Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 32-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 31-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Григорій Богословъ († 389 г.)

Свт. Григорій Богословъ (Назіанзенъ), архіеп. Константинопольскій, великій отецъ Церкви и вселенскій учитель. Родился ок. 329 г. въ Аріанзѣ (въ Каппадокіи). Въ раннемъ дѣтствѣ св. Григорій видѣлъ сонъ, предуказывавшій ему путь послѣдующей жизни: цѣломудріе и чистота въ образѣ прекрасныхъ дѣвъ явились ему, приглашая слѣдовать за собою. Среднее образованіе получилъ въ Кесаріи Каппадокійской. Послѣ этого продолжилъ образованіе въ Кесаріи Палестинской, Александріи и Аѳинахъ. Въ Аѳинахъ подружился со свт. Василіемъ Великимъ, причемъ два друга «знали лишь два пути — въ школу и христіанскую церковь» Ок. 357 г. покинулъ Аѳины и черезъ Константинополь прибылъ на родину, гдѣ принялъ св. крещеніе. Въ 359 г. въ день Рождества Христова былъ посвященъ во пресвитера своимъ отцомъ, Григоріемъ старшимъ, еп. Назіанза. Свт. Василій Великій, уже еп. Кесарійскій, почти насильно посвятилъ св. Григорія во епископа для мѣстечка Сасимъ. Послѣ смерти родныхъ, стремясь къ подвижничеству, удаляется въ Селевкію въ монастырь св. Ѳеклы. Изъ Селевкіи св. Григорій вызывается православными въ Константинополь для защиты св. Православія, гонимаго аріанами. Въ маѣ 381 г., когда по волѣ имп. Ѳеодосія, былъ созванъ 2-й Вселенскій Соборъ, св. Григорій, согласно желанію императора и народа, былъ избранъ на праздную каѳедру константинопольскаго епископа. Отцы собора утвердили это избраніе. Вскорѣ несогласія между нимъ и отцами собора (гл. образомъ изъ-за мѣръ по искорененію мелетіанскаго раскола), заставили свт. Григорія удалиться на родину, гдѣ онъ проводилъ время въ уединеніи, занимаясь литературными трудами. Здѣсь онъ мирно скончался въ 389 г. Сочиненія свт. Григорія раздѣляются на три группы: 45 словъ, 243 письма и собраніе стихотвореній. Характеръ его сочиненій, по-преимуществу, нравственно-догматическій и пастырелогическій. Слова и нѣкоторыя письма свт. Григорія имѣли большое вліяніе на выясненіе православнаго ученія о Пресвятой Троицѣ и о Лицѣ Господа Іисуса Христа. Память свт. Григорія Богослова — 25 января (7 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Григорія Богослова

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 4-й.

ТВОРЕНІЯ ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ГРИГОРІЯ БОГОСЛОВА, АРХІЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО.
(Часть 4-я. Изданіе 1-е. М., 1844).

БОГОСЛОВСКІЯ ПОСЛАНІЯ:

ПОСЛАНІЕ 1,
къ монаху Евагрію, о Божествѣ.

Весьма дивлюсь ясности твоего ума и прихожу въ крайнее изумленіе отъ того, что, чрезъ точные вопросы свои, дѣлаешься ты виновникомъ такихъ умозрѣній и столь важныхъ изслѣдованій, когда приводишь меня въ необходимость говорить и трудиться надъ доказательствами тѣмъ, что предлагаешь мнѣ необходимые и полезные вопросы. Ибо, послѣ твоихъ вопросовъ, и мнѣ совершенно необходимо дать ясные на нихъ отвѣты. Такъ и теперь предложенный тобою вопросъ былъ слѣдующаго содержанія: какъ представить себѣ естество (иный правильнѣе назвалъ бы сіе сущностію, а не естествомъ) Отца и Сына и Святаго Духа? простымъ, или сложнымъ? Если оно просто: то какъ заключаетъ въ себѣ Три — число наименованныхъ выше? Чтó просто, то одновидно и нечисленно; а чтó подлежитъ счисленію, то необходимо разсѣкается, хотя бы и не было счисляемо; и разсѣкаемое подлежитъ страданію: ибо сѣченіе есть страданіе. И такъ если естество Всесовершеннаго просто; то /с. 186/ напрасно нареченіе Именъ: а если нареченіе Именъ истинно, и должно вѣровать въ Имена; то не имѣетъ уже мѣста одновидность и простота. Посему какое же естество Божіе? — спрашивалъ ты меня.

