Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Всевеликое войско Донское

Ген. П. Н. Красновъ († 1947 г.)

Петръ Николаевичъ Красновъ (1869-1947), генералъ-отъ-кавалеріи, атаманъ Всевеликаго Войска Донского, воен. и полит. дѣятель, изв. русскій и казачій писатель и публицистъ («русскій Киплингъ»). Родился 10 (23) сентября (по др. дан. 29 іюня / 12 іюля) 1869 г. въ Петербургѣ въ семьѣ ген.-лейт. Н. И. Краснова. Въ 1889 г. окончилъ Павловское Воен. Уч-ще. Въ 1890 г. зачисленъ въ Л.-Гв. Атаманскій Полкъ. Въ 1897-1898 г.г. проходилъ службу при русской дипломат. миссіи въ Эѳіопіи. Во время Русско-японской войны участв. въ боевыхъ дѣйствіяхъ въ сост. казачьихъ частей. Полковникъ (1910). Командиръ 10-го Донского казачьяго полка (1913), во главѣ котораго вступилъ въ 1-ю міровую войну. Въ 1914 г. за боевыя отличія произведенъ въ ген.-маіоры, въ 1917 г. — въ ген.-лейтенанты. Въ маѣ 1918 г. избранъ атаманомъ Всевел. войска Донского. Создалъ Донскую армію, которая въ сер. августа очистила большую часть Области войска Донского отъ большевиковъ. Изъ-за разногласій съ командованіемъ Добровольч. арміей въ февралѣ 1919 г. вынужденъ былъ подать въ отставку. 9 сентября зачисленъ въ списки Сѣв.-Западной арміи ген. Н. Н. Юденича. Вмѣстѣ съ А. И. Купринымъ издавалъ газету «Приневскій край». Въ эмиграціи жилъ въ Германіи, затѣмъ во Франціи и снова въ Германіи. Сотрудничалъ съ РОВС. Будучи убѣжд. противникомъ Совѣтской власти, привѣтствовалъ войну Германіи съ С.С.С.Р., видя въ этомъ единственную возможность освободить Россію отъ большевизма. Въ 1944 г. назначенъ начальникомъ Гл. упр. казачьихъ войскъ при Мин-вѣ вост. территорій, руководилъ формиров. Казачьяго отд. корпуса («Казачьяго стана»), сначала въ Бѣлоруссіи, затѣмъ въ Сѣв. Италіи. Въ маѣ 1945 г. сдался въ плѣнъ англичанамъ и былъ ими выданъ совѣтской воен. администраціи. Вмѣстѣ съ рядомъ др. казачьихъ атамановъ убитъ въ Лефортовской тюрьмѣ 3 (16) января 1947 г. — Помимо боевой славы П. Н. Красновъ извѣстенъ, какъ боевой писатель, сотрудникъ воен. изданій и составитель воен. очерковъ, памятокъ и руководствъ. Въ 1921-1943 г.г. онъ опубликовалъ 41 книгу: однотомные и многотомные романы, 4-е сборника разсказовъ и 2-а тома воспоминаній. Его истор. романы и повѣсти создали ему славу изв. писателя и были переведены на 17 языковъ.

Сочиненія Генерала П. Н. Краснова

П. Н. Красновъ († 1947 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЕ ОЧЕРКИ ДОНА.
Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту». Берлинъ, 1943-1945 г.г.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ДОНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
XX.
Свадьба. «Вѣдунъ», «поѣзжане». Вѣнчаніе. Дѣвушки убираютъ по-женски невѣстины косы. Свадебный пиръ. Подарки молодымъ.

Самый большой, торжественный, полный таинственныхъ, задушевныхъ, трогательныхъ обрядовъ былъ свадебный день. Все, что было богатаго, яркаго запрятано въ сундукахъ родителей невѣсты, въ этотъ день доставалось, протиралось, разглаживалось и чистилось. Убирали невѣсту, какъ икону. Жемчуга и монисто изъ золотыхъ и серебряныхъ русскихъ, турецкихъ и персидскихъ монетъ горѣли на ея шеѣ и груди.

Со станичной церковной колокольни раздается благовѣстъ. Отецъ и мать входятъ къ невѣстѣ. Отецъ въ старомъ боевомъ мундирѣ, мать въ богато расшитомъ кубелекѣ. Невѣста опускается передъ ними на колѣни, и родители иконой благословляютъ ее на бракъ.

Невѣста прикладывается къ иконѣ и говоритъ, вставая:

Простите, батюшка... Мамаша, простите... Прощай, родительскій домъ.

Слезы орошаютъ ея лицо, и алмазами сверкаютъ на щекахъ и подбородкѣ, отражая блескъ камней.

Женихъ въ нарядномъ кафтанѣ идетъ за невѣстой. Кафтанъ этотъ сохраняется изъ рода въ родъ. Часто на женихѣ бывалъ надѣтъ кафтанъ, жалованный прадѣду еще въ царское время, въ немъ вѣнчался и отецъ, и дѣдъ его. Иногда вѣнчальный кафтанъ бытъ общественный, станичный. Онъ хранился въ станичной избѣ, его надѣвали всѣ женихи, и по окончаніи вѣнчанія сдавали обратно въ избу.

