Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Всевеликое войско Донское

Ген. П. Н. Красновъ († 1947 г.)

Петръ Николаевичъ Красновъ (1869-1947), генералъ-отъ-кавалеріи, атаманъ Всевеликаго Войска Донского, воен. и полит. дѣятель, изв. русскій и казачій писатель и публицистъ («русскій Киплингъ»). Родился 10 (23) сентября (по др. дан. 29 іюня / 12 іюля) 1869 г. въ Петербургѣ въ семьѣ ген.-лейт. Н. И. Краснова. Въ 1889 г. окончилъ Павловское Воен. Уч-ще. Въ 1890 г. зачисленъ въ Л.-Гв. Атаманскій Полкъ. Въ 1897-1898 г.г. проходилъ службу при русской дипломат. миссіи въ Эѳіопіи. Во время Русско-японской войны участв. въ боевыхъ дѣйствіяхъ въ сост. казачьихъ частей. Полковникъ (1910). Командиръ 10-го Донского казачьяго полка (1913), во главѣ котораго вступилъ въ 1-ю міровую войну. Въ 1914 г. за боевыя отличія произведенъ въ ген.-маіоры, въ 1917 г. — въ ген.-лейтенанты. Въ маѣ 1918 г. избранъ атаманомъ Всевел. войска Донского. Создалъ Донскую армію, которая въ сер. августа очистила большую часть Области войска Донского отъ большевиковъ. Изъ-за разногласій съ командованіемъ Добровольч. арміей въ февралѣ 1919 г. вынужденъ былъ подать въ отставку. 9 сентября зачисленъ въ списки Сѣв.-Западной арміи ген. Н. Н. Юденича. Вмѣстѣ съ А. И. Купринымъ издавалъ газету «Приневскій край». Въ эмиграціи жилъ въ Германіи, затѣмъ во Франціи и снова въ Германіи. Сотрудничалъ съ РОВС. Будучи убѣжд. противникомъ Совѣтской власти, привѣтствовалъ войну Германіи съ С.С.С.Р., видя въ этомъ единственную возможность освободить Россію отъ большевизма. Въ 1944 г. назначенъ начальникомъ Гл. упр. казачьихъ войскъ при Мин-вѣ вост. территорій, руководилъ формиров. Казачьяго отд. корпуса («Казачьяго стана»), сначала въ Бѣлоруссіи, затѣмъ въ Сѣв. Италіи. Въ маѣ 1945 г. сдался въ плѣнъ англичанамъ и былъ ими выданъ совѣтской воен. администраціи. Вмѣстѣ съ рядомъ др. казачьихъ атамановъ убитъ въ Лефортовской тюрьмѣ 3 (16) января 1947 г. — Помимо боевой славы П. Н. Красновъ извѣстенъ, какъ боевой писатель, сотрудникъ воен. изданій и составитель воен. очерковъ, памятокъ и руководствъ. Въ 1921-1943 г.г. онъ опубликовалъ 41 книгу: однотомные и многотомные романы, 4-е сборника разсказовъ и 2-а тома воспоминаній. Его истор. романы и повѣсти создали ему славу изв. писателя и были переведены на 17 языковъ.

Сочиненія Генерала П. Н. Краснова

П. Н. Красновъ († 1947 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЕ ОЧЕРКИ ДОНА.
Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту». Берлинъ, 1943-1945 г.г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ.
XII.
Войсковой Кругъ о Московскихъ событіяхъ. Второй Самозванецъ. Тушинскій воръ. Атаманъ Межаковъ наблюдаетъ за событіями. Королевичъ Владиславъ. Грамоты Троице-Сергіевой Лавры. Козьма Мининъ и князь Пожарскій. Прокопій Ляпуновъ. Убійство казаками Ляпунова. Межаковъ переходитъ къ князю Трубецкому.

Въ дни убійства Лжедимитрія донскихъ казаковъ въ Москвѣ не было. Большая часть ихъ съ атаманомъ Корелой, получивъ награду за помощь, осенью 1605 года, отправилась на Донъ. Человѣкъ 500 настоящихъ гулёбщиковъ съ атаманами Межаковымъ, Епифанцемъ, Коломной, Романовымъ и Козловымъ стали казачьимъ станомъ недалеко отъ Москвы, слѣдя за тѣмъ, что дѣлалось въ Москвѣ и отписывая о событіяхъ въ Войско.

