Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 38-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 37-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 36-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 35-я (1922)
2019-07-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 78-я (1956)
2019-07-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 77-я (1956)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 50-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 49-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 48-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 47-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 24 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ІОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХІЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО.
(Томъ 5-й. Книга 2-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899).

БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 146.
Хвалите Господа, яко благъ псаломъ (ст. 1).

1. Выше, въ сто сорокъ четвертомъ псалмѣ, пророкъ говорилъ: велій Господь и хваленъ зѣло (Пс. CXLIV, 3), и много бесѣдовалъ о славѣ Его, а здѣсь показываетъ, что и самое славословіе есть благо, и самое псалмопѣніе бываетъ источникомъ безчисленныхъ благъ. Оно отрѣшаетъ умъ отъ земли, окрыляетъ душу, облегчаетъ и возвышаетъ насъ. Поэтому и Павелъ говоритъ: воспѣвающе и поюще въ сердцахъ вашихъ Господеви (Ефес. V, 19). Богови нашему да усладится хваленіе. Другой переводчикъ говоритъ: аллилуіа, потому что благо — пѣснь Богу [1]. Что значитъ: Богови нашему да усладится хваленіе? Да будетъ, говоритъ, благопріятно. Для того, чтобы хвала была пріятна Богу, недостаточно только пѣть, а нужны и добрая жизнь, и молитва, и вниманіе поющаго. Мнѣ кажется, что этотъ псаломъ относится къ возвращенію изъ плѣна вавилонскаго, {476} какъ видно изъ дальнѣйшихъ словъ. Псалмопѣвецъ продолжаетъ: зиждай Іерусалима Господь: разсѣянія Исраилева соберетъ (ст. 2). Хотя отпустилъ ихъ Киръ, но все это совершилось не по его разсужденію, а по мановенію Божію. Другой переводчикъ, вмѣсто: зиждай, сказалъ: созиждетъ, /с. 534/ а вмѣсто: разсѣянія — изгнанныхъ [2]. Почему же пророкъ говоритъ такъ? Потому, что они не всѣ вдругъ возвратились, но собирались послѣ отпуска мало-по-малу.

Исцѣляяй сокрушенныя сердцемъ, и обязуяй сокрушенія ихъ (ст. 3). Другой: поврежденія ихъ [3]. Такъ какъ онъ не могъ съ дерзновеніемъ указать на жизнь свою, то опять указываетъ на несчастіе, и на свойственныя Богу дѣйствія. Богу свойственно — утѣшать угнетенныхъ; это — собственно Его дѣло. Какъ Павелъ говоритъ, животворяй мертвыя, и нарицаяй несущая яко сущая (Рим. IV, 7), указывая на дѣло собственно принадлежащее Богу, такъ и пророкъ здѣсь говоритъ: исцѣляяй сокрушенныя сердцемъ, выражая, что, хотя бы мы были недостойны, но такъ какъ мы — Его твореніе, то Онъ не оставитъ Своего созданія, не отступитъ отъ свойственнаго Ему дѣла. Такъ и Павелъ говоритъ: но утѣшаяй смиренныя утѣши насъ (2 Кор. VIII, 6); и другой: малодушнымъ даяй долготерпѣніе (Ис. LVII, 15); и этотъ самый пророкъ въ другомъ мѣстѣ: сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Псал. L, 19). Итакъ, когда ты захочешь получить утѣшеніе, то смири себя, предай сокрушенію душу свою. Это сказано о благоволеніи Божіемъ, о благости и человѣколюбіи Его, о томъ, что Его дѣло — утѣшать находящихся въ несчастіяхъ; а дальше говорится о могуществѣ Его. Исчисляяй множество звѣздъ (ст. 4), т. е. знающій. Такъ какъ здѣсь шла рѣчь о народѣ разсѣянномъ и нигдѣ не видномъ, то пророкъ справедливо привелъ этотъ примѣръ, выражая, что Богъ можетъ собрать и разсѣянныхъ. Онъ обыкновенно ободряетъ и утѣшаетъ сокрушенныхъ, и безчисленное множество звѣздъ знаетъ въ точности; слѣдовательно и насъ, которыхъ Онъ обѣщалъ умножить подобно звѣздамъ, соберетъ въ точности. И всѣмъ имъ имена нарицаяй. Другой: всѣмъ имена нарицающій [4]. Третій: всѣхъ ихъ по именамъ назоветъ [5]. Я думаю, что это сказано объ израильтянахъ; пророкъ говоритъ тоже, что послѣ говорилъ Исаія: не бойся Исраилю, отъ конецъ земли призвахъ тя и рекохъ ти: рабъ мой еси (Ис. XLI, 9). Что же значитъ: всѣхъ ихъ по именамъ назоветъ? Никто изъ нихъ, говоритъ, не погибнетъ; но какъ называющіе по именамъ, такъ и Онъ соберетъ всѣхъ въ точности. Велій Господь нашъ, и велія крѣпость его (ст. 5). Такъ какъ онъ сказалъ о величайшемъ дѣлѣ, о томъ, что Богъ соберетъ столько тысячъ людей, разсѣянныхъ по всей /с. 535/ вселенной, то говоритъ теперь о могуществѣ Его, располагая самыхъ колеблющихся изъ іудеевъ къ вѣрѣ. И разума его нѣсть числа. Поэтому не изслѣдуй, какъ и какимъ способомъ; величіе его безпредѣльно. {477} Потому онъ и сказалъ: величію его нѣсть конца (Пс. CXLIV, 3). Какъ безпредѣльно Его величіе, такъ безпредѣльна и мудрость. Потому сказавъ: велій Господь нашъ, онъ и присовокупилъ: и разума его нѣсть числа. И знаніе Его удивительно, почему пророкъ и говоритъ: удивися разумъ твой отъ мене; утвердися, не возмогу къ нему (Пс. CXXXVIII, 6), и судьбы Его неизслѣдимы, почему онъ и говоритъ: судьбы твоя бездна многа (Псал. XXXV, 6).

