Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Всевеликое войско Донское

Ген. П. Н. Красновъ († 1947 г.)

Петръ Николаевичъ Красновъ (1869-1947), генералъ-отъ-кавалеріи, атаманъ Всевеликаго Войска Донского, воен. и полит. дѣятель, изв. русскій и казачій писатель и публицистъ («русскій Киплингъ»). Родился 10 (23) сентября (по др. дан. 29 іюня / 12 іюля) 1869 г. въ Петербургѣ въ семьѣ ген.-лейт. Н. И. Краснова. Въ 1889 г. окончилъ Павловское Воен. Уч-ще. Въ 1890 г. зачисленъ въ Л.-Гв. Атаманскій Полкъ. Въ 1897-1898 г.г. проходилъ службу при русской дипломат. миссіи въ Эѳіопіи. Во время Русско-японской войны участв. въ боевыхъ дѣйствіяхъ въ сост. казачьихъ частей. Полковникъ (1910). Командиръ 10-го Донского казачьяго полка (1913), во главѣ котораго вступилъ въ 1-ю міровую войну. Въ 1914 г. за боевыя отличія произведенъ въ ген.-маіоры, въ 1917 г. — въ ген.-лейтенанты. Въ маѣ 1918 г. избранъ атаманомъ Всевел. войска Донского. Создалъ Донскую армію, которая въ сер. августа очистила большую часть Области войска Донского отъ большевиковъ. Изъ-за разногласій съ командованіемъ Добровольч. арміей въ февралѣ 1919 г. вынужденъ былъ подать въ отставку. 9 сентября зачисленъ въ списки Сѣв.-Западной арміи ген. Н. Н. Юденича. Вмѣстѣ съ А. И. Купринымъ издавалъ газету «Приневскій край». Въ эмиграціи жилъ въ Германіи, затѣмъ во Франціи и снова въ Германіи. Сотрудничалъ съ РОВС. Будучи убѣжд. противникомъ Совѣтской власти, привѣтствовалъ войну Германіи съ С.С.С.Р., видя въ этомъ единственную возможность освободить Россію отъ большевизма. Въ 1944 г. назначенъ начальникомъ Гл. упр. казачьихъ войскъ при Мин-вѣ вост. территорій, руководилъ формиров. Казачьяго отд. корпуса («Казачьяго стана»), сначала въ Бѣлоруссіи, затѣмъ въ Сѣв. Италіи. Въ маѣ 1945 г. сдался въ плѣнъ англичанамъ и былъ ими выданъ совѣтской воен. администраціи. Вмѣстѣ съ рядомъ др. казачьихъ атамановъ убитъ въ Лефортовской тюрьмѣ 3 (16) января 1947 г. — Помимо боевой славы П. Н. Красновъ извѣстенъ, какъ боевой писатель, сотрудникъ воен. изданій и составитель воен. очерковъ, памятокъ и руководствъ. Въ 1921-1943 г.г. онъ опубликовалъ 41 книгу: однотомные и многотомные романы, 4-е сборника разсказовъ и 2-а тома воспоминаній. Его истор. романы и повѣсти создали ему славу изв. писателя и были переведены на 17 языковъ.

Сочиненія Генерала П. Н. Краснова

П. Н. Красновъ († 1947 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЕ ОЧЕРКИ ДОНА.
Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту». Берлинъ, 1943-1945 г.г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ.
V.
Ясыри и ясырки. Начало семейной жизни казаковъ. «Прирожоные казаки». Низовые и Верховые казаки. Примитивный свадебный обычай. Простота развода.

...«Мы достанемъ много золота
И турецкаго оружія...»

Не только золото, нужное для обмѣна у пришлыхъ съ Руси людей на хлѣбъ, на кожу, на вино и дерево брали казаки въ добычу, не только добывали себѣ драгоцѣнные турецкіе и кавказскіе сабельные клинки, луки, саадаки и колчаны со стрѣлами, а позднѣе ружья — рушницы и пушки и порохъ, но забирали и одежду, матеріи, шелка и бархаты, золотую канитель, самоцвѣтные камни, жемчуга, сѣдельные и конскіе уборы и сбрую.

