Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Всевеликое войско Донское

Ген. П. Н. Красновъ († 1947 г.)

Петръ Николаевичъ Красновъ (1869-1947), генералъ-отъ-кавалеріи, атаманъ Всевеликаго Войска Донского, воен. и полит. дѣятель, изв. русскій и казачій писатель и публицистъ («русскій Киплингъ»). Родился 10 (23) сентября (по др. дан. 29 іюня / 12 іюля) 1869 г. въ Петербургѣ въ семьѣ ген.-лейт. Н. И. Краснова. Въ 1889 г. окончилъ Павловское Воен. Уч-ще. Въ 1890 г. зачисленъ въ Л.-Гв. Атаманскій Полкъ. Въ 1897-1898 г.г. проходилъ службу при русской дипломат. миссіи въ Эѳіопіи. Во время Русско-японской войны участв. въ боевыхъ дѣйствіяхъ въ сост. казачьихъ частей. Полковникъ (1910). Командиръ 10-го Донского казачьяго полка (1913), во главѣ котораго вступилъ въ 1-ю міровую войну. Въ 1914 г. за боевыя отличія произведенъ въ ген.-маіоры, въ 1917 г. — въ ген.-лейтенанты. Въ маѣ 1918 г. избранъ атаманомъ Всевел. войска Донского. Создалъ Донскую армію, которая въ сер. августа очистила большую часть Области войска Донского отъ большевиковъ. Изъ-за разногласій съ командованіемъ Добровольч. арміей въ февралѣ 1919 г. вынужденъ былъ подать въ отставку. 9 сентября зачисленъ въ списки Сѣв.-Западной арміи ген. Н. Н. Юденича. Вмѣстѣ съ А. И. Купринымъ издавалъ газету «Приневскій край». Въ эмиграціи жилъ въ Германіи, затѣмъ во Франціи и снова въ Германіи. Сотрудничалъ съ РОВС. Будучи убѣжд. противникомъ Совѣтской власти, привѣтствовалъ войну Германіи съ С.С.С.Р., видя въ этомъ единственную возможность освободить Россію отъ большевизма. Въ 1944 г. назначенъ начальникомъ Гл. упр. казачьихъ войскъ при Мин-вѣ вост. территорій, руководилъ формиров. Казачьяго отд. корпуса («Казачьяго стана»), сначала въ Бѣлоруссіи, затѣмъ въ Сѣв. Италіи. Въ маѣ 1945 г. сдался въ плѣнъ англичанамъ и былъ ими выданъ совѣтской воен. администраціи. Вмѣстѣ съ рядомъ др. казачьихъ атамановъ убитъ въ Лефортовской тюрьмѣ 3 (16) января 1947 г. — Помимо боевой славы П. Н. Красновъ извѣстенъ, какъ боевой писатель, сотрудникъ воен. изданій и составитель воен. очерковъ, памятокъ и руководствъ. Въ 1921-1943 г.г. онъ опубликовалъ 41 книгу: однотомные и многотомные романы, 4-е сборника разсказовъ и 2-а тома воспоминаній. Его истор. романы и повѣсти создали ему славу изв. писателя и были переведены на 17 языковъ.

Сочиненія Генерала П. Н. Краснова

П. Н. Красновъ († 1947 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЕ ОЧЕРКИ ДОНА.
Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту». Берлинъ, 1943-1945 г.г.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ДОНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
XVIII.
Станичная жизнь. Казаки хотятъ оставаться казаками. Одежда казаковъ и казачекъ. Рожденіе казачьяго сына. Подарки «на зубокъ». Воспитаніе молодого казака. «Малолѣтки». Военныя игры.

Заграничные походы, начало народнаго образованія на Дону, развивавшаяся торговля и промыслъ, садоводство и земледѣліе, а болѣе того широкая Русская жизнь, уже [не] заглянувшая только, какъ то было раньше, но тѣсно обступившая Донское войско и, конечно, православная церковь, ставшая въ каждой станицѣ, измѣнили внѣшній видъ Донскихъ станицъ и хуторовъ, но не сломили внутренняго быта Донского казака.

