредесятницу, около Пасхи, когда братія постились, а чудный Григорій, подражая Каіафѣ съ игемономъ — Пилатомъ, ругался надъ благочестно чтущими Христа. Въ пятокъ, вошедши въ одну изъ церквей съ градоправителемъ и съ толпою язычниковъ, какъ скоро увидѣлъ, что народъ съ отвращеніемъ смотритъ на его насильственное вторженіе, заставилъ жестокаго градоправителя — въ одинъ часъ всенародно высѣчь и ввергнуть въ темницу тридцать четыре человѣка, — дѣвъ, замужнихъ женъ и благородныхъ мужей; въ числѣ ихъ была дѣва любительница чтенія; она держала еще въ рукахъ Псалтирь, когда велѣли сѣчь ее всенародно; книга была вырвана исполнителями казни, сама же дѣва заключена въ тюрьму.

/с. 282/ 5) Послѣ всего этого они не успокоились, не щадили и прочаго, но вознамѣрились повторить тоже самое въ другой церкви, гдѣ всего болѣе пребывалъ я въ тѣ дни. Старались же простереть неистовство свое и на эту церковь, чтобы уловить и убить меня. Такъ и было бы со мною, еслибы не помогла благодать Христова, чтобы, избѣжавъ гибели, могъ я по крайней мѣрѣ пересказать хотя немногое. Ибо видя, что буйство ихъ доходитъ до крайности, и признавъ лучшимъ, чтобы церковь не потерпѣла вреда, не пострадали въ ней дѣвы, не произошли опять убійства, и народъ въ другой разъ не подвергся оскорбленіямъ, — скрылся я отъ народа, вспомнивъ Спасителя. Который говоритъ: егда гонятъ вы во градѣ семъ, бѣгайте въ другій (Матѳ. 10, 23). По злодѣяніямъ же, какія совершены ими въ другой церкви, зналъ я, что не откажутся отъ жестокости и въ этой; потому что не устыдились даже дня Господня въ святый праздникъ, но и въ этотъ день заключали людей церковныхъ въ темницу.

Когда Господь всѣхъ освободилъ отъ узъ смертныхъ; тогда Григорій и бывшіе съ нимъ, какбы въ противоборство Спасителю, положившись на покровительство градоначальника, и этотъ день свободы для рабовъ Христовыхъ обратили въ плачъ. Язычники, уважая день сей, веселились; а Григорій, исполняя, можетъ быть, приказанія Евсевіевы, доводилъ христіанъ до необходимости плакать, обременялъ ихъ узами.

Съ такимъ насиліемъ градоправитель отнималъ церкви, и отнявъ, передавалъ Григорію и аріанамъ. И отлученные нами за нечестіе радуются похищенію церквей; а народъ Божій и служители соборной церкви принуждены — или пріобщиться къ нечестію еретиковъ аріанъ, или не входить въ церкви.

Даже корабельщикамъ и другимъ мореплавателямъ /с. 283/ Григорій дѣлалъ не мало насилія и принужденія чрезъ градоправителя, подвергая ихъ истязаніямъ, побоямъ, узамъ и заключенію въ темницу, чтобы не противорѣчили его беззаконіямъ, но даже приняли отъ него письма.

Не довольствуясь и этимъ, но чтобы насытиться моею кровію, побудилъ онъ жестокаго сообщника своего, градоправителя, какбы отъ лица народа, написать представленіе благочестивѣйшему царю Констанцію въ укоризненныхъ противъ меня выраженіяхъ, вслѣдствіе чего должно мнѣ не только бѣжать, но и ожидать себѣ тысячи смертей. Писалъ же это представленіе одинъ отступникъ изъ христіанъ, безстыдно покланяющійся идоламъ; а подписались язычники, служители идольскихъ капищъ, и съ ними — аріане.