Жениха ведетъ «вѣдунъ». Онъ предупреждаетъ жениха о порогахъ. Если церковь недалеко, священникъ приходитъ въ полномъ облаченіи съ крестомъ и ведетъ брачующихся въ церковь. За нимъ идутъ мальчики, братья невѣсты и близкіе родственники, и несутъ на расшитыхъ кружевами, золотомъ и серебромъ пеленахъ благословенные образа. Вокругъ жениха идутъ его товарищи — поѣзжане. Рукава кафтановъ у нихъ повязаны расшитыми полотенцами. Если церковь далеко, или нужно ѣхать въ нее съ хутора — запрягались телѣги, зимою сани. Все нарядно и пестро убрано коврами, лентами и полотенцами. Какъ вычищены и блестятъ шерстью кони! Какъ подобраны, масть въ масть, рубашка въ рубашку. Подъ невѣстой обязательно сѣрой масти. Сколько «поѣзжанъ» гарцуетъ кругомъ верхомъ на легкихъ аргамакахъ. Всѣ «причепурены», при сабляхъ или шашкахъ. На дугахъ пестрыя ленты: звенятъ колокольцы и бубенцы. На поѣзжанахъ полотенца и ленты рѣютъ по вѣтру. Несутся съ гикомъ, съ веселыми криками черезъ хуторъ, степью, въ станичную церковь, къ мѣрнымъ зовамъ колокола.

Чинно идетъ вѣнчаніе. Задушевно и красиво поетъ церковный хоръ. Гудитъ голосъ діакона. Затаивъ дыханіе, слѣдятъ, кто ступитъ первый на атласный коврикъ передъ аналоемъ — женихъ или невѣста. Кто первый — тому и владѣть и верхово/с. 8/дить въ домѣ. Да развѣ какая дѣвушка посмѣетъ показать при всемъ народѣ себя. Развѣ ужъ очень красивая и богатая, знающая себѣ цѣну озорная казачка.

Поютъ «Исайе ликуй». Обводятъ вѣнчающихся подъ золотыми вѣнцами вокругъ аналоя. Кончено — свадьба завершилась...

Подруги обступаютъ молодую, ведутъ ее въ притворъ, сажаютъ въ кресло, и ближайшія подружки расплетаютъ ея дѣвичью косу и укладываютъ волосы по-женски на двое, обвиваютъ ими голову и надѣваютъ шапку — повойникъ. Окружающія дѣвушки печально поютъ:

Не золотая трубушка вострубила —
Рано на зарѣ восплакала Варюшка
По своей русой косѣ: —
— «Свѣтъ моя косушка русая
Что родная маменька плела,
Она мелко-намелко переплетывала,
Мелкимъ жемчугомъ усаживала...»

Медленно, опустивъ голову въ женскомъ уборѣ, идетъ невѣста изъ церкви. Мчится поѣздъ троекъ и паръ, скачутъ бѣшено поѣзжане. Звенятъ бубенцы, рѣютъ ленты. Кричатъ верховые. Мчатся къ дому жениха.

На крыльцѣ куреня стоятъ родители молодого съ хлѣбомъ-солью на блюдѣ. Они поднимаютъ блюдо въ уровень съ плечами. Всѣ гости идутъ впереди и сгибаются подъ блюдомъ. Они проходятъ и становятся по бокамъ у мѣшка съ пшеницею и другимъ хлѣбнымъ зерномъ, перемѣшаннымъ съ хмелемъ, орѣхами, пряниками и мелкими монетами.

Послѣдними проходятъ подъ хлѣбомъ молодые. На нихъ сыплютъ изъ мѣшковъ зерно, орѣхи, деньги...

Богато!..

Богато жить! — говорятъ кругомъ.

Въ чистой горницѣ накрытъ столъ. Вино налито по чарамъ. Всѣ становятся кругомъ, принимаютъ чары. Отецъ молодого, или, если присутствуетъ почетнымъ гостемъ станичный атаманъ, то онъ, поднимаетъ чару:

Про здравіе Государя Императора!..

Гремитъ дружное «ура».

Про здравіе войскового атамана!

За все наше великое войско Донское!..

За молодого князя и княгиню!

Тутъ тесть и родные одариваютъ молодыхъ.

Отецъ передаетъ сыну драгоцѣнную шашку. Тесть подмигиваетъ молодому, и говоритъ:

Выйди, Гаврюшенька, на часину, шо я тебѣ покажу...

Они идутъ на заднее крыльцо на дворъ. Гости слѣдуютъ за ними. На дворѣ казакъ держитъ посѣдланнаго черкесскимъ сѣдломъ завѣтнаго скакуна тестя.

Владáй! — говоритъ тесть и, обернувъ полою поводъ, передаетъ коня зятю. — Владáй!... ѣздій... Береги!...

Слезы на глазахъ у обоихъ.

Невѣсту одариваютъ платьями и матеріями.

Пиръ идетъ до утра. Поютъ свадебныя пѣсни. Старый дѣдъ поднимается въ головѣ стола. Въ рукахъ у него серебряный кубокъ, отбитый у турокъ еще въ Азовскіе походы. Цимлянское шипучее вино сверкаетъ въ немъ, розовыми каплями брызгаетъ на скатерть. Всѣ встаютъ.

Желаю здравствовать, — говоритъ дѣдъ, — князю молодому съ княгинею. Княжему отцу, матери, дружкамъ со свахами и всѣмъ любящимъ гостямъ на бесѣдѣ, не всѣмъ поименно, но всѣмъ поровенно. Что задумали, загадали — опредѣли Господи таланъ и счастье. Слышанное видѣть, желаемое получить, въ чести и въ радости нерушимо!

Всѣ гости въ голосъ отвѣчаютъ:

Опредѣли Господи!

И опять поютъ свадебныя пѣсни.

Источникъ: П. Н. Красновъ. Историческіе очерки Дона. // «На Казачьемъ Посту». Двухнедѣльный общеказачій журналъ. №24. — 15 апрѣля 1944 года. — [Берлинъ], 1944. — C. 7-8.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.