Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Всевеликое войско Донское

Ген. П. Н. Красновъ († 1947 г.)

Петръ Николаевичъ Красновъ (1869-1947), генералъ-отъ-кавалеріи, атаманъ Всевеликаго Войска Донского, воен. и полит. дѣятель, изв. русскій и казачій писатель и публицистъ («русскій Киплингъ»). Родился 10 (23) сентября (по др. дан. 29 іюня / 12 іюля) 1869 г. въ Петербургѣ въ семьѣ ген.-лейт. Н. И. Краснова. Въ 1889 г. окончилъ Павловское Воен. Уч-ще. Въ 1890 г. зачисленъ въ Л.-Гв. Атаманскій Полкъ. Въ 1897-1898 г.г. проходилъ службу при русской дипломат. миссіи въ Эѳіопіи. Во время Русско-японской войны участв. въ боевыхъ дѣйствіяхъ въ сост. казачьихъ частей. Полковникъ (1910). Командиръ 10-го Донского казачьяго полка (1913), во главѣ котораго вступилъ въ 1-ю міровую войну. Въ 1914 г. за боевыя отличія произведенъ въ ген.-маіоры, въ 1917 г. — въ ген.-лейтенанты. Въ маѣ 1918 г. избранъ атаманомъ Всевел. войска Донского. Создалъ Донскую армію, которая въ сер. августа очистила большую часть Области войска Донского отъ большевиковъ. Изъ-за разногласій съ командованіемъ Добровольч. арміей въ февралѣ 1919 г. вынужденъ былъ подать въ отставку. 9 сентября зачисленъ въ списки Сѣв.-Западной арміи ген. Н. Н. Юденича. Вмѣстѣ съ А. И. Купринымъ издавалъ газету «Приневскій край». Въ эмиграціи жилъ въ Германіи, затѣмъ во Франціи и снова въ Германіи. Сотрудничалъ съ РОВС. Будучи убѣжд. противникомъ Совѣтской власти, привѣтствовалъ войну Германіи съ С.С.С.Р., видя въ этомъ единственную возможность освободить Россію отъ большевизма. Въ 1944 г. назначенъ начальникомъ Гл. упр. казачьихъ войскъ при Мин-вѣ вост. территорій, руководилъ формиров. Казачьяго отд. корпуса («Казачьяго стана»), сначала въ Бѣлоруссіи, затѣмъ въ Сѣв. Италіи. Въ маѣ 1945 г. сдался въ плѣнъ англичанамъ и былъ ими выданъ совѣтской воен. администраціи. Вмѣстѣ съ рядомъ др. казачьихъ атамановъ убитъ въ Лефортовской тюрьмѣ 3 (16) января 1947 г. — Помимо боевой славы П. Н. Красновъ извѣстенъ, какъ боевой писатель, сотрудникъ воен. изданій и составитель воен. очерковъ, памятокъ и руководствъ. Въ 1921-1943 г.г. онъ опубликовалъ 41 книгу: однотомные и многотомные романы, 4-е сборника разсказовъ и 2-а тома воспоминаній. Его истор. романы и повѣсти создали ему славу изв. писателя и были переведены на 17 языковъ.

Сочиненія Генерала П. Н. Краснова

П. Н. Красновъ († 1947 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЕ ОЧЕРКИ ДОНА.
Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту». Берлинъ, 1943-1945 г.г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ.
XIX.
Наплывъ на Донъ «новопришельцевъ». — Голодные годы. — «Голутвенные» казаки. — Запретъ пахать землю и сѣять хлѣбъ. — Разбойничья пѣсня Яицкихъ казаковъ.

Царствованіе Алексѣя Михайловича было началомъ преобразованій въ Россіи. Необходимость закончить начатую еще въ Смутное время войну со шведами; присоединеніе по просьбѣ гетмана Богдана Хмѣльницкаго къ Россіи Украины въ 1653-мъ году, вызвавшее упорную войну съ Польшею — потребовали увеличенія и улучшенія русскихъ военныхъ силъ. Наряду со стрѣлецкими полками въ Москвѣ появляются полки «иноземнаго строя» изъ наемныхъ нѣмцевъ. Содержаніе этихъ полковъ, войны, улучшеніе путей сообщенія, устройство необходимыхъ заводовъ — все это требовало расходовъ. Налоговое бремя было увеличено. Отъ помѣщиковъ стали брать больше «сдаточныхъ» людей на службу, на цѣлый рядъ предметовъ первой необходимости, въ томъ числѣ и на соль, были наложены «пени». Въ народѣ были неудовольствія, въ Москвѣ доходило до открытыхъ бунтовъ.

На Донъ потянулись искать вольной жизни, спасаться отъ суда и наказаній, отъ призыва въ войска не одиночные люди, но цѣлыя толпы съ женами и дѣтьми.

Преобразованіе церковнаго строя, измѣненіе церковныхъ каноновъ, замѣна двуперстнаго сложенія троеперстнымъ, гоненіе на иконы франкскаго письма и пр., сурово и жестоко проводимое патріархомъ Никономъ въ годы 1653-1667 — побудили приверженцевъ стараго богослуженія, какъ тогда говорили, «старой вѣры» — уходить на югъ къ донскимъ казакамъ, въ низовья Волги и на Яикъ (Уралъ).

