Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Всевеликое войско Донское

Ген. П. Н. Красновъ († 1947 г.)

Петръ Николаевичъ Красновъ (1869-1947), генералъ-отъ-кавалеріи, атаманъ Всевеликаго Войска Донского, воен. и полит. дѣятель, изв. русскій и казачій писатель и публицистъ («русскій Киплингъ»). Родился 10 (23) сентября (по др. дан. 29 іюня / 12 іюля) 1869 г. въ Петербургѣ въ семьѣ ген.-лейт. Н. И. Краснова. Въ 1889 г. окончилъ Павловское Воен. Уч-ще. Въ 1890 г. зачисленъ въ Л.-Гв. Атаманскій Полкъ. Въ 1897-1898 г.г. проходилъ службу при русской дипломат. миссіи въ Эѳіопіи. Во время Русско-японской войны участв. въ боевыхъ дѣйствіяхъ въ сост. казачьихъ частей. Полковникъ (1910). Командиръ 10-го Донского казачьяго полка (1913), во главѣ котораго вступилъ въ 1-ю міровую войну. Въ 1914 г. за боевыя отличія произведенъ въ ген.-маіоры, въ 1917 г. — въ ген.-лейтенанты. Въ маѣ 1918 г. избранъ атаманомъ Всевел. войска Донского. Создалъ Донскую армію, которая въ сер. августа очистила большую часть Области войска Донского отъ большевиковъ. Изъ-за разногласій съ командованіемъ Добровольч. арміей въ февралѣ 1919 г. вынужденъ былъ подать въ отставку. 9 сентября зачисленъ въ списки Сѣв.-Западной арміи ген. Н. Н. Юденича. Вмѣстѣ съ А. И. Купринымъ издавалъ газету «Приневскій край». Въ эмиграціи жилъ въ Германіи, затѣмъ во Франціи и снова въ Германіи. Сотрудничалъ съ РОВС. Будучи убѣжд. противникомъ Совѣтской власти, привѣтствовалъ войну Германіи съ С.С.С.Р., видя въ этомъ единственную возможность освободить Россію отъ большевизма. Въ 1944 г. назначенъ начальникомъ Гл. упр. казачьихъ войскъ при Мин-вѣ вост. территорій, руководилъ формиров. Казачьяго отд. корпуса («Казачьяго стана»), сначала въ Бѣлоруссіи, затѣмъ въ Сѣв. Италіи. Въ маѣ 1945 г. сдался въ плѣнъ англичанамъ и былъ ими выданъ совѣтской воен. администраціи. Вмѣстѣ съ рядомъ др. казачьихъ атамановъ убитъ въ Лефортовской тюрьмѣ 3 (16) января 1947 г. — Помимо боевой славы П. Н. Красновъ извѣстенъ, какъ боевой писатель, сотрудникъ воен. изданій и составитель воен. очерковъ, памятокъ и руководствъ. Въ 1921-1943 г.г. онъ опубликовалъ 41 книгу: однотомные и многотомные романы, 4-е сборника разсказовъ и 2-а тома воспоминаній. Его истор. романы и повѣсти создали ему славу изв. писателя и были переведены на 17 языковъ.

Сочиненія Генерала П. Н. Краснова

П. Н. Красновъ († 1947 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЕ ОЧЕРКИ ДОНА.
Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту». Берлинъ, 1943-1945 г.г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ.
II.
Нашествіе татаръ. Батый. Разгромъ Русскихъ городовъ. Мамай. Куликовская битва. Димитрій Донской. Нашествіе хана Тохтамыша на Москву. Тамерланъ. Татарскія царства и ханства на Востокѣ и Юго-востокѣ Европы. Татарское иго. Его послѣдствія для Руси. Первые слухи о казакахъ.

Какъ сибирскій зимній буранъ налетаетъ на степные просторы, покрываетъ снѣжнымъ покровомъ землю и убиваетъ травы и листву, мертвитъ степь, такъ умертвили, уничтожили, безъ остатка избили людей, населявшихъ низовья Яика, Волги и Дона татарскія орды, въ началѣ XIII вѣка хлынувшія неудержимымъ потокомъ изъ Азіи въ Европу.

