Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ІОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХІЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО.
(Томъ 5-й. Книга 2-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899).

БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 145.
Хвали душе моя Господа: восхвалю Господа въ животѣ моемъ, пою Богу моему, дондеже есмь (ст. 1, 2).

1. Пророкъ начинаетъ этотъ псаломъ тѣмъ, чѣмъ кончилъ предъидущій, — хвалою и славословіемъ. Это не мало способствуетъ очищенію души. Хвалою же, какъ я неоднократно говорилъ, онъ называетъ прославленіе посредствомъ дѣлъ, какъ и Христосъ /с. 530/ говоритъ: да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, иже на небесѣхъ (Матѳ. V, 16); {473} также и Павелъ: прославите убо Бога въ тѣлѣ вашемъ, и въ душѣ вашей (1 Кор. VI, 20). И какъ въ предъидущемъ псалмѣ пророкъ говорилъ: на всякъ день благословлю тя (Псал. CXLIV, 2), такъ и здѣсь: пою Богу моему, дондеже есмь. Потомъ, опять желая сдѣлать другихъ людей участниками въ славословіи, онъ начинаетъ повѣствовать о человѣколюбіи Божіемъ, горя и пламенѣя любовію, обозрѣвая всю вселенную, приглашая всѣхъ въ хоръ свой. Дѣйствительно, и это составляетъ великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Онъ призываетъ многихъ быть участниками Его спасенія. Не надѣйтеся на князи, на сыны человѣческія, въ нихже нѣсть спасенія (ст. 3). Другой переводчикъ говоритъ: на того, кто не можетъ спасти [1]. Пусть выслушаютъ это увѣщаніе и совѣтъ тѣ, которые надѣются на человѣческое покровительство, непрочное и невѣрное. Что значитъ: въ нихже нѣсть спасенія? Они, говоритъ, не властны въ своемъ собственномъ спасеніи, не могутъ покровительствовать даже самимъ себѣ; когда придетъ кончина, они будутъ лежать безгласнѣе камней. Это означаютъ послѣдующія слова: изыдетъ духъ его и возвратится въ землю свою: въ той день погибнутъ вся помышленія его (ст. 4). Другой: предположенія его [2]. Смыслъ этихъ словъ слѣдующій: кто не можетъ защитить самого себя, тотъ, какъ можетъ спасать другихъ? Нѣтъ ничего слабѣе и ненадежнѣе такой надежды. Это показываютъ самыя дѣла. Павелъ, бесѣдуя о надеждѣ на Бога, сказалъ: упованіе же не посрамитъ (Рим. V, 3).

Не таковы дѣла человѣческія, они слабѣе тѣни. Не говори мнѣ, что такой-то человѣкъ — начальникъ. И начальникъ въ этомъ отношеніи не имѣетъ никакого преимущества предъ обыкновеннымъ человѣкомъ; онъ подлежитъ такой же неизвѣстности. Даже, если можно сказать нѣчто удивительное, потому особенно и не должно надѣяться на него, что онъ — начальникъ. Такая власть весьма непрочна. Если онъ не падаетъ, то бываетъ склоненъ къ гнѣву и пользуется своею властію неблагонамѣренно, какъ будто онъ не долженъ будетъ отдать отчетъ тому, кто принималъ отъ него обѣтъ; если же онъ будетъ благонамѣренный, то тѣмъ скорѣе въ сравненіи съ частными людьми можетъ подвергаться паденіямъ, чѣмъ большими и многочисленнѣйшими бываетъ окруженъ кознями; и тѣмъ легче онъ можетъ /с. 531/ быть уловленъ, чѣмъ больше людей, строящихъ ему козни. Что значатъ тѣлохранители? Что значатъ многочисленные стражи? Итакъ, кто въ благоустроенномъ городѣ не можетъ поручиться даже за собственное тѣло, но находится въ такомъ тревожномъ состояніи, какъ будто находится среди непріятелей, тотъ какъ можетъ спасать другихъ? Кто во время мира боится больше находящихся на войнѣ, тотъ какъ можетъ другихъ утверждать въ безопасности и избавлять отъ опасностей? Многіе сами по себѣ могли бы жить въ безопасности, но погибли именно оттого, что надѣялись на такихъ людей; когда эти послѣдніе падали, то они низвергались вмѣстѣ съ ними; для другихъ самые стражи дѣлались предателями. Впрочемъ пророкъ, оставивъ все это, — потому что многіе избѣгали подобныхъ случаевъ, — указываетъ на то, что не подлежитъ сомнѣнію, на смерть. Если даже, говоритъ, все будетъ у тебя идти благополучно, если онъ будетъ доброжелателенъ къ тебѣ, благосклоненъ и готовъ на воздаянія, то, окончивъ жизнь среди обѣщаній, онъ оставляетъ тебя съ пустыми надеждами, {474} потому что ему не достало жизни для исполненія обѣщанія. Если же онъ даже не имѣетъ достаточно жизни для исполненія обѣщанія, но жизнь его прерывается прежде исполненія, то ты прибѣгаешь къ ненадежной помощи. Или вы не знаете, что такъ случилось со многими, и когда падалъ покровитель ихъ, они, лишившись помощника, терпѣли отъ этого большее паденіе? Но что я говорю о непрочности и неисполненіи обѣщаній, когда недолго остается и самъ виновникъ ихъ? И возвратится, говоритъ пророкъ, въ землю свою. Если онъ погибаетъ, то тѣмъ болѣе обѣщанія его. Потому пророкъ и прибавляетъ: въ той день погибнутъ вся помышленія его, выражая, что не только обѣщанія его не достигнутъ исполненія, но погибнетъ и самъ обѣщающій. Что же затѣмъ онъ дѣлаетъ? Отклонивъ надежды человѣческія, онъ указываетъ безопасную пристань и несокрушимую крѣпость и предлагаетъ совѣтъ. Это и есть превосходнѣйшій способъ увѣщанія — отклонять отъ слабаго и приводить къ твердому, уничтожать ложное и представлять истинное, обличать вредное и показывать полезное. Блаженъ, емуже Богъ Іаковль помощникъ его, упованіе его на Господа Бога своего (ст. 5). Видишь ли важность совѣта и увѣщанія? Подъ именемъ блаженства онъ разумѣетъ всѣ блага и показываетъ безопасность этой надежды. Назвавъ блаженнымъ надѣющагося на Бога, онъ говоритъ потомъ о силѣ Помощника, объясняя, каковъ человѣкъ, и каковъ Богъ; тотъ погибаетъ, а Этотъ пребываетъ, и не только Самъ пребываетъ, но и дѣла Его. Потому онъ и присовокупляетъ: сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже въ нихъ (ст. 6).