Война изъ-за Украины велась съ перерывами 13 лѣтъ (1654-1667) и закончилась Андрусовскимъ перемиріемъ. Россія вернула Смоленскую и Сѣверскую области, пріобрѣла лѣвобережную Украину и на правомъ берегу Днѣпра городъ Кіевъ, какъ ключъ къ обладанію западной правобережной Украиной и священная память единства Русской земли, колыбель Россіи, мать городовъ Русскихъ.

Недовольные новыми московскими порядками украинцы устремились на Донъ.

Такъ, вдругъ, въ концѣ XVII вѣка Донская земля наполнилась пришлецами изъ Москвы, Рязани, Саратова, шедшими съ сѣвера и изъ украинскихъ городовъ, пришельцевъ съ сѣверо-запада.

Эти «новоприходцы», «озимейные казаки», «зажилые бурлаки» и «работные люди» селились по донскимъ городкамъ и станицамъ. Переписи имъ не было, количества ихъ никто не зналъ, ибо такъ уже изстари было, что «число на Дону не живетъ» и «переписи на Дону не повелось».

Живите, коли вы добрые люди и въ Бога вѣруете, — говорили казаки пришельцамъ. — Промышляйте сами за себя.

Но промысловъ на всѣхъ людей не хватало. «Съ травы да и съ воды», то есть скотоводствомъ и рыболовствомъ Донъ не могъ пропитать всѣхъ людей; присылаемаго изъ Россіи хлѣба не хватало на новоприбывшихъ. Когда тѣ попробовали сами заняться земледѣліемъ, донскіе казаки усмотрѣли въ этомъ униженіе казака, потерю казакомъ его воли и свободы передвиженія. И было отписано по станицамъ и городкамъ: — «приходятъ къ намъ на Донъ, и на Хоперъ, и на Медвѣдицу непрестанно бѣглые, и завели было всякую пашню, и мы, увѣдавъ то, во время съѣзда всѣхъ казаковъ великихъ Государей къ годовому жалованью, послали по всѣмъ городкамъ войсковой свой приговоръ, чтобы никто и нигдѣ хлѣба не пахали и не сѣяли, а, если станутъ пахать, и тогда бить до смерти и грабить, и кто за такое ослушаніе кого убьетъ и ограбитъ, на того суда не давать, а кто хочетъ пахать, и тѣ бы шли въ прежнія свои мѣста, гдѣ кто жилъ»...

Своихъ обжитыхъ отцами и дѣтьми куреней, своего скота и лошадей, садовъ, своего имущества, добытаго въ поискахъ новопришельцы не имѣли — они явились въ городкахъ и по станицамъ крутыми бѣдняками — «голытьбою», «голутвенными казаками». Что-же оставалось имъ дѣлать, какъ не искать, гдѣ-бы «добываться», на войнѣ-ли, въ грабежахъ-ли на Волгѣ, на Яикѣ, или на Черномъ и Хвалынскомъ (Каспійскомъ) моряхъ?

Такою жаждущей разбоя, воровства, душегубства «голытьбою» былъ полонъ тогда весь югъ Россіи. Возможности добывать тамъ большія. Рядомъ — обширныя калмыцкія и татарскія кочевья съ лошадьми и скотомъ, съ синими, влекущими въ даль морями — сказочно богатыя, пестрыя, яркія Турецкое и Персидское государства; между ними Кавказскія горы, и что въ нихъ, что за ними? Тамъ своеобразные люди, имѣющіе прекрасное оружіе, лихихъ коней, сладкія вина, пестрыя ткани и ковры, мѣдную, золотую и серебряную посуду и прелестныхъ женщинъ.

Игралъ на все это глазъ казака-гулёбщика.

И не только на Дону. Кругомъ жили товарищи, готовые откликнуться на смѣлый и вольный призывъ идти на смѣлый разбойничій поискъ.

Пѣли на Яикѣ задорную пѣсню:

«За Яикомъ за рѣкой
Казаки гуляютъ
И каленою стрѣлой
За Яикъ пускаютъ.
       Казаки не простаки —
       Вольные ребята,
       Какъ по шапкамъ тумаки,
       Всѣ живутъ богато.
Они ночи мало спятъ: —
Въ полѣ разъѣзжаютъ,
Все добычу стерегутъ,
Свищутъ, не зѣваютъ...
       Какъ персидскіе купцы
       Ѣдутъ съ соболями,
       Ну-тѣ, братцы, молодцы,
       Пустимъ со стрѣлами.
Всю добычу подѣлимъ,
Славно попируемъ,
Сладко выпьемъ, поѣдимъ,
Все горе забудемъ.
       Нашъ товарищъ — острый ножъ,
       Шашка-лиходѣйка.
       Пропадемъ мы ни за грошъ: —
       Жизнь наша — копѣйка...»

Это стремленіе широко погулять, «добыть» себѣ благосостояніе, устроиться хорошо и богато, «по-казачьи», постепенно охватило всю голытьбу Дона, Волги и Яика. Нуженъ былъ только толчокъ, чтобы поднялась она на смѣлый и большой поискъ, на лихую гульбу. Нуженъ былъ вождь, атаманъ, который собралъ бы ее и вдохновилъ на войну, на грабежи, вопреки запретамъ, приказамъ и запорамъ.

Такой вождь нашелся.

Источникъ: П. Н. Красновъ. Историческіе очерки Дона. // «На Казачьемъ Посту». Двухнедѣльный общеказачій журналъ. №14. — 15 ноября 1943 года. — [Берлинъ], 1943. — C. 8.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.