Курени обвесились черешневыми, яблоневыми и грушевыми садами. Гдѣ только было можно, по южнымъ пристѣнамъ крутыхъ донскихъ береговъ и балокъ, высоко «кустами» поднялись виноградники. На станичной толокѣ было полно скотомъ и овцами. Въ степи паслись казачьи станичные табуны, и каждый казакъ стремился получить изъ старшинскихъ табуновъ хорошаго производителя.

Въ бѣленыхъ глинкой куреняхъ было чисто. Появились тамъ заграничные, изъ походовъ привезенные предметы — гдѣ затѣйливые часы, гдѣ швейцарская гармоника или нѣмецкая скрипка, гдѣ рѣзной баварскій ларецъ.

Кубанская линія отошла на востокъ, къ Кавказскимъ горамъ. Тамъ жили Кубанскіе казаки. Ничто не угрожало станицамъ. Валы осыпались, рвы сравнивались съ землею, засѣки были сняты. Безмятежно и спокойно становилось на Тихомъ Дону.

Но казаки оставались казаками. Ихъ учили этому отцы и дѣды.

Отецъ знаменитаго Донского атамана графа Платова, войсковой старшина Иванъ Платовъ, отправляя тринадцати-лѣтняго сына Матвѣя урядникомъ на службу, напутствовалъ его:

Смотри, Матвѣй, служи Государю и Тихому Дону примѣрно. Помни меня. Изъ простыхъ казаковъ дошелъ я до чина войскового старшины — храбростью, да примѣрною службою. Береги отцовскіе обычаи — будь казакомъ... Уповай на Господа Бога, и Онъ тебя не оставитъ. Слушай начальниковъ. Будь внимательнымъ къ равнымъ тебѣ, снисходителенъ къ низшимъ, и строгъ болѣе всего къ самому себѣ. Но помни всегда: никогда, Матвѣй, и думать не моги забыть нашъ Тихій Донъ, вскормившій и взлелѣявшій тебя!.. Аминь!..

Платовскій завѣтъ былъ общимъ казачьимъ завѣтомъ всѣхъ Донцовъ. Такими, или подобными словами каждый казакъ-отецъ напутствовалъ сына на службу.

Дóма, въ станицахъ, казаки носили форменные чекмени, или кафтаны синяго сукна, шаровары съ алыми лампасами, высокіе сапоги и барашковыя папахи. Одѣваться въ праздникъ въ форменную одежду, носить щегольскія сабли или шашки, украшенныя золотомъ и серебромъ, надѣвать ордена и медали, старые кивера, было въ обычаѣ. Сабля хранилась изъ рода въ родъ, переходила отъ отца къ сыну, отъ дѣда къ внуку. Ее украшали, вѣшали подъ образа, на почетное мѣсто. Почетомъ пользовалась и пика. Называли ее «дончихой». Въ порядкѣ содержалось старое дѣдовское ружье. И еще долго стрѣльба изъ лука была любимымъ развлеченіемъ въ станицѣ.

Казачки дома носили повойникъ и кубелекъ. И тотъ, и другой изъ простого чернаго сукна. Въ праздникъ казачки надѣвали повойникъ изъ парчи, на повойникъ повязывали платокъ, къ которому прикалывали цвѣты, или разноцвѣтныя страусовыя перья. Носили еще собольи шапки, вышитыя жемчугомъ, алмазами и яхонтами. Изъ-подъ шапки, по-старинному, свѣшивались на лобъ чикили́ки — кружево, вынизанное жемчугомъ. Поверхъ рубашки и турецкихъ шальваръ, надѣвали кубеле́къ — длинное платье, украшенное подъ мышками па́стовками, по поясницѣ уперами, на груди капкаче́мъ. Кубелекъ застегивался жемчужными или золотыми пуговицами, имѣвшими форму груши. При выходѣ изъ дома богатыя казачки надѣвали поверхъ кубелька карва́къ. Казачки носили ожерелья /с. 6/ изъ камней или, чаще, изъ золотыхъ и серебряныхъ монетъ, браслеты изъ золота и жемчуговъ. Жемчугъ былъ любимымъ украшеніемъ женщины на Дону. На ноги обували легкія туфли.

Такъ одѣвались въ станицахъ. Въ Новочеркасскѣ только лишь старыя казачки блюли одѣянія своихъ бабушекъ. Молодыя, при атаманѣ Иловайскомъ 3-мъ (1821-1826), стали носить французскія платья, и на Дону появились первыя портнихи изъ Москвы и Варшавы.