Докладъ въ Раздорахъ, на Кругу, атамана Корелы слушали съ громаднымъ вниманіемъ.

Первый разъ донскимъ казакамъ пришлось сражаться противъ Московской рати. Случалось и прежде, когда ходили они разбойничьими ватагами по Волгѣ нападать на стрѣльцовъ, сопровождавшихъ товары, но то были небольшія схватки, гдѣ все рѣшалось быстро, круто и кроваво.

Разсказъ казаковъ о битвѣ 21-го января 1605-го года у села Добрыничъ, которую они наблюдали со стороны, когда они видѣли, какъ Царское войско сначала было опрокинуто запорожскими казаками и польской конницей, но не бѣжало, какъ воевода Мстиславскій скоро устроилъ Московскіе полки и встрѣтилъ полки Самозванца залпомъ изъ 12.000 ружей, послѣ чего поляки и запорожцы стали отступать, запорожская пѣхота была истреблена; Лжедимитрій на раненомъ въ ногу конѣ бѣжалъ и попался-бы въ плѣнъ, если-бы его не выручили донскіе казаки.

Разсказъ объ осадѣ города Кромы, гдѣ Донцы атамана Корелы и небольшая русская дружина Григорія Акинфіева оборонялись отъ стотысячнаго войска Мстиславскаго, гдѣ одинъ дрался противъ десяти, заставилъ казаковъ призадуматься.

«Худой миръ лучше доброй ссоры» — такъ думали казаки, слушая о силѣ Московскихъ войскъ. Москва сильна и средствами, и землями, и людьми. А говорится — «съ сильнымъ не борись, съ богатымъ не судись».

Окруженная со всѣхъ сторонъ врагами «земля казачьяго присуда» можетъ существовать только тогда, когда подлѣ нея будетъ кто-то сильный и могущественный, кто поможетъ казакамъ въ случаѣ бѣды. Военные /с. 40/ припасы, хлѣбъ и одежда получались казаками отъ Московскаго Царства, съ Московскими людьми торговали казаки, продавая заграницу своихъ земель добычу, полученную въ набѣгахъ, рыбу и соль.

Пахать самимъ землю? Обратиться въ мужиковъ-земледѣльцевъ? Перестать быть казаками, перестать «казаковать», стать ремесленниками? Претило это казакамъ. Не хотѣли они разставаться со своею военною жизнью, со славою побѣдъ и набѣговъ.

Такъ жить можно лишь тогда, когда было какое-то неписанное соглашеніе съ Москвою Царей и Великихъ Князей Ивановъ и Василіевъ, когда разрѣшалось казакамъ бороться съ азовцами, когда на нихъ возложено было охраненіе Московскихъ южныхъ рубежей, развѣдка и провожаніе Московскихъ пословъ и торговыхъ людей къ Крымцамъ и Туркамъ...

Нынѣ — въ Москвѣ поляки: католики, схизматики, надменные ляхи, презирающіе казаковъ. Съ польскою Москвою нельзя жить и дружить. Идти подъ самого короля Сигизмунда, искать помощи и защиты у Польши еще того хуже. Много наслышаны были отъ Запорожцевъ Донцы, что такое польская власть... Переходить къ своему злѣйшему врагу, съ кѣмъ всегда боролись Донцы, къ Турецкому султану?..

Яснымъ было одно — безъ Москвы казакамъ не жить... Худо-ли, хорошо-ли съ Москвою, мать или мачеха Москва, но нужно идти съ Москвою. Нужно помочь тамошнимъ людямъ преодолѣть смуту и заслужить передъ Москвою, чтобы жить по-прежнему.

Знали казаки, что смута въ Московскомъ царствѣ продолжалась.

