Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Всевеликое войско Донское

Ген. П. Н. Красновъ († 1947 г.)

Петръ Николаевичъ Красновъ (1869-1947), генералъ-отъ-кавалеріи, атаманъ Всевеликаго Войска Донского, воен. и полит. дѣятель, изв. русскій и казачій писатель и публицистъ («русскій Киплингъ»). Родился 10 (23) сентября (по др. дан. 29 іюня / 12 іюля) 1869 г. въ Петербургѣ въ семьѣ ген.-лейт. Н. И. Краснова. Въ 1889 г. окончилъ Павловское Воен. Уч-ще. Въ 1890 г. зачисленъ въ Л.-Гв. Атаманскій Полкъ. Въ 1897-1898 г.г. проходилъ службу при русской дипломат. миссіи въ Эѳіопіи. Во время Русско-японской войны участв. въ боевыхъ дѣйствіяхъ въ сост. казачьихъ частей. Полковникъ (1910). Командиръ 10-го Донского казачьяго полка (1913), во главѣ котораго вступилъ въ 1-ю міровую войну. Въ 1914 г. за боевыя отличія произведенъ въ ген.-маіоры, въ 1917 г. — въ ген.-лейтенанты. Въ маѣ 1918 г. избранъ атаманомъ Всевел. войска Донского. Создалъ Донскую армію, которая въ сер. августа очистила большую часть Области войска Донского отъ большевиковъ. Изъ-за разногласій съ командованіемъ Добровольч. арміей въ февралѣ 1919 г. вынужденъ былъ подать въ отставку. 9 сентября зачисленъ въ списки Сѣв.-Западной арміи ген. Н. Н. Юденича. Вмѣстѣ съ А. И. Купринымъ издавалъ газету «Приневскій край». Въ эмиграціи жилъ въ Германіи, затѣмъ во Франціи и снова въ Германіи. Сотрудничалъ съ РОВС. Будучи убѣжд. противникомъ Совѣтской власти, привѣтствовалъ войну Германіи съ С.С.С.Р., видя въ этомъ единственную возможность освободить Россію отъ большевизма. Въ 1944 г. назначенъ начальникомъ Гл. упр. казачьихъ войскъ при Мин-вѣ вост. территорій, руководилъ формиров. Казачьяго отд. корпуса («Казачьяго стана»), сначала въ Бѣлоруссіи, затѣмъ въ Сѣв. Италіи. Въ маѣ 1945 г. сдался въ плѣнъ англичанамъ и былъ ими выданъ совѣтской воен. администраціи. Вмѣстѣ съ рядомъ др. казачьихъ атамановъ убитъ въ Лефортовской тюрьмѣ 3 (16) января 1947 г. — Помимо боевой славы П. Н. Красновъ извѣстенъ, какъ боевой писатель, сотрудникъ воен. изданій и составитель воен. очерковъ, памятокъ и руководствъ. Въ 1921-1943 г.г. онъ опубликовалъ 41 книгу: однотомные и многотомные романы, 4-е сборника разсказовъ и 2-а тома воспоминаній. Его истор. романы и повѣсти создали ему славу изв. писателя и были переведены на 17 языковъ.

Сочиненія Генерала П. Н. Краснова

П. Н. Красновъ († 1947 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЕ ОЧЕРКИ ДОНА.
Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту». Берлинъ, 1943-1945 г.г.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ДОНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
XV.
Вліяніе походовъ въ Западную Европу на казаковъ. Строительство церквей. Епископъ Воронежскій и Черкасскій. Войсковая латинская семинарія въ Черкасскѣ. Публичныя училища по станицамъ. Сравненіе въ чинахъ казачьихъ офицеровъ съ регулярными-гусарскими. Донское дворянство. Войсковая канцелярія. Главное народное училище. Донская гимназія. Промысла. Торговые казаки. Ярмарки. Армяне на Дону. Нахичевань. Новый гербъ войска Донского.

Вторая половина XVIII и первая четверть XIX вѣка рѣзко измѣнили жизнь и бытъ Донскихъ казаковъ.