Когда въ семьѣ рождался сынъ — онъ рождался воиномъ. Его не называли мальчикомъ, но казакомъ, казачьимъ сыномъ.

Новорожденному на зубокъ — родные, друзья, знакомые, однохуторцы и однополчане отца — приносили подарки, и подарки эти всегда были какой-нибудь военный предметъ: патронъ пороха, стрѣла, лукъ, пуля. Дѣдъ дарилъ свою шашку или ружье. Дареныя вещи развѣшивались по стѣнѣ въ той горницѣ, гдѣ лежала мать.

Когда, по истеченію сорока дней, мать съ сыномъ возвращалась изъ церкви, ихъ встрѣчалъ отецъ. На дворѣ держали лошадь. Отецъ бралъ сына на руки, надѣвалъ на него саблю, сажалъ на лошадь и подстригивалъ ножницами волосы въ кружокъ. Послѣ обряда онъ возвращалъ сына матери и поздравлялъ ее съ «казакомъ».

Когда у младенца прорѣзывались зубы, отецъ садился верхомъ, бралъ сына на руки и ѣхалъ съ нимъ въ церковь, гдѣ служили молебенъ Іоанну-воину о томъ, чтобы сынъ былъ храбрымъ казакомъ.

Трехлѣтніе казачата ѣздили верхомъ по двору, а пяти лѣтъ скакали, отводя коня въ табунъ.

Сердце матери замирало отъ страха. Губы испуганно шептали:

Болѣзненькій ты мой!.. Казакъ вѣдь!.. Казакъ!..

А у казаченка, ловко сидящаго на отцовскомъ конѣ, глаза горятъ. Весь дышитъ отвагой, и въ маленькой головенкѣ — жажда подвиговъ и казачьей удали.

17-ти лѣтъ — онъ малолѣтка. Онъ въ строю. Малолѣтки собираются на смотръ. Скачка. Стрѣльба въ цѣль. Стрѣльба въ цѣль съ коня на всемъ скаку. Рубка шашками. Фланировка пиками. Разгорѣвшись отвагою, цѣлыя станицы малолѣтковъ съ полнаго разгона, съ крутого яра кидалась въ рѣку и плыли на другой берегъ съ лошадьми, въ аммуниціи и съ пиками. Они разсыпались лавою, скакали другъ противъ друга, схватывались въ объятія и боролись на коняхъ. Они лихо джигитовали.

Какъ сто и двѣсти лѣтъ тому назадъ, зимою строили изъ снѣга крѣпость, водружали знамя и атаковали на коняхъ и пѣшкомъ.

Чего не могу?! Все могу!! — задорно кричалъ малолѣтка, и мчался въ самую кипѣнь боя, навстрѣчу тучѣ снѣжковъ.

Кто ихъ училъ?.. Никто. Старый урядникъ, казакъ, а чаще отецъ — онъ вѣдь тоже казакъ, — покажетъ пріемъ, и пріемъ уже на лету схваченъ. Одинъ перенимаетъ у другого. Одинъ спѣшитъ показать другому.

Э! да не такъ! Ить вотъ какъ надо-ть! Мнѣ надысь батаня показалъ. Въ ту пору — влюбиться въ женщину, грезить о дѣвушкѣ?.. Какой стыдъ!..

Это горе — намъ не въ горе,
Не привыкли этакъ жить,
Чтобъ по вѣтреной дѣвчонкѣ
Тосковаться и тужить...

Дѣвушки-казачки, не знавшія рабства крѣпостныхъ и неволи боярскихъ теремовъ, свободныя, ловкія, мало въ чемъ уступавшія братьямъ, любуясь играми казаковъ, слушая ихъ пѣсни, танцуя съ ними, даря имъ за лихость цвѣты и ленты, угощая ихъ стаканомъ вина или меда, любили ихъ всѣхъ, любили казачество, молодцовъ казаковъ своей станицы. Влюбиться въ кого-нибудь, показать свое чувство — какой срамъ для дѣвушки-казачки!

Источникъ: П. Н. Красновъ. Историческіе очерки Дона. // «На Казачьемъ Посту». Двухнедѣльный общеказачій журналъ. №23. — 1 апрѣля 1944 года. — [Берлинъ], 1944. — C. 5-6.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.