Поляки и Московскіе бояре, завистники Василія Шуйскаго пустили слухъ, что въ Москвѣ былъ убитъ не Лжедимитрій, но какой-то нѣмецъ, что Лжедимитрій спасенъ. Въ станѣ польскомъ появился новый Лжедимитрій — Лжедимитрій II. Онъ шелъ съ польскими полками Гетмана Рожинскаго на Москву и сталъ въ укрѣпленномъ лагерѣ у села Тушина. Въ Москвѣ назвали его «Тушинскимъ воромъ». Часть донскихъ казаковъ съ атаманомъ Епифанцемъ явилась въ Тушино, и, увлеченная обѣщаніями наградъ отъ польскихъ воеводъ Сапѣги и Лисовскаго, согласилась принять участіе въ осадѣ Троице-Сергіевой Лавры. Казаки неохотно пошли на это. Поляки, считая Епифанца человѣкомъ невѣрнымъ, рѣшили отдѣлаться отъ него и убить его. Казаки узнали про это. Зашумѣлъ Донской казачій станъ. Казаки собрались въ кругъ и вынесли постановленіе: — «не дѣлать зла царствующему городу Москвѣ и стоять съ православными заодно на иновѣрныхъ».

Ночью Донцы посѣдлали коней и ушли изъ польскаго стана на Донъ. Литовская конница догнала Епифанца на рѣкѣ Клязьмѣ у деревни Вохпы. Начались переговоры. Казаки были непреклонны въ своемъ рѣшеніи; Литовцы хотѣли обезоружить Донцовъ, но тѣ не дались. Отрядъ Епифанца пошелъ на Донъ, выдѣливъ небольшія силы для наблюденія за тѣмъ, что будетъ дальше. Во главѣ этого наблюдательнаго отряда сталъ атаманъ Межаковъ.

Онъ донесъ въ Войско, что на Московское Царство съ большимъ войскомъ идетъ польскій король Сигизмундъ. Московскіе города одинъ за другимъ сдаются ему. Къ Сигизмунду прибыли московскіе бояре просить короля, чтобы въ Москвѣ царствовалъ его сынъ королевичъ Владиславъ. Въ августѣ бояре, сдаваясь на милость полякамъ, писали въ договорѣ: «На Волгѣ, на Дону, на Яикѣ и на Терекѣ казаки будетъ надобе или ненадобе, о томъ Государю Королевичу говорить съ бояры и съ думными людьми, какъ будетъ на Государствѣ...»

/с. 41/ Самое существованіе казачьихъ войскъ становилось подъ вопросомъ. Бояре московскіе предавали казаковъ.

На Дону собрали большое войско и съ атаманами Марковымъ и Епанчинымъ послали на поляковъ.

Слухи о такомъ предательствѣ Московскихъ бояръ дошли и до отряда Межакова. Они взволновали казаковъ, но еще болѣе взволновали ихъ грамотки, посылаемыя изъ Троице-Сергіевой Лавры монахомъ Аврааміемъ Палицынымъ, съ безпощадною правдою писавшемъ о несчастіяхъ Московской земли.

«Отечество терзали болѣе свои, нежели иноземцы», — писалъ Палицынъ, — «наставниками и предводителями ляховъ были наши измѣнники. Съ оружіемъ въ рукахъ ляхи только глядѣли на безумное междоусобіе и смѣялись. Оберегая ихъ въ опасности превосходнымъ числомъ своимъ, Русскіе умирали за тѣхъ, которые обходились съ ними, какъ съ рабами. Вся добыча принадлежала ляхамъ и, избирая себѣ лучшихъ юношей и дѣвицъ, они отдавали на выкупъ ближнимъ и снова отнимали ихъ... Многіе гибли уже не за отечество, а за свои семейства: мужъ за жену, братъ за сестру, отецъ за дочь. Милосердіе исчезло: вѣрные царю люди, взятые въ плѣнъ, иногда находили въ ляхахъ жалость и уваженіе; но русскіе измѣнники, считая ихъ противниками царя Тушинскаго, подвергали жестокой смерти: кидали въ рѣки, разстрѣливали изъ луковъ, передъ родителями жгли дѣтей, носили ихъ головы на сабляхъ и копьяхъ, младенцевъ разбивали о камни. Смотря на это, сами ляхи содрогались и говорили: — что-же будетъ намъ отъ россіянъ, когда они и другъ друга губятъ съ такой лютостью? Въ этомъ омраченіи умовъ всѣ хотѣли быть выше своего званія: — рабы — господами, чернь — дворянствомъ, дворяне — вельможами. Не только простые простыхъ, но и знатные знатныхъ обольщали измѣною. Вмѣстѣ съ отечествомъ гибла и церковь: храмы были разоряемы, скотъ и псы жили въ алтаряхъ, воздухами и пеленами украшали коней, изъ чашъ со святыми Дарами пили, на дискосъ клали мясо, на иконахъ играли въ кости... Священниковъ и иноковъ жгли огнемъ, допытываясь сокровищъ. Города пустѣли. Могилы, какъ горы, вездѣ возвышались. Граждане и земледѣльцы укрывались въ дебряхъ, въ лѣсахъ и болотахъ. Грабители, чего не могли взять съ собою, сожигали дома и все, превращая Россію въ пустыню...»

Жесткія и правдивыя слова грамотокъ доходили до сердецъ многихъ и многихъ русскихъ. Всѣ видѣли развалъ кругомъ. Раздавались голоса: «нужно намъ всѣмъ, православнымъ, возстать и прекратить это ужасное зло... Нельзя этого терпѣть дальше...»

Въ Нижнемъ Новгородѣ купецъ Козьма Мининъ собиралъ пожертвованія на вооруженіе и содержаніе ополченія. Кто что могъ несли ему. Отдавали крестильные кресты, несли обручальныя кольца, женщины приносили свои украшенія, поднимался народъ. Собирались люди, готовые жертвовать собою за Родину. Во главѣ ополченія сталъ доблестный князь Пожарскій и повелъ ополченіе на выручку Москвѣ.

Не остались равнодушными къ этому освободительному движенію и донцы атамана Межакова. Межаковъ явился къ Ляпунову и сказалъ, что донцы готовы постоять за Русь и за вѣру православную.

Станъ Ляпунова полнился разными людьми. Пришли къ Ляпунову и недавніе сторонники Лжедимитрія, князь Димитрій Трубецкой и /с. 42/ Заруцкій, называвшіе себя «казацкими атаманами». Они привели съ собою Московскую чернь, бѣглыхъ воровъ и разбойниковъ.

10-го декабря 1610-го года Лжедимитрій II былъ убитъ. Поляки короля Сигизмунда заняли Москву.

Въ началѣ марта 1611-го года, не дожидаясь распутицы, разныя ополченія пошли къ Москвѣ. Пожарскій ворвался въ окраины города. Москвичи заволновались. Народъ, стрѣльцы и ополченцы князя Пожарскаго загнали было поляковъ въ Кремль. Москва горѣла въ разныхъ мѣстахъ.

Ляпуновъ пошелъ къ Москвѣ съ юга. Въ его станѣ было неблагополучно. Единственною твердою и дисциплинированною частью у него были донцы атамана Межакова. Всѣ остальные занимались грабежами и пьянствомъ. Ляпуновъ пытался возстановить порядокъ, но люди Заруцкаго заволновались и рѣшили его погубить. Въ станѣ Заруцкаго была составлена поддѣльная грамота будто отъ Ляпунова, гдѣ говорилось: — «казаки — враги и разорители Московскаго Государства. Ихъ слѣдуетъ брать и топить, куда только они придутъ. Когда, Богъ дастъ, Московское Государство успокоится, тогда, мы истребимъ этотъ злой народъ».

Донцы, прочитавъ эту грамоту, возмутились, собрались на кругъ и потребовали къ себѣ Ляпунова. На кругъ явились и люди Заруцкаго. Ляпуновъ пытался оправдаться, но люди Заруцкаго стали насѣдать на него со своими обвиненіями. Произошла свалка, и Ляпуновъ былъ на кругу зарубленъ.

Когда слухъ объ убійствѣ на казачьемъ кругу Ляпунова распространился по Руси, восточные и сѣверо-восточные города послали грамоты: — «казаковъ въ города не пущати... а выбрати бы намъ на Московское государство Государя всею землею Россійскія державы; а будетъ казаки учнутъ выбирати Государя по своему изволенію одни, не сославшася со всею землею, и намъ того Государя на Государство не хотѣти...»

Подъ вліяніемъ этихъ грамотъ Межаковъ съ донцами сталъ подъ команду Трубецкого и Заруцкаго.

Источникъ: П. Н. Красновъ. Историческіе очерки Дона. Часть первая: Всевеликое Войско Донское. Книга первая: Съ давняго прошлаго по сентябрь 1613 года. — [Берлинъ:] Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту», 1943. — C. 39-42. [Казачья библіотека № 1.]

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.