Слово истины представитъ на сіе объясненія со всею тщательностію; оно не будетъ, по недостатку доказательствъ, неразумно замѣнять ихъ призракомъ безотчетной вѣры, не покусится нетвердость своего убѣжденія закрывать свидѣтельствами древнихъ басней: но точнымъ изслѣдованіемъ и прямыми заключеніями приведетъ въ ясность достовѣрность умозрѣнія. Да поступитъ же слово наше съ сего, и да скажемъ, какъ должно представлять себѣ Божество, простымъ ли чѣмъ, или тройственнымъ? Ибо такъ говорить и вѣровать принуждаетъ насъ тройственность именъ. И нѣкоторые, употребивъ во зло сіи имена, составили нетвердыя и совершенно неумѣстныя ученія, полагая, что съ произношеніемъ именъ вмѣстѣ и сущность терпитъ уже раздѣленіе. Но намъ, какъ и самъ ты говоришь, должно оставить таковыхъ, нетвердо доказывающихъ пріемлемое ими ученіе; устремимъ же умъ свой на правильное усвоеніе познанія. Итакъ прежде опредѣлимъ, чтó такое есть Богъ; потомъ тщательно займемся доказательствами.

Сущность Божія, безъ сомнѣнія, проста и нераздѣльна, по самому естеству имѣя въ себѣ простоту и безтѣлесность. Но можетъ быть противорѣчитъ сему понятіе о раздѣльности именъ, числомъ три уничтожая одновидность Всесовершеннаго. Не ужели же ради одновидности необходимо намъ оставить исповѣданіе Отца и Сына и Святаго Духа? /с. 187/ Ни какъ. Ибо нареченіе именъ не повредитъ нераздѣльному единству Всесовершеннаго. Умопостигаемое, хотя и многоименно (у каждаго народа оно именуется весьма многими именами), однако же выше всякаго наименованія; потому что для умосозерцаемаго и безплотнаго нѣтъ ни одного собственнаго имени. И какъ наименовать собственно то, чтó не подлежитъ нашимъ взорамъ, чего вовсе не можемъ уловить человѣческими чувствами? Но для точнѣйшаго уразумѣнія цѣлаго возмемъ малѣйшую частицу умосозерцаемаго — душу. Душа называется именемъ женскаго рода, но не имѣетъ въ себѣ никакого женственнаго свойства, такъ какъ, по существу своему, она ни мужескій полъ, ни женскій. Подобнымъ образомъ и раждаемый душею λόγος (слово), хотя имѣетъ имя мужескаго рода, однако же и онъ, какъ извѣстно, состоитъ внѣ всякой, мужеской ли то или женской, тѣлесности. А если и послѣднія изъ умосозерцаемыхъ — душа и слово, не имѣютъ собственныхъ именъ: то какъ можно сказать, что собствеными именами называются такіе предметы, которые въ ряду умосозерцаемыхъ суть первые и даже выше умосозерцаемаго? Но хотя употребленіе именъ полезно по необходимости, такъ какъ оно ведетъ насъ къ составленію понятія о предметахъ умосозерцаемыхъ; однако же нѣкоторые, думая, что вмѣстѣ съ наименованіями и самая сущность грубымъ образомъ дѣлится на части, представляютъ въ мысляхъ своихъ нѣчто во всѣхъ отношеніяхъ недостойное Божественнаго. Намъ же, цѣнителямъ истины, должно знать, что божественная и нераздѣльная сущность Всесовершеннаго /с. 188/ не сложна и единовидна, но, для пользы нашего душевнаго спасенія, какъ сказали мы, дѣлится, повидимому, наименованіями, и допускаетъ необходимость дѣленія. Какъ душа, которая сама есть существо умосозерцаемое, пораждаетъ множество безпредѣльныхъ мыслей, однако же не дѣлится отъ того, чтó подлежитъ мышленію, и отъ предшествовавшихъ въ ней мыслей не истощается въ богатствѣ мыслей, но болѣе обогащается, нежели оскудѣваетъ; и какъ сіе самое призносимое и общее всѣмъ слово не отдѣльно отъ души, его произносящей, но тѣмъ не менѣе