/с. 6/ До этого казаки, бывавшіе постоянно въ походахъ и поискахъ, знали народы востока, азіатскіе народы, турокъ, татаръ и кавказцевъ. Въ свои курени везли они добычу восточную, и съ нею и восточные нравы.

Тревожная и неспокойная была жизнь по станицамъ, постоянно прерываемая набѣгами татаръ или своими бунтарями. Казакъ не обзаводился «домашнестью», все держалъ по сундукамъ, мало безпокоился объ украшеніи своего дома, объ улучшеніи жизни въ станицѣ. Но когда граница Войска стала безопасной, когда умолкли бунты и набѣги, когда стали казаки не отъ себя, самовольно и самочинно ходить въ набѣги за добычею, но стали выставлять полки и ходить цѣлыми большими отрядами на войны, веденныя Россіей, забрасывали эти походы казаковъ въ самыя разнообразныя страны и государства. Добыча казаковъ въ этихъ войнахъ стала меньше, и не была такой красочной и яркой. Это были войны, а не разбойничьи поиски. Казакъ привозилъ съ собою въ родную станицу нѣчто большее, нежели самая богатая добыча. Привозилъ знанія и опытъ западно-европейской жизни. Являлась жажда къ образованію, къ познанію жизни, черезъ сравненіе крѣпло сознаніе своего значенія, уваженіе имени казачьяго.

По-прежнему считали казака «дикимъ сыномъ степей», полукочевникомъ, смѣшивали его съ калмыкомъ и татариномъ, по-прежнему слова «воры-казаки» были ходячими о казакахъ, — дикое о казакѣ было представленіе, — а казакъ тѣмъ временемъ прочно сѣлъ на землю, въѣлся въ эту землю и полюбилъ ее. Онъ сталъ садить сады, заниматься винодѣліемъ, украшать свой курень заграничными рѣдкостями, сталъ заботиться о чистотѣ и уютѣ, о породности своихъ табуновъ и объ улучшенія скота и птицы. Способный ученикъ такихъ полководцевъ, какимъ былъ Суворовъ, казакъ и въ свое воинское обученіе вносилъ Суворовскіе завѣты.

Въ красивый вошло обычай у донцовъ, возвращаясь со службы домой, а тѣмъ болѣе возвращаясь съ войны, съ похода, непремѣнно привезти что-нибудь особенно дорогое и цѣнное для украшенія станичнаго храма. Въ глухихъ станицахъ появлялись иконы художественнаго итальянскаго письма въ драгоцѣнныхъ серебряныхъ окладахъ заграничной работы (Вешенская станица), свѣщники и люстры въ хрусталяхъ Венеціанскаго стекла; хоругви французскаго шелка и бархата...

XVIII вѣкъ покрываетъ войско большими деревянными церквями.

/№ 22, с. 4/ Первыя церкви были построены въ станицахъ Кочетовской, Черновской и Ведерниковской въ 1720-мъ году. Съ 1720 по 1743 годъ были построены церкви по станицамъ: — Старо-Григорьевской, Малодѣльской и Бурацкой (1722); Усть-Хоперской, Тишанской, Алексѣевской и Терновской (1724) Раздорской, Семикаракорской, Усть-Быстрянской, Нижне-Курмоярской, Нагавской и Бесергеневской (1720 и 1727 г.); Дурновской, Филоновской, Лукьяновской, Есауловской и Луковской (1728 и 1729 гг.); Митякинской, Еланской, Кумылжинской, Безплемяновской, Орловской и Котовской (1730 и 1731 гг.); Яминской, Верхне-Чирской, Верхне-Курмоярской, Зимовѣйской, Луганской, Етеревской и Казанской, Кепинской (1732–1733 гг.); Нижне-Каргальской, Верхне-Каргальской, Кепинской и Голубинской (1735 г.); Березовской, Ѳедосѣевской и Калитвенской (1736 г.); Кумшацкой, Распопинской, Быстрянской, Богаевской, Мелеховской, Верхне-Кундрючской, Усть-Бѣло-Калитвенской, Каменской, Гундоровской, Золотовской, Траилинской, Камышевской, Верхне-Михалевской, Пятіизбянской, Романовской, Вешенской, Филипповской, Ново-Григорьевской, Букановской, Правоторовской, Арженовской и Островской (1740 г.); Нижне-Михалевской, Тишанской, Ерыженской, Мартыновской, Перекопской, Усть-Быстрянской и Арчадинской (1742 г.).