Въ 1224-мъ году на хозарскую крѣпость Саркеллы, на становища половецкія, повалили татары. Лѣтописцы сказываютъ, что отъ поднятой татарскими ордами пыли потускнѣло и затмилось солнце. Ржанье тысячъ коней, ревъ верблюдовъ, крикъ ословъ, скрипъ тяжелыхъ арбяныхъ колесъ, голоса людей слились въ немолчный гулъ. Точно море шумѣло, ревѣло и билось о скалы. На небольшихъ, крѣпкихъ, выносливыхъ коняхъ, вооруженные саблями, луками и стрѣлами татары раскинулись по степи безконечными лавами и стали ставить свои кибитки.

Они шли волнами, волна за волной, все за собой уничтожая. Ханъ Батый (1238 г.) пошелъ на Русскую землю и потопилъ ее въ крови. Лѣтописецъ безстрастно отмѣчаетъ, что въ Торжкѣ татары перебили всѣхъ жителей, въ Козельскѣ — не только все взрослое мужское населеніе, но и женщинъ и дѣтей; въ Переяславлѣ половину жителей истребили, а другую увели въ плѣнъ; въ Кіевѣ отъ большого цвѣтущаго города осталось не болѣе 200 домовъ, въ окрестностяхъ валялось безчисленное множество череповъ и человѣческихъ костей, разбросанныхъ по полямъ; въ городѣ Ладыжинѣ, на Бугѣ, сдавшееся населеніе было поголовно истреблено. Во Владимірѣ Волынскомъ не осталось ни одного живого человѣка. Церкви были забиты трупами. За одинъ февраль 1238-го года татары Батыя взяли 14 городовъ, не считая слободъ и погостовъ. Населеніе, гдѣ могло, бѣжало въ лѣса, страна обнищала и запустѣла.

Татарское иго нависло надъ Русской землей.

Прошло полтораста тяжелыхъ черныхъ лѣтъ рабства подъ татарами. Мамаевы орды прочно стояли въ «Полѣ», поставили свои села-«улусы». Русская жизнь исчезла. Лѣтописецъ отмѣтилъ: «Гдѣ прошелъ татарскій конь, тамъ трава не росла»...

/с. 6/ Враждовавшіе между собой Русскіе князья пришли, наконецъ, къ единенію, собрали большую рать и выступили противъ татаръ. 8-го сентября 1380-го года, на Куликовомъ полѣ, на рѣкѣ Непрядвѣ, подъ водительствомъ князя Димитрія Донского Русскіе нанесли татарамъ первое пораженіе. Это еще не была побѣда, она не дала желанной свободы отъ татарскаго ига, но Русскіе увидѣли, что съ татарами можно сражаться, и въ будущемъ ихъ можно будетъ побѣдить.

И еще прошли жуткіе годы неволи. Въ 1381-мъ году татарскій ханъ Тохтамышъ ворвался въ Москву и учинилъ тамъ кровавую расправу надъ жителями. Историкъ Костомаровъ такъ описываетъ это нашествіе: «когда татары ворвались въ Кремль, наполненный бѣглецами, несчастные москвичи, мужчины и женщины, дѣти метались въ безпамятствѣ туда и сюда; напрасно думали они избавиться отъ смерти; множество ихъ искало спасеніе въ церквяхъ, но татары разбивали церковныя двери, врывались въ храмъ и истребляли всѣхъ отъ мала до велика. По извѣстію лѣтописца, рѣзня продолжалась до тѣхъ поръ, пока у татаръ не утомились плечи, не иступились сабли. Всѣ церковныя сокровища, великокняжеская казна, боярское имущество, купеческіе товары — все было ограблено... Наконецъ, городъ былъ зажженъ. Огонь истреблялъ тѣхъ немногихъ, которые успѣли избѣжать татарскаго меча... Страшное зрѣлище представляла теперь Русская столица, недавно еще многолюдная и богатая. Не было въ ней ни одной живой души; кучи труповъ лежали повсюду на улицахъ среди обгорѣлыхъ бревенъ и пепла, и растворенныя церкви были заставлены тѣлами убитыхъ. Некому было ни отпѣвать мертвыхъ, ни оплакивать ихъ, ни звонить по нимъ»...

Подводя счетъ потерямъ, лѣтописецъ отмѣчаетъ: «погибло мало сказать — и тысяча тысячъ!»

Черезъ 14 лѣтъ, въ 1395-мъ году на Европу, изъ глубинъ монгольскихъ степей, съ огромными силами двинулся покоритель Азіи — Тамерланъ. Европа замерла въ ужасѣ, узнавъ о его приближеніи. Татары дошли до Ельца и повернули обратно.