2. Итакъ, если Богъ и великъ, и силенъ, и премудръ, то не изслѣдуй, какъ это будетъ. Пріемляй кроткія Господь, смиряяй же грѣшники до земли (ст. 6). Дабы кто-нибудь изъ безумныхъ не сказалъ: что намъ до того, что Онъ въ точности знаетъ звѣзды? — пророкъ излагаетъ и попеченіе Его о людяхъ, являемое такимъ образомъ; и не сказалъ: помогающій кроткимъ Господь, но гораздо болѣе: пріемляй; выразился такъ, какъ бы о любвеобильномъ отцѣ. Что же значитъ: пріемляй? Успокоивающій, поддерживающій, руководящій. Видишь ли совершенную силу Его въ томъ и въ другомъ случаѣ — и въ возвышеніи смиренныхъ и въ низложеніи гордыхъ? Онъ не просто смиряетъ, но до крайности, это именно значитъ: до земли. Начните Господеви во исповѣданіи (ст. 7). Другой: исчислите [6]. Сказавъ о дѣлахъ Его, пророкъ опять призываетъ людей къ славословію: начните, говоритъ, Господеви во исповѣданіи, т. е. въ благодареніи, съ великимъ усердіемъ. Пойте Богови нашему въ гуслехъ. Другой: на лирѣ [7]. Одѣвающему небо облаки, уготовляющему земли дождь (ст. 8). Чтобы кто-нибудь изъ безчувственныхъ не сказалъ: чтó мнѣ до небеснаго? — пророкъ тотчасъ присовокупляетъ и пользу для людей, показывая этимъ прибавленіемъ и то, для чего Богъ покрываетъ небо облаками. Для тебя, говоритъ, для того, чтобы приготовить тебѣ дождь; и для тебя, чтобы онъ произвелъ траву. Посмотри на мудрость пророка: онъ говоритъ о благахъ всеобщихъ, которыя Богъ даровалъ всѣмъ, и такимъ образомъ заграждаетъ уста безумнымъ съ особенною силою. Въ самомъ дѣлѣ, если Богъ такъ щедръ для невѣрныхъ, что и собираетъ облака, и низводитъ дождь, и оживляетъ землю, то тѣмъ болѣе сдѣлаетъ добро вамъ, которые называетесь собственнымъ его народомъ.

Прозябающему на горахъ траву. Смотри, какъ щедродательно Его промышленіе: не только на воздѣланной землѣ, но и на го/с. 536/рахъ Онъ предлагаетъ обильную Свою трапезу, приготовляетъ пищу для скотовъ, которые сотворены на служеніе людямъ. Потому пророкъ и продолжаетъ: дающему скотомъ пищу ихъ, и птенщемъ врановымъ, призывающымъ его (ст. 9). Здѣсь онъ указываетъ на другой видъ попеченія Божія, — на то, что Богъ даетъ пищу не только скотамъ, служащимъ человѣку, но и другимъ безсловеснымъ животнымъ: и птенцемъ, говоритъ, врановымъ, призывающымъ его. {478} Если же Онъ такъ печется о безсловесныхъ животныхъ, и притомъ дикихъ и не служащихъ людямъ, — то гораздо болѣе промышляетъ о людяхъ, особенно о тѣхъ людяхъ, которые прославляютъ Его пѣснопѣніями, которыхъ Онъ назвалъ даже собственнымъ Своимъ народомъ и наслѣдіемъ. Далѣе, такъ какъ они были слабы, не имѣли оружія и нуждались во всемъ, то, чтобы они не смущались этимъ, смотри, какъ онъ исправляетъ такой недостатокъ. Не въ силѣ, говоритъ, констѣй восхощетъ, ниже въ лыстѣхъ мужескихъ благоволитъ: благоволитъ Господь въ боящихся его, и во уповающихъ на милость его (ст. 10, 11). Другой: въ ожидающихъ милости его [8]. Если, говоритъ, вы будете имѣть страхъ и совершенную надежду на Него, то пріобрѣтете Его благоволеніе; а пріобрѣтши Его благоволеніе, будете могущественнѣе всѣхъ, кто имѣетъ коней и оружія. Нужно только одно: не унывать и не смущаться, но ожидать Его милости, потому что въ томъ и состоитъ надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духомъ, не тотчасъ получая ожидаемое. И хорошо сказалъ онъ: на милость его, потому что они не имѣли дерзновенія по дѣламъ своимъ. Хотя, говоритъ, ваши дѣла измѣняютъ вамъ, но надѣйтесь на Его милость, и вы удостоитесь Его попеченія и помощи, которыхъ да сподобимся всѣ мы, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава, во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] ἀλληλούια, ὅτι καλὸν ᾠδὴ τῷ Θεῷ. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[2] οἰκοδομήσει... τοὺς ἐξωσμένους. Симмахъ.
[3] τὰ κατεαγμένα. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[4] τοῖς πᾶσιν. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[5] πάντας αὐτοὺς ὀνομασί καλέσει. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[6] καταλέξατε. Симмахъ.
[7] διὰ λύρας. Симмахъ.
[8] τοῖς ἀναμένουσιν. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга вторая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 533-536.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.