И чтобы не распространяться въ словѣ, напишу: Здѣсь — гоненіе на Церковь, такое гоненіе, какого никогда еще не бывало. Ибо въ гоненіе, предъ этимъ бывшее, по крайней мѣрѣ, кто спасался бѣгствомъ, тотъ могъ молиться и креститься втайнѣ: а нынѣ жестокость велика и уподобляется вавилонскому безбожію. Какъ тогда было съ Даніиломъ; такъ и теперь чудный Григорій доноситъ градоправителю на тѣхъ, которые молятся въ домахъ, а за священнослужителями наблюдаетъ, преслѣдуя ихъ всякими оскорбленіями; почему, вслѣдствіе такого насилія, многіе — въ опасности умереть некрещенными; многіе въ болѣзни остаются безъ посѣщенія духовными, и сѣтуютъ о таковомъ бѣдствіи, почитая его тягостнѣйшимъ самой болѣзни; потому что, при гоненіи на служителей церкви, тѣ изъ народа, которые гнушаются нечестіемъ еретиковъ аріанъ, предпочитаютъ лучше такъ болѣть и быть въ смертной опасности, нежели дозволить, чтобы рука аріанина взошла на ихъ главу.

/с. 284/ 6) Итакъ, Григорій — аріанинъ и присланъ аріанами; ибо никто не требовалъ его, кромѣ ихъ однихъ. И потому, какъ наемникъ и какъ чужой, христіанамъ соборной церкви, какъ ему не принадлежащимъ, чрезъ градоначальника причиняетъ бѣдствія и огорченія. Прежде, когда единомышленники Евсевіевы поставили аріанамъ какого-то Писта, — какъ скоро написалъ я вамъ о немъ (извѣстно это всѣмъ вамъ епископамъ соборной церкви), — справедливо предали вы его анаѳемѣ и отлученію за нечестіе. По этой-то причинѣ прислали теперь къ аріанамъ этого Григорія; а чтобы и въ другой разъ не остаться въ стыдѣ, послѣ того, какъ опять напишу къ вамъ противъ нихъ, — употребили противъ меня внѣшнюю силу, думая, что, овладѣвъ церквами, избѣгнутъ подозрѣнія въ аріанствѣ Но ошиблись и въ этомъ; потому что никто изъ церковныхъ не дѣйствуетъ съ ними за-одно, и на ихъ сторонѣ одни еретики, еще — отлученные отъ Церкви за вины, и тѣ, которые лицемѣрятъ по принужденію, боясь градоправителя. Вотъ что произведено единомышленниками Евсевіевыми! Это замышляли и слагали они издавна, теперь же нашли возможность привести въ исполненіе, при помощи клеветъ, какими очернили меня предъ царемъ. Конечно же, и на этомъ не успокоятся; они такъ домогаются моей смерти, и столько страшными показываютъ себя моимъ знакомымъ, что всѣ обращаются въ бѣгство и ожидаютъ себѣ отъ нихъ смерти.

Но поэтому не должно и вамъ оставаться въ бездѣйствіи при ихъ беззаконіяхъ; напротивъ того, надлежитъ вступиться въ дѣло и вознегодовать на такія противъ насъ нововведенія. Ибо если, когда страждетъ одинъ членъ, состраждутъ съ нимъ и всѣ члены, и по слову блаженнаго Апостола, должно плакать съ плачущими (Рим. 12, 15); то, когда страждетъ такая Церковь, — пусть каждый, какбы самъ страдалъ, всту/с. 285/пится въ дѣло. Ибо хулится ими общій нашъ Спаситель и нарушаются ими общія всѣмъ намъ правила. Если бы, когда возсѣдаете вы въ церкви и неукоризненно собираете народъ, вдругъ пришелъ кто-нибудь, по указу объявляя себя преемниковъ кого-либо изъ васъ, и съ вами случилось что-либо подобное; то не вознегодовали ли бы вы, и не пожелали ли бы, чтобы вступились за васъ? Посему справедливо прійдти вамъ въ негодованіе, чтобы, если при этомъ умолчите, подобное зло не стало постигать и каждую церковь, и училище наше не обратилось, наконецъ, въ мѣсто купли и торжища.