Къ 1764 году на Дону было 4 каменныхъ церкви — всѣ въ Черкасскѣ, и 103 деревянныхъ.

Духовенство въ эти церкви назначалось Воронежскими епископами, которые съ 1795 года носятъ наименованіе епископовъ Воронежскихъ и Черкасскихъ.

Въ 1748 году въ Черкасскѣ было открыто первое учебное заведеніе на Дону — «войсковая латинская семинарія», для подготовки казачьихъ дѣтей къ духовному званію.

Съ 1751 года всѣ донскія церкви были подчинены тремъ духовнымъ правленіямъ: Черкасскому, Усть-Медвѣдицкому и Хоперскому.

При атаманѣ Степанѣ Даниловичѣ Ефремовѣ было приказано въ 1765 году учредить въ станицахъ «публичныя училища».

При Потемкинѣ было приказано сравнять въ чинахъ казачьихъ офицеровъ съ Русскими армейскими. Сотники и есаулы стали считаться оберъ-офицерами, войсковые старшины сравнены съ гусарскими корнетами, есаулы — съ ротмистрами, дальше были устроены чины: маіора, подполковника и полковника. Казачьихъ полковниковъ стали ставить наряду съ полковниками Россійской арміи. Они стали получать права потомственнаго дворянства Россійской имперіи, и дѣти ихъ стали дворянами. Имъ нарѣзали участки земли и разрѣшали приводить крестьянъ для обработки земель. Въ царствованіе Императора Павла появилось донское дворянство. Въ безклассовомъ прежнемъ обществѣ появились помѣщики.

Тогда же стали жаловать казачьихъ чиновниковъ гражданскими чинами регистраторовъ и совѣтниковъ.

Указомъ 29 сентября 1802 года было повелѣно войсковой канцеляріи состоять подъ предсѣдательствомъ войскового атамана, и въ ней присутствовать двумъ непремѣннымъ членамъ и четыремъ асессорамъ. Члены и асессоры служили по выбору дворянства по три года. Канцелярія была раздѣлена на три экспедиціи: воинскую, гражданскую и экономическую. Для судебныхъ дѣлъ учреждены сыскныя начальства; въ Черкасскѣ учреждена полиція, при войсковой канцеляріи назначены землемѣръ и архитекторъ. —

Войсковой Кругъ окончательно утратилъ былое значеніе. Онъ больше не собирался для рѣшенія войсковыхъ дѣлъ, но лишь осталась церковная церемонія, называвшаяся войсковымъ Кругомъ. Въ опредѣленные дни: 1-го октября, въ дни рожденія и именинъ Государя, на Новый годъ устраивался церковный парадъ. Въ торжественномъ шествіи, имѣя впереди атамана съ булавой, несли войсковыя регаліи — знамена, бунчуки и граматы въ ларцахъ въ соборъ, и тамъ служили обѣдню и молебствіе. Послѣ чего устраивался парадъ мѣстнымъ войскамъ, и регаліи и знамена относили обратно въ мѣста ихъ храненія.

Въ 1790 году въ Черкасскѣ, въ предмѣстьѣ города, близъ Преображенской церкви, торжественно, съ пушечной пальбой и ночною иллюминаціей, было открыто «главное народное училище». Директоромъ училища былъ назначенъ сынъ атамана, полковникъ Петръ Алексѣевичъ Иловайскій. Изъ Петербурга были присланы учителя — Димитрій Яновскій съ тремя товарищами.