Жуткія времена настали для южныхъ и восточныхъ границъ Русскихъ княжествъ. Кругомъ стояли татарскія силы, готовыя каждый день обрушиться на Русь. На средней Волгѣ утвердилось царство Казанское, по степямъ Яицкимъ кочевала Ногайская орда, по низовьямъ Волги и на ея рукавѣ Ахтубѣ стало Астраханское царство, на Дону и Донцѣ — огромная Золотая орда, въ Крыму — Крымская орда, на Кубани — малая Ногайская орда...

Русскіе князья должны были платить татарамъ дань.

...«Свыше чѣмъ двухвѣковое общеніе съ татарами», — повѣствуетъ историкъ, — «постоянное соприкосновеніе съ ними неизбѣжно привело къ сильному огрубенію нравовъ, къ усвоенію варварскихъ понятій и привычекъ. Въ средніе вѣка два христіанскихъ народа, на двухъ противоположныхъ окраинахъ Европы, терпѣли иго мусульманское: русскіе и испанцы; но послѣдніе находились въ значительно лучшихъ условіяхъ: мавры принесли съ собой высокую культуру, оставили послѣ себя положительный слѣдъ; они содѣйствовали развитію знанія и искусства и съ избыткомъ искупили нанесенный ими матеріальный вредъ; тогда какъ отъ татаръ Русскій народъ перенялъ, главнымъ образомъ, жестокія пытки и кнутъ, рабское чувство низшихъ передъ высшими, привычку къ произволу. Татары глушили чувства законности, и нравственнаго долга и надолго грубую силу поставили выше закона»...

/с. 7/ Русская женщина была заперта въ терема, семья и мужья оторваны отъ благаго женскаго вліянія. Одежда стала походить на татарскую. Занятые татарами на востокѣ и на югѣ Русскіе были оттерты отъ запада. На западѣ въ XV вѣкѣ пышнымъ цвѣтомъ расцвѣтала эпоха Возрожденія — Россія какъ бы желѣзной стѣной была отгорожена отъ запада. Ни западъ ничего не зналъ про таинственную Московію, подвластную татарамъ, ни Московія ничего не слышала про нѣмецкія страны, про тамошнюю жизнь, про славныя времена Возрожденія наукъ и искусствъ.

Но эта шестивѣковая борьба (862-1462) Россіи съ кочевниками Азіи — аварами, уграми, печенѣгами, половцами и монголами, бывшая величайшимъ бѣдствіемъ Русскихъ — является огромной заслугой Руси передъ народами Западной Европы. Русскіе грудью своей отстояли Западъ отъ страшныхъ послѣдствій татарскаго ига, принявъ удары его на себя.

Въ тѣ средневѣковые годы придонское «поле» носило названіе «Дикаго Поля». Тамъ кочевали татары, и горе было тому смѣльчаку, который вздумалъ бы проникнуть въ ихъ улусы и зажить на ихъ землѣ. Тамъ не было европейцевъ, не было никакихъ потомковъ скиѳовъ и сарматовъ — тамъ была только татарская орда.

Кто-же, однако, были «рязанскіе казаки», оказавшіе своему городу Рязани помощь при столкновеніи съ татарами въ 1444-мъ году?

О комъ пишетъ въ Наказѣ великой княгинѣ Рязанской Агриппинѣ въ 1502-мъ году великій князь Московскій Иванъ III: «Казнить тѣхъ, кто ослушается и пойдетъ самодурью на Донъ въ молодечество»?

Какихъ это «рязанскихъ казаковъ» нанимала Великая княгиня Агриппина для провода ея людей къ Азову для сношеній съ Крымскимъ ханомъ, «которые бы на Дону знали, чтобы посламъ ея отъ заполянъ лиха никакого не было»?

Что-же это за люди были — казаки Рязанскіе и заполяне, безстрашно жившіе и ходившіе между татаръ по Дикому Полю?

Источникъ: П. Н. Красновъ. Историческіе очерки Дона. Часть первая: Всевеликое Войско Донское. Книга первая: Съ давняго прошлаго по сентябрь 1613 года. — [Берлинъ:] Изданіе журнала «На Казачьемъ Посту», 1943. — C. 5-7. [Казачья библіотека № 1.]

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.