7) Объ аріанахъ знаете уже вы, возлюбленные; потому что нечестіе ихъ неоднократно подвергали отлученію, и каждый порознь, и всѣ вообще; знаете же, что и единомышленники Евсевіевы, какъ прежде сказалъ я, держатся той же ереси, почему и злоумышляютъ противъ меня издавна. Теперь чрезъ нихъ и отъ нихъ постигшія насъ бѣдствія, жесточайшія бѣдствій военнаго времени, описалъ я вамъ, чтобы вы, согласно съ упомянутымъ въ началѣ сказаніемъ, воспринявъ ненавидящую лукавства ревность, исторгли творящихъ подобное лукавство противъ Церкви. Если въ прошломъ году, когда еще не было этого, римскіе братія писали, учредить Соборъ по прежнимъ дѣламъ, чтобы наказать за нихъ, и единомышленники Евсевіевы, боясь этого Собора, предупредили возмутить Церковь, и хотѣли убить меня, чтобы, не имѣя обличителя, небоязненно дѣлать уже, что имъ угодно; то кольми паче, по совершеніи столькихъ беззаконій, должны вы вознегодовать и произнести на нихъ осужденіе, по мѣрѣ того, что къ прежнему присовокупили еще и это?

Умоляю васъ, не оставьте этого безъ вниманія, и не потерпите, чтобы знаменитая александрійская Церковь попрана была еретиками. И народъ и священно/с. 286/служители, естественнымъ образомъ, не могутъ дѣйствовать совокупно, они молчатъ, боясь насилій отъ начальника области, но отвращаются нечестія аріанскаго. Итакъ, если Григорій, или другой кто изъ окружающихъ его, будетъ писать къ вамъ, — не принимайте, братія, писаній его, но отлучите и посрамите доставившихъ письма эти, какъ служителей нечестія и лукавства. Если же осмѣлится написать въ видѣ примиренія, и сего не принимайте, потому что доставятъ это къ вамъ взявшіеся изъ боязни градоначальника, вслѣдствіе многихъ его насилій. Поелику же, вѣроятно, будутъ писать къ вамъ объ этомъ и Евсевіевы единомышленники, то по этой же причинѣ, напередъ напоминаю вамъ, — и въ этомъ случаѣ, подражая Божію нелицепріятію, гоните отъ себя присланныхъ ими, потому что, по ихъ настроенію, въ такое время язычниками и іудеями произведены въ церквахъ гоненіе, растлѣніе дѣвъ, убійство, разграбленіе церковныхь вещей, пожаръ и богохульства.

А злочестивый и неистовый Григорій не можеть отречься, что онъ — аріанинъ, имѣя обличителемъ подписавшагося въ его посланіяхъ. Ибо этотъ подписавшійся есть Аммонъ, который давно уже за многія худыя дѣла и за нечестіе изверженъ изъ Церкви блаженной памяти Александромъ, прежде меня бывшимъ епископомъ.

Ради же всего этого благоволите отписать ко мнѣ и осудить нечестивыхъ, чтобы, какъ находящіеся здѣсь священнослужители и народъ, видя ваше православіе и вашу ненависть къ лукавству, возвеселились теперь о единодушной вашей во Христа вѣрѣ, такъ рѣшившіеся на такое противозаконное дѣло противъ Церкви, вразумившись вашими писаніями, хотя со временемъ когда-нибудь, могли раскаяться.

Привѣтствуйте братство ваше. Всѣ со мною сущіе братія привѣтствуютъ васъ. Здравыми и памятую/с. 287/щими о мнѣ да сохранитъ Господь васъ, истинно возлюбленные Господа!

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть первая. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1902. — С. 276-287.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.