До 1798 года въ училище принимались мальчики и дѣвочки, потомъ одни мальчики. Въ училищѣ сначала было четыре класса, потомъ добавили еще пятый — рисовальный. Ученики 2-го, 3-го и 4-го классовъ обучались, кромѣ общихъ предметовъ и русскаго языка, еще французскому и нѣмецкому языкамъ. Учебниковъ было мало, и мальчики-донцы должны были переписывать въ тетради учебники грамматики и ариѳметики. На выпускныхъ экзаменахъ почти всегда присутствовалъ войсковой атаманъ.

11-го мая 1805 года въ Черкасскѣ, въ присутствіи атамана Платова, была открыта первая на Дону донская гимназія. Сначала она была при главномъ народномъ училищѣ, потомъ ее перенесли на Ратное урочище, а съ постройкой города Новаго Черкасска она была переведена туда въ нарочно построенное для нея большое каменное зданіе.

Первымъ ея директоромъ былъ Алексѣй Григорьевичъ Поповъ. Онъ обучался при войсковой канцеляріи письмоводству, черезъ два года былъ отправленъ въ Московскій университетъ, гдѣ провелъ семь лѣтъ. По окончаніи университета онъ служилъ въ войсковой канцеляріи писаремъ и землемѣромъ. Обмѣривая станичные участки, Поповъ объѣздилъ все войско и хорошо ознакомился съ казачьею жизнью въ станицахъ. Во время походовъ на Кубань онъ состоялъ при штабѣ походнаго атамана; онъ устраивалъ переправы черезъ рѣки, строилъ мосты, выбиралъ мѣста для биваковъ, командовалъ артиллеріею и былъ произведенъ въ есаулы. Съ 1801 года онъ былъ начальникомъ учебныхъ заведеній войска Донского, а съ 1805 года — директоромъ гимназіи.

Съ тѣхъ поръ, какъ не добыча и царское жалованье кормили казаковъ, а земля и рѣка, стали казаки больше обращать вниманія на работы на землѣ, на промысла и торговлю.

Основнымъ промысломъ казачьимъ были рыбная ловля, скотоводство, и для себя — охота... Рыбы въ никѣмъ и ничѣмъ не тревожимомъ Дону, особенно тарани, было великое множество. Во время весенняго разлива тарань шла большими стаями по поверхности рѣки. Трудно было зачерпнуть ведромъ воды, чтобы въ ведро не попали рыбы. Жители Черкасска ловили рыбу изъ оконъ своихъ куреней. Казаки строили плотины черезъ мелкія протоки въ гирлахъ Дона, чтобы не вся рыба ушла въ море. Цѣны на тарань стояли низкія. Продавали за 10 копѣекъ 1.000 штукъ, не считая, на глазомѣръ. Рыбу у казаковъ скупали малороссы-чумаки и везли ее возами въ Малороссію и Польшу.

Въ степяхъ процвѣтало скотоводство. Въ низовыхъ станицахъ у богатыхъ казаковъ скотъ считался тысячами головъ. Разводили казаки голландскій, венгерскій и калмыцкій скотъ. Голландскій скотъ былъ у Мартынова, калмыцкій у Богачева и венгерскій у Кирпичева.

Большіе казачьи табуны бродили и паслись въ Задоньи. Казаки особенно цѣнили лошадей отъ персидскихъ (арабскихъ), черкесскихъ (кабардинскихъ и карабахскихъ), турецкихъ (варварійскихъ и арабскихъ) жеребцовъ и донскихъ, калмыцкихъ и русскихъ (малороссійскихъ, тамбовскихъ и воронежскихъ) матокъ. Были лошади, вывезенныя изъ Польши и Австріи — венгерскія и англійскія. Цѣны на верховыхъ лошадей были отъ 40-80 рублей за лошадь. Донская лошадь того времени была во всей Русской кавалеріи и у охотниковъ-любителей въ большомъ почетѣ. Она считалась очень рѣзвою и выносливою — военною лошадью. Лучшія верховыя лошади были въ табунахъ Ефремова, Краснощекова (авшарской, кабардинской породы), Грекова, Иловайскаго, Харитонова, Мартынова, Краснова (золотисто-гнѣдыя персидской породы), Платова и Орлова-Денисова. Самый лучшій конный заводъ былъ у Платова. Онъ былъ поведенъ отъ отбитаго въ 1806 году у кубанскихъ татаръ табуна и улучшенъ горскими и персидскими жеребцами. Въ немъ много было прекрасныхъ сѣрыхъ и золотисто-гнѣдыхъ лошадей. Его тавромъ была перевитая двойнымъ кольцомъ змѣя на лѣвомъ заднемъ стѣгнѣ.