Они вели съ собою плѣнниковъ и плѣнницъ — ясырей и ясырокъ. Плѣнники были нужны, чтобы устроить по казачьимъ городкамъ кузницы, наладить казачье свое производство оружія, чтобы стеречь табуны, тесать лѣсъ для лодокъ и строить избы, укрѣпленія и сторожевыя башни, украшать привезенныя съ Руси иконы самоцвѣтными камнями и жемчугомъ.

Изъ Крыма везли красавицъ крымскихъ татарокъ, счастливое сочетаніе татарской, ногайской крови съ кровью романской, итальянской тамошнихъ Генуезскихъ колоній. Съ Кавказскихъ горъ приводили стройныхъ го/с. 15/рянокъ, черкешенокъ, осетинокъ, дагестанокъ и грузинокъ. Съ береговъ Анатоліи гордыхъ малоазійскихъ турчанокъ-османокъ.

Въ домашнемъ станичномъ быту казака появились женщины-ясырки. Появились, внесли въ суровую жизнь воина-казака женскій уютъ, красоту и восточный, цвѣтистый обычай. Да такъ онѣ привились, что еще въ началѣ XIX вѣка, т. е. спустя триста лѣтъ, въ Новочеркасскѣ домашнюю прислугу всѣ продолжали называть «ясырками»...

И вотъ — стали между суровыми прямыми избами-казармами, нѣсколько поодаль, въ сторонѣ, на отшибѣ, отдѣльные «курени» семейныхъ казаковъ. Оплели обширный дворъ — базъ плетнемъ, а тамъ, гляди, — появился и вишневый садокъ и цвѣты — то черноокая стройная ясырка заскучала по родному краю, насадила цвѣтовъ — розъ и олеандровъ, мальвъ и вьюнковъ, какъ то было у нея дома. Вмѣсто буйволовъ появились коровы; овцы заблеяли на казачьемъ базу.

Появились и дѣти.

Какъ ихъ назвать?.. Кто они?.. Дѣти русскаго казака и чужеземной полонянки. Стали звать ихъ «прирожоными» казаками, въ отличіе отъ казаковъ пришлыхъ. Стали величать по батюшкѣ — такъ начались на Дону казачьи «фамиліи».

На низовьяхъ Дона и Донца создался свой особый типъ казака — Низового. Въ него влилась левантійская кровь горцевъ Кавказа, татаръ Крыма и турокъ Анатоліи. Сталъ онъ черноволосъ, черноглазъ, высокъ ростомъ, строенъ и красивъ лицомъ съ тонкими чертами, кое-гдѣ по туземному обычаю сталъ брить бороду. Въ языкъ вошли слова съ нерусскими корнями — татарскими и турецкими. Въ обычай вошелъ красивый, вѣжливый рыцарскій бытъ горскихъ народовъ Кавказа.

Иное случилось на верхахъ, въ среднемъ теченіи Дона и Донца, на рѣкахъ Хопрѣ и Медвѣдицѣ. Тамошній казакъ-старообрядецъ брезговалъ магометанками востока, онъ искалъ женщинъ у себя дома, приводилъ изъ мѣстъ, откуда и самъ пришелъ, своихъ «родимцевъ» и «родимокъ». Отъ нихъ и народился типъ казака Верхового. Широкіе, свѣтловолосые, голубоглазые и сѣроглазые, основательные стали по верхамъ Дона казаки старообрядцы. Крѣпче тамъ была семейная жизнь, и хотя земля тамъ была много хуже, чѣмъ на низахъ, одолѣвали пески — тамъ раньше стали пахать землю и сѣять хлѣбъ. Сталъ тамъ — казакъ «лапотникъ». «Сипа» — презрительно кинулъ ему воинъ, низовой казакъ. Верховый не остался въ долгу, отвѣтилъ: — «чигá востропузая». Такъ и раздѣлился Донъ на Верхъ и Низъ, раздѣлился, но не раскололся. По-прежнему все войско Донское стояло заедино, «единую думушку думало» — о чести и славѣ своего родного войска Донского... Когда приходило время — собиралось все войско на низъ, къ Раздорамъ, или къ Монастырскому городку, выбирать всѣмъ войсковымъ Кругомъ атамана, рѣшать большіе вопросы, съ кѣмъ и гдѣ воевать — ибо война была жизнь и смыслъ жизни казака.