/с. 532/

2. Если же дѣла Его постоянны, то тѣмъ болѣе Самъ Онъ неизмѣняемъ и всемогущъ; самыя дѣла Его доказываютъ Его силу и то, что Онъ таковъ. Но если Онъ, при неизмѣняемости и всемогуществѣ, не желаетъ? Многіе неразумные говорятъ это. Но, смотри, какъ пророкъ уничтожаетъ такое сомнѣніе. Сказавъ: сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже въ нихъ, онъ присовокупляетъ: хранящаго истину въ вѣкъ, творящаго судь обидимымъ (ст. 7). Смыслъ словъ его слѣдующій: въ томъ и состоитъ дѣло Божіе, обыкновенное и особенно Ему свойственное, чтобы не оставлять безъ вниманія обижаемыхъ, не проходить мимо притѣсняемыхъ, подавать руку помощи тѣмъ, кому строятся козни; и это постоянно. Поэтому онъ говоритъ: въ вѣкъ, указывая на это, и не только на это, но и на то, что слѣдуетъ далѣе. Дающаго пищу алчущымъ. Господь рѣшитъ окованныя, Господь умудряетъ слѣпцы. Другой: просвѣщаетъ [3]. Господь возводитъ низверженныя, Господь любитъ праведники. Господь хранитъ пришелцы: сира и вдову пріемлетъ, и путь грѣшниковъ погубитъ (ст. 8, 9). Видишь ли, какъ онъ всякимъ образомъ доказываетъ, что промышленіе Божіе простирается на все, что Его дѣло — избавлять отъ бѣдствій, утолять голодъ, освобождать отъ узъ? Впрочемъ это отчасти могутъ дѣлать и люди; но слѣдующее — нѣтъ. Онъ исцѣляетъ, говоритъ, слѣпоту, {475} возстановляетъ падшихъ, прославляетъ сіяющихъ добродѣтелію, спасаетъ беззащитныхъ, утѣшаетъ и ободряетъ скорбящихъ и бѣдствующихъ отъ сиротства и вдовства. Потомъ, сказавъ: любитъ праведники, показываетъ, что Богъ многимъ помогаетъ даже за одно только несчастіе. Такъ, алчущихъ Онъ питаетъ потому, что они алчутъ, хотя въ этомъ нѣтъ добродѣтели; связанныхъ разрѣшаетъ потому, что они связаны, хотя и это не добродѣтель, а несчастіе; слѣпымъ даетъ зрѣніе по причинѣ слѣпоты, хотя и это не заслуга, а несчастіе, — равно какъ и разслабленіе, и странничество, и сиротство, и вдовство. Если же Онъ помогаетъ находящимся въ несчастіяхъ, то тѣмъ болѣе подвизающимся въ добродѣтели. Итакъ, если Онъ и можетъ и хочетъ, и всѣ дѣла Его постоянны, если Онъ и принимаетъ добродѣтель и милуетъ за несчастія, то почему ты не оставляешь защитника ненадежнаго, слабаго, тлѣннаго, и не прибѣгаешь къ сильному и непобѣдимому, Который не укоряетъ за несчастія, но избавляетъ отъ нихъ, и можетъ сдѣлать все, чего хочетъ? Посмотри, съ какою точностію выразился пророкъ и въ послѣднихъ словахъ. Онъ не сказалъ: грѣшниковъ погубитъ, но путь ихъ, т. е. дѣла ихъ. Богъ не отвращается отъ существа, но /с. 533/ ненавидитъ пороки. Воцарится Господь во вѣкъ, Богъ твой, Сіоне, въ родъ и родъ (ст. 10). Если же Онъ царствуетъ постоянно и пребываетъ вѣчно, то не должно сомнѣваться; но если Онъ не сдѣлалъ воздаянія здѣсь, то отлагаетъ его до большаго воздаянія. Итакъ, не будемъ смущаться и безпокоиться въ искушеніяхъ, если мы не тотчасъ получаемъ избавленіе отъ нихъ, но предоставимъ время избавленія Самому Господу; и когда совершимъ что-нибудь доброе, не будемъ тотчасъ же требовать воздаянія, но также будемъ полагаться на Его волю, потому что, если Онъ откладываетъ, то послѣ дѣлаетъ большее воздаяніе. Будемъ же благодарить Его за все и постоянно возсылать Ему хвалу. Такимъ образомъ и настоящую жизнь мы проведемъ въ великой безопасности, и достигнемъ неизреченныхъ благъ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава, со безначальнымъ Его Отцемъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] τῷ μὴ ἔχοντι σῶσαι. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[2] προθέσεις. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[3] φωτίζει. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга вторая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 529-533.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.