Земледѣліе еще только начинало развиваться, но такъ какъ земля родила богато, на сторону хлѣба не продавали, то хлѣба у казаковъ было въ изобиліи.

Начинала процвѣтать и торговля. Занимались ею казаки, получившіе наименованіе торговыхъ казаковъ. Такъ какъ торговымъ казакамъ трудно было бросать свои предпріятія и уходить на четыре года на службу и въ походы, они нанимали за себя бѣдныхъ казаковъ, которые и несли за нихъ строевую службу. 12-го сентября 1804 года, по ходатайству атамана Платова, послѣдовалъ указъ, которымъ на Дону было опредѣлено имѣть 300 торговыхъ казаковъ, совершенно освобожденныхъ отъ военной /с. 5/ службы. Вмѣсто таковой они были обязаны вносить по сто рублей за каждый годъ, что ихъ сверстники находятся въ полкахъ. Наиболѣе богатыми торговыми казаками въ ту пору были Шапошниковы и Корнѣевы. Торговали на Дону привозными товарами: строительнымъ лѣсомъ, желѣзомъ, канатами, дегтемъ, кожами, мѣхами, сукнами, полотнами, шелковыми и шерстяными матеріями, чаемъ, сахаромъ, кофе. Товары эти скупались въ Москвѣ, въ Нижнемъ Новгородѣ, на Макарьевской ярмаркѣ, въ Харьковѣ и на Урюпинской ярмаркѣ, на Дону. Казаки продавали рогатый скотъ (Черкасскій), лошадей, овецъ, вино, рыбу и соль.

Ежегодно на Дону бывали большія ярмарки въ станицахъ: Михайловской (Крещенская), Митякинской, Цымлянской, Пятіизбянской, Урюпинской, Луганской, Раздорской и въ селѣ Криворожьѣ. На этихъ ярмаркахъ, куда съѣзжались тысячи торговцевъ и покупателей, продавали не только лошадей, рогатый скотъ, но и невольниковъ, приводимыхъ казаками изъ Азіи.

Въ царствованіе Императрицы Екатерины II было разрѣшено армянамъ селиться для торговли подлѣ крѣпости св. Димитрія. Армяне устроили свой городъ Нахичевань, откуда вели торговлю съ казаками, Крымомъ, Турціей и Персіей.

Когда на Донъ пришло просвѣщеніе, когда повидали казаки западную Европу, сталъ казаться Петровскій Донской гербъ съ обнаженнымъ казакомъ на бочкѣ унизительнымъ, зазорнымъ и обиднымъ, не соотвѣтствующимъ новому положенію Донского войска въ Россійской имперіи. При атаманѣ Платовѣ онъ былъ замѣненъ въ 1805 году новымъ. Щитъ этого герба раздѣленъ поперекъ на двѣ части. Верхнюю треть занимаетъ вылетающій и видный наполовину черный двуглавый орелъ Русскаго Государственного герба — какъ знакъ покровительства Россіи Дону; нижнія двѣ трети образуютъ четыре равностороннихъ треугольника. Въ верхнемъ — атаманскій перначъ; въ нижнемъ — перначъ, насѣка и соболій хвостъ (бунчукъ); въ лѣвомъ — четыре скрещенныя знамени въ лавровомъ вѣнкѣ, и въ правомъ — крѣпостная башня (Азовъ).

Источники: П. Н. Красновъ. Историческіе очерки Дона. // «На Казачьемъ Посту». Двухнедѣльный общеказачій журналъ. №21. – 1 марта 1944 года.  C. 5-6; №22. – 15 марта 1944 года.  C. 4-5.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.