Когда появились прирожоные казачки, имѣвшія отцами казаковъ, простое сожительство съ ними стало неудобнымъ. Дѣвушкѣ нужно было оправдать себя передъ родителями. Своя «кровинушка» дорога была казаку. Не хотѣлъ онъ видѣть дѣвичьяго срама, не хотѣлъ равнять свою дочь съ плѣнницей — ясыркой.

Церквей и священниковъ по городкамъ казачьимъ въ ту пору не было. Жизнь была все еще проста и порядочно дика. Вошло въ ту пору въ обычай, когда подружится казакъ съ казачкой, заведетъ себѣ зазнобу, /с. 16/ «любушку», шелъ онъ съ нею въ праздничный день на площадь-майданъ, приглашалъ станичнаго атамана, стариковъ и родителей нареченной невѣсты, бралъ ее за руку и объявлялъ всенародно:

Ты будь мнѣ жена!

Казачка отвѣчала:

А ты мнѣ мужъ!

Согласны оба? — спрашивалъ атаманъ.

Ну, чего тамъ еще, — смущенно закрывая лицо, говорила пунцовая отъ счастья и стыда казачка, — согласны!

Ну въ часъ добрый...

Еще казачьимъ новымъ куренемъ становилось больше въ станичномъ городкѣ.

Если мужу надоѣдала семейная жизнь, если вдругъ потянетъ его въ большой и опасный долгій поискъ, изъ котораго не надѣется онъ вернуться цѣлымъ невредимымъ — выводилъ онъ жену опять на майданъ, становился у часовни-голубца и объявлялъ казакамъ:

Вотъ, атаманы-молодцы, поглядите, — кому люба, кому надобна?.. Она мнѣ гожá была, работяща и домовита. Бери, кому надобна.

Женщинъ было мало на Дону, и почти всегда такая покинутая жена находила охотника взять ее себѣ въ жены. За деньги, за вещи, а иногда и просто за попойку мужъ отдавалъ свою жену, пропивалъ ее.

Но, если не находилось охотника взять въ жены, казакъ отпускалъ ее.

Иди куда хочешь... Никому не надобна.

Приходилось такой женѣ мыкать горе по чужимъ людямъ, поступать въ батрачки, въ няни, въ прислугу къ какому-нибудь семейному казаку подомовитѣе.

Такъ въ XVI вѣкѣ зародилась на Дону семейная жизнь донскихъ казаковъ, о которой въ пѣснѣ про Ермака такъ поется:

«Ермакъ тремя стами казаками городъ взялъ
Городъ взялъ онъ Казань и царю отдалъ,
Избавилъ Ермакъ войско Царское отъ урона,
За то пожаловалъ Царь Ермака княземъ
И наградилъ его медалью именною,
Да подарилъ Ермаку славный тихій Донъ
Со всѣми его рѣчками и проточками.
       Какъ возговоритъ Ермакъ Донскимъ казакамъ:
       «Пойдемте, братцы, на тихій Донъ, покаемся,
       Не женатые, братцы, всѣ поженимся»...

Источникъ: П. Н. Красновъ. Историческіе очерки Дона. Часть первая: Всевеликое Войско Донское. Книга первая: Съ давняго прошлаго по сентябрь 1613 года. — [Берлинъ:] Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту», 1943. — C. 14-16. [Казачья библіотека № 1.]

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.