бываетъ въ то же время и въ душахъ слушающихъ, такъ что и отъ первой не отлучается, и въ послѣднихъ находится, производитъ же болѣе единеніе, нежели раздѣленіе ихъ и нашихъ душъ: такъ и ты представляй Сына нимало неотлучнымъ отъ Отца, и опять Духа Святаго неотлучнымъ отъ Сына, подобно какъ мысль въ умѣ. Какъ между умомъ, мыслію и душею невозможно представить какого-либо дѣленія и сѣченія; такъ равно невозможно представлять никакого дѣленія или сѣченія между Святымъ Духомъ, и Спасителемъ, и Отцемъ: потому что, какъ сказали мы, естество умосозерцаемаго и Божественнаго нераздѣльно. Или еще: какъ невозможно найдти дѣленія между кругомъ солнечнымъ и лучемъ, по причинѣ неизмѣняемости, безтѣлесности, простоты и недѣлимости, напротивъ того лучъ соединенъ съ кругомъ и наоборотъ, кругъ, подобно роднику, потоками изливаетъ на все лучи, какъ-бы наводняя насъ свѣтомъ и вдругъ погружая въ море красоты: такъ, подобно какимъ-то лучамъ, ниспосланы къ намъ, /с. 189/ отъ Отца свѣтоносный Іисусъ и Святый Духъ. Ибо какъ лучи свѣта, по природѣ своей имѣя между собою нераздѣльное соотношеніе, отъ свѣта не отлучаются, другъ отъ друга не отсѣкаются, и до насъ низводятъ даръ свѣта: такимъ же образомъ и Спаситель нашъ и Святый Духъ — какъ сугубый лучъ Отца, и намъ преподаютъ свѣтъ истины, и пребываютъ соединены со Отцемъ. И какимъ образомъ изъ воднаго источника, дающаго безъ оскудѣнія сладкую воду, иногда обильная и неудержимая струя, выходя въ-началѣ изъ одного ключа единымъ токомъ, въ теченіи сѣчется на два ручья и, если смотрѣть на образовавшіеся ручьи, имѣетъ двойное теченіе, въ самой же сущности отъ такого дѣленія ничего не терпитъ, потому что токъ, хотя раздѣляется положеніемъ ручьевъ, однако же сохраняетъ одно и то же качество влаги, и каждый изъ означенныхъ ручьевъ, хотя представляется теряющимся вдали и далеко отстоящимъ отъ источника, но, по непрерывности теченія въ источникѣ, относительно къ началу, соединенъ съ источникомъ, его пораждающимъ: подобнымъ образомъ и Богъ всѣхъ благъ, Строитель истины, Отецъ Спасителя, первая вина жизни, стебль безсмертія, источникъ присносущной жизни, ниспослалъ намъ сугубый умосозерцаемый даръ — Сына и Святаго Духа, но Самъ, по Своей сущности, не потерпѣлъ отъ сего никакого ущерба (ибо не подвергся какому-либо умаленію въ слѣдствіе пришествія Ихъ къ намъ). Они, снисшедши къ намъ, тѣмъ не менѣе пребываютъ неотлучными отъ Отца. Ибо, какъ сказали мы въ началѣ, естество Всесовершенныхъ нераздѣльно.

/с. 190/ Весьма многое, достопочтеннѣйшій, и гораздо больше, чѣмъ сказано, можно было бы найдти къ ясному изложенію самаго необходимаго вопроса объ Отцѣ и Сынѣ и Святомъ Духѣ, какъ именно надлежитъ понимать оный: но поелику для тебя и для подобныхъ тебѣ не трудно и изъ немногаго познать многое, то по сей причинѣ призналъ я справедливымъ здѣсь прекратить слово о семъ членѣ ученія.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, Архіепископа Константинопольскаго. Часть четвертая: [Слова 41-45; Богословскія посланія; Пѣснопѣнія таинственныя; Нравственныя стихотворенія; Стихи о самомъ себѣ; Стихи, относящіяся къ другимъ; Нравственныя стихотворенія.] — М.: Въ типографіи Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академiи, 1844. — С. 